Реферат: Учебный план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные педагогические технологии в вузе» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Учебный план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные педагогические технологии в вузе»

Остальные рефераты » Учебный план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные педагогические технологии в вузе»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.М. Горького»


Институт по переподготовке и повышению

квалификации преподавателей

гуманитарных и социальных наук

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ИППК В.И. Михайленко

«__17__» __января____2007 г.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению


«Современные педагогические технологии в вузе»


Екатеринбург

2007 г.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ

Форма занятий

Кол-во часов

Лекции 38
Практические занятия 30
Индивидуальные занятия с преподавателем -
Самостоятельные занятия 25

Итоговая аттестация

4

ВСЕГО

72


2. Темы.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ


Введение


Цель, задачи, основное содержание и особенности организации занятий по программе «Современные педагогические технологии в вузе».


1. Современные тенденции развития образовательного процесса в высшей школе


1.1. Характеристика инновационных процессов в образовании

Социо-культурные условия и основные направления в развитии современного образовательного процесса: модернизация традиционного обучения, инновационный подход к учебно-воспитательному процессу. Социально-философский взгляд на инновационные процессы в педагогике и образовании: «поддерживающее» обучение и его социальная функция, «инновационное» обучение и его преобразующая роль в социокультурной среде. Психологические основания инноваций в высшем образовании. Соответствие инновационных технологий профилю обучения.


1.2. Дидактические технологии в высшем образовании: сущность понятия, подходы к классификации

Современная дидактическая концепция: стратегии личностно-развивающего и деятельностного обучения.

Эволюция понятия «педагогическая технология». Сущность понятия «педагогическая технология» - современные подходы к трактовке понятия. Классификация обобщенных технологий обучения в ВУЗе. Специфические педагогические задачи, решаемые различными педагогическими технологиями.


2. Технологичный подход к обучению в высшей школе


2.1. Дидактическая характеристика процесса обучения

Системный подход к образовательному процессу. Структурная модель процесса обучения в высшей школе. Репродуктивное и продуктивное обучение. Взаимодействие преподавателя и студента в репродуктивном и продуктивном обучении.


2.2. Проектировочная деятельность преподавателя высшей школы

Характерные черты технологичного процесса обучения. Объекты, этапы и формы проектирования процесса обучения. Ориентировочная основа действий преподавателя при разработке педагогической технологии. Описание педагогических целей на основе диагностического подхода. Специфика целей обучения в вузе. Способы формулировки целей. Технология уточненного описания педагогической цели на примере конкретных занятий. Проектирование содержания образования (учебный курс, учебная тема).


2.3. Традиционные технологии обучения в высшей школе

Формы организации процесса обучения и методы обучения в Вузе, их классификации и характеристика.

Проблема совершенствования лекции как основной формы организации обучения: различные подходы.

Технология организации и проведения практических занятий, проблемы их совершенствования. Самостоятельная работа студентов: цели, противоречия и условия совершенствования. Проблемы организации и проведения учебно-исследовательской деятельности студентов.

Технологии контроля результатов учебной деятельности студентов. Критерии выбора методов обучения и контроля учебной деятельности.


3. Информационные технологии в высшем образовании


3.1. Информационная компетентность преподавателя высшей школы

Информационная культура педагога, пути ее развития, этапы становления. Основные направления информатизации работы преподавателя в вузе. Структура современного информационного образовательного пространства. Роль преподавателя высшей школы в его создании и развитии.


3.2. Инструментальные педагогические среды

Состав и характеристика педагогических программных средств (ППС). Виды ППС. Методы и способы использования ППС в учебном процессе вуза. Особенности применения ППС в преподавании предмета: индивидуализация обучения, учет индивидуально-психологических особенностей студента, формирование информационной культуры будущего специалиста

Интегрированные системы для создания моделей учебной деятельности студентов. Программные средства для создания контролирующих программ. Комплексы программ для разработки авторских занятий.


3.3. Дистанционное обучение в системе профессионального образования

Анализ отечественной и зарубежной практики дистанционного образования Дидактическая характеристика системы дистанционного образования: характерные особенности и принципы. Технологии дистанционного образования.

Проектирование образовательного ресурса. Классификация электронных информационно-образовательных ресурсов. Проектирование учебной темы как модуля дистанционного курса.


4. Инновационные дидактические технологии в высшей школе


4.1. Технологии активного обучения

Классификация технологий активного обучения. Характер учебной деятельности студентов и их взаимодействия с преподавателем. Проблемы организации групповой учебной деятельности студентов. Реализация технологии «шесть шляп мышления».


4.2. Технология проектно - созидательного обучения

Современные образовательные технологии: проблемы профессионально-педагогической компетентности преподавателя высшей школы. Проектные методики как средство развития творческой личности студента. Виды предметных и интегративных проектов и разнообразные формы их исполнения и презентации.


4.3. Технология модульно-рейтингового обучения

Дидактическая характеристика модульного обучения. Различные подходы к формированию рейтинговой системы.

Новые подходы к контрольно – оценочной деятельности. Портфолио. Индивидуально-куммулятивный индекс.


4.4. Природосообразные технологии в экопедагогике

Принцип природосообразности (исторический аспект). Экосистемность технологических основ учебного процесса. Современные педагогические технологии в экопедагогике (проекты, презентации).


5. Учебно-методическое обеспечение современного образовательного процесса в вузе


5.1. Психолого-педагогические основания построения системы учебно-методического обеспечения (СУМО) образовательного процесса

СУМО как проект системного описания учебно-воспитательного процесса: структура, иерархия компонентов. Система учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях новых информационных технологий.


