Содержание
Введение…………………………………………………………………… | 3 |
Русская дуэль. Феномен русской дуэли…………………………… | 5 |
Дуэль в произведениях русской классической литературы……… | 9 |
Дуэль Онегина и Ленского в романе А. С.Пушкина «Евгений Онегин» (1823-1831 гг.)……………………… | 9 |
Дуэль Печорина с Грушницким: анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа Лермонтова «Герой нашего времени» (1840 г.)……………………………… | 13 |
Конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.)... | 16 |
Дуэль Долохова с Пьером Безуховым: роль эпизода в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869гг.)..... | 19 |
Заключение…………………………………………………………………. | 21 |
Список использованной литературы…………………………………… | 26 |
Введение
Дуэль…. Честь… Достоинство…. Любовь…. В моем понимании эти четыре слова связаны друг с другом. Многие произведения русской классической литературы в своих сюжетах используют сцены дуэли, во-первых, потому, что дуэль помогает лучше раскрыть характер того или иного героя произведения, а, во-вторых, история XIX века немыслима без дуэлей – одного из основных способов разрешения конфликтов, споров, выяснения отношений в те времена. Недопустимыми считались ложь, трусость, неверность присяге или данному слову. Дворянин призван уважать равных и защищать слабых. Человек чести должен признавать честь других, иначе и его собственная будет немного стоить. Везде, где чести и достоинству угрожает подлость, дворянин обязан встать на их защиту.
Мы живем в XXI век, но от этого тема дуэлей не стала для нас менее интересной. Конечно, в наше время никто уже не пытается защитить свою честь с помощью оружия – это противозаконно. В наше время есть другие способы – переговоры, споры в суде и т.п. Но романтизм той эпохи очень привлекателен для нас.
Об актуальности нашей темы говорит хотя бы дискуссия, возникшая на страницах одного сайта на форуме: «Дуэль. Как вы относитесь к поединкам?»1 всего полгода назад. Я полностью согласен с высказыванием незнакомого мне посетителя этого форума: «Наверное, я не за дуэль, а за честь, которую эта дуэль защищает. За существование чести, не раздутой и напыщенной, а за честь, которая не позволяет оскорблять человека, обливать его грязью «за просто так». За существование совести, разума и чести. Просто за то, чтобы человек думал о том, что он делает и зачем, и какие последствия могут последовать за его поступком».
Я же считаю, что не дуэли должны заставлять человека думать, что он делает, а воспитание. Дуэли – это крайнее средство. В человеке, прежде всего, должно быть воспитано внутреннее благородство.
Предмет нашего исследования: произведения русской классической литературы.
Объект исследования: дуэль в русской литературе.
Целью нашей работы является изучение и рассмотрение дуэли на примерах классической литературы.
Достижению поставленной цели должно способствовать решение следующих задач:
перечитать сцены дуэли в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и романе Л. Н. Толстого «Война и мир»;
ознакомиться с историей появления дуэли в России;
показать дуэль глазами разных писателей;
рассмотреть на литературных примерах, как менялось отношение к дуэли на протяжении XIX века.
1 Дуэль. Как вы относитесь к поединкам?//[Электронный ресурс] – forum.lki/
Другие работы по теме:
на тему: М. Ю. Лермонтов
Лермонтову пришлось жить и писать в одну из самых реакционных эпох русской истории. Начало этой эпохи было ознаменовано разгромом декабризма, а пределом ее, до которого Лермонтов не доложил, послужило сплочение и активизация революционной демократии
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Гринев в Белогорской крепости
Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование.
Дуэль Пьера с Долоховым. Анализ эпизода из романа Толстого Война и мир
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» не только показывает нам реалистически достоверные события времен наполеоновских войн, не только дает сложное переплетение художественных и мировоззренческих концепций автора, но и отвечает на главный вопрос, сформулированный в названии романа. По мнению автора, существует два главных направления в истории — к соединению людей и к их разобщению.
Дуэль Онегина с Ленским
Сцена дуэли Онегина с Ленским — центральный эпизод романа Пушкина. В стройной «зеркальной» композиции сюжета эта сцена является своеобразным «водоразделом». В первой его части мы видим Онегина в Петербурге, затем герой переезжает в деревню, где знакомится с Татьяной, которая влюбляется в него, пишет письмо, после чего происходит сцена объяснения Онегина с Татьяной в саду.
Тема дуэли в русской литературе
Итак, дуэль. На дуэль выходят антагонисты: «Циник» Печорин и «романтик» Грушницкий, «лед» — Онегин и «пламень» — Ленский, нигилист Базаров и «ортодокс» Кирсанов, миролюбивый Пьер Безухов и «буян и бретер» Долохов.
Гринев и Швабрин по роману Пушкина Капитанская дочка
(1 вариант) Гринев и Швабрин – два героя пушкинского романа, посвященного событиям страшной эпохи Пугачевского восстания. Оба офицеры, молодые люди, дворяне. Но судьбы их складываются совершенно по-разному. В чем причина этого?
Анализ эпизода Дуэль Онегина и Ленского
Автор: Пушкин А.С. Основной смысл эпизода заключается в том, что Онегин только после дуэли понимает, что ничего не изменилось, что он по-прежнему подчиняется правилам общества, от которого хотел убежать. Этот эпизод мы можем назвать моментом истины, так как только после того как Онегин убил Ленского, до него, наконец, дошла идея безысходности.
Поведение Онегина на дуэли
Автор: Пушкин А.С. Я считаю, что поведение Онегина на дуэли характеризует его исключительно с отрицательной стороны, а именно, как труса, человека хладнокровного и безразличного к другим.
Дуэль и смерть Пушкина 2
Дуэль и смерть Пушкина В петербургском большом свете, куда Александр Сергеевич Пушкин вступил после женитьбы, он и жена его были «в моде»: жена — за красоту и изящество манер, он — за ум и талант. Но их не любили и охотно распространяли об них самый ядовитые сплетни. Даже кроткая Наталья Николаевна возбуждала злую зависть и клеветы.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в. Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Мое любимое произведение А.С.Пушкина повесть Капитанская дочка
Мое любимое произведение А.С.Пушкина (повесть "Капитанская дочка") Автор: Пушкин А.С. Я знакома уже со многими произведениями А.С.Пушкина. Родоначальник русской литературы, он ныне самый популярный, любимый и читаемый поэт нашей страны. Каждый человек в России, да и во всем мире знает его имя.
Хронологический дневник А.С. Пушкина
А. С. Пушкин Хронологический дневник. Гаврилов Андрей 9-А класс Школа № 455 Колпино1999 г. А. С. Пушкин Хронологический дневник 26 Мая (6 июня) 1799г. Рождение
Низость и двоедушие Алексея Швабрина
Алексей Швабрин — один из героев повести "Капитанская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит.
Жизнь и смерть Евгения Базарова
В русской литературе есть всего два романа, главных героев которых зовут Евгений: “Евгений Онегин” и “Отцы и дети”. Случайно ли это совпадение имен?
Сравнительная характеристика Гринева и Швабрина
Белогорская крепость находилась вдалеке от тогдашних культурных и политических центров, однако и до нее докатилась волна пугачевского бунта. Небольшой гарнизон принял неравный бой. Крепость пала. Емельян Пугачев учиняет свой "императорский" суд.
Дуэль в романе "Евгений Онегин"
Общая характеристика и специфически признаки романа Пушкина "Евгений Онегин", его структура и основные сюжетные линии. Шестая глава романа как ключевой эпизод в понимании характеров героев. Место и значение сцены дуэли между Ленским и Онегиным в романе.
Галицко-русская матица
Га́лицко-ру́сская ма́тица — галицко-русское культурно-образовательное учреждение. Как указывает российская исследовательница Нина Пашаева, «украинские ученые очень не любят называть Матицу Галицко-русской. По их терминологии, это украинская „Галицько-руська“ матиця»[1].
Дуэль миньонов
Введение 1 Участники 2 Повод 3 Дуэль 4 Последствия 5 В литературе Введение Дуэль миньонов — поединок, состоявшийся в парижском парке Турнель 27 апреля 1578 года между приближенными короля Франции Генриха III (миньонами) и сторонниками герцога де Гиза (гизарами). Современники сравнивали этот бой с поединком Горациев и Куриациев.
Четверная дуэль
(фр. une partie carrйe) — поединок, в котором после противников стрелялись их секунданты. Наибольшую известность получила четверная дуэль из-за балерины Авдотьи Истоминой 24 ноября 1817 года на Волковом поле в Санкт-Петербурге. Противники: Завадовский — Шереметев; секунданты: Грибоедов — Якубович.
Зоря галицкая
Зоря галицкая (Зорѧ Галицка)— галицко-русская газета, печатный орган Главной русской рады. В украинской историографии считается первой украинской газетой.
Братство Русской Правды
Бра́тство Ру́сской Пра́вды (БРП) — русская белоэмигрантская организация, образованная в 1921 году в Берлине герцогом Г. Н. Лейхтенбергским, литераторами С. А. Соколовым-Кречетовым и А. В. Амфитеатровым, генералом П. Н. Красновым, полковником А. П. Ливеном и другими бывшими белогвардейцами для подрывной антисоветской деятельности.
Бёрр, Аарон
Аарон Бёрр [1] (англ. Aaron Burr, Jr., пр. [?r?n b?r]; 6 февраля 1756, Ньюарк, США — 14 сентября 1836, Статен-Айленд, Нью-Йорк, США) — третий вице-президент США, герой Первой американской буржуазной революции, путешественник.