5.2. Учебно-методический комплекс (УМК) и учебно-материальная база (УМБ) как дидактические средства обучения

Учебно-методический комплекс: нормативная учебно-методическая документация, учебно-методические материалы и издания. Учебно-методический комплекс по дисциплине (УМКД), учебно-методический комплекс по специальности (УМКС). Технология разработки учебной программы. Современные учебные, учебно-методические издания. Практикумы, контрольно-измерительные материалы в системе современного учебно-методического обеспечения. Учебно-материальная база образовательного процесса: проблемы обеспеченности, модернизации, использования.


5.3. Роль библиотеки высшей школы в образовательном процессе

Современные библиотечно-информационные ресурсы: функции, структура, технологии использования.


5.4. Научно-методическая работа преподавателя, педагогического коллектива как фактор качественного учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Формы и организационно-экономические условия научно-методической работы преподавателя высшей школ. Критерии ее эффективности, влияние на качество образования.


Распределение времени по темам

темы

Количество часов

Введение 2
1.1. 2
1.2. 4
2.1. 2
2.2. 4
2.3. 12
3.1. 4
3.2. 4
3.3. 6
4.1. 6
4.2. 4
4.3. 4
4.4 2
5.1. 2
5.2. 2
5.3. 6
5.4. 2
Зачет 4


2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


п.п.

Темы практических занятий

Количество часов


Проектирование диагностических целей обучения и отбор содержания образования на основе деятельностного подхода 4

Проблемы совершенствования вузовской лекции 2

Организация и проведение практических занятий и самостоятельной работы студентов 4

Составление тестовых заданий в соответствии с заданным уровнем усвоения учебного материала 2

Организация поиска педагогической информации средствами информационных технологий 2

Работа с готовыми ППС. Создание программы тестового контроля в инструментальной среде 2

Проектирование образовательного ресурса. 2

Реализация технологий «дебаты» и «шесть шляп мышления» на учебных занятиях 4

Этапы разработки учебных проектов студентов 2

Проектирование системы учебно-методического обеспечения процесса обучения в вузе. Конструирование УМК в соответствии с выбранной педагогической технологией 2

Использование информационно-библиотечных ресурсов 4

ВСЕГО (часов)

30


ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления, предлагаемые слушателям для индивидуальной самостоятельной работы:

Специфика реализации общедидактических принципов в системе высшего образования.

Проблема мотивации учебной деятельности студентов, педагогические пути ее решения.

Проблема контроля и оценки результатов учебной деятельности студентов.

Проблемы разработки учебно-методического обеспечения образовательного процесса в ВУЗе.

Проблемы совершенствования содержания высшего образования.

Проблемы разработки новых учебных курсов.

Проблемы использования эвристических методов в учебном процессе вуза.

Развитие творческих способностей студентов в процессе обучения.

Проектирование программы самосовершенствования преподавателя высшей школы.

Проектно-созидательное обучение в высшей школе.

Актуальные проблемы обучения взрослых

Эффективность специализированной педагогической подготовки преподавателей высшей школы.

Инновационные подходы к разработке и защите курсовых проектов

Концептуальные проблемы качества высшего профессионального образования

Педагогический тест: теория и практика

Разработка на основе ИКТ технологий дидактического материала - инструмента исследовательской творческой деятельности студентов: информационно-предметного, информационно-поискового, аналитического или рефлексивного (контролирующего) характера.

Создание описания педагогического телекоммуникационного проекта в рамках учебной дисциплины.

Создание модели педагогического (студенческого) телекоммуникационного проекта: публикация, презентация, сайт.

Профессиональная культура преподавателя высшей школы и условия ее реализации.

Основные методики проведения лекционных занятий.

Разнообразие методов проведения практических занятий.

Основные факторы, повышающие заинтересованность студентов в самостоятельном овладении материалом.

Педагогика саморазвития как система, побуждающая студентов к самостоятельности в учебном процессе.

Электронные презентации как средство активизации учебного процесса.

Использование Интернет-ресурсов в образовании.

Интернет-проекты как средство повышения познавательной активности.

Виртуальное образовательное учреждение

Использование компьютерных технологий в самостоятельной работе студентов.


Формы предъявления результатов самостоятельной работы слушателей: проектная разработка учебной темы или серии занятий; материал, готовый к публикации в жанре научных тезисов или научной статьи; материал, готовый для устного доклада.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

3.1. Основная литература

Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения – www.iet.mesi/broshur/broshur.html

Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения – СПб.: Свет, 1997. – 400 с.

Долинер Л.И. Информационные и коммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты –Екатеринбург: изд-во Рос. Гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 344 с.

Компьютерные телекоммуникации — школе / Под ред. Полат Е.С. – М., 1995.

Пейперт С. Переворот в сознании. Дети, компьютеры и плодотворные идеи – М.: Педагогика, 1989. – 224 с.

Асмолов. Психология личности. М., 1990.

Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М., 1974.

Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989.

Богуславский М.В. ХХ век российского образования. М.: ПЕР. СЭ 2002.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.

Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Собрание сочинений: В 6- ти т. Т. 4. М., 1984.

Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. — М., 2002.

Загвязинский В.И., Грищенко Л.И. Основы дидактики высшей школы. Тюмень, 1979.

Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения учебной дисциплине. М.: 1994.

Концепция и программная модернизация российского образования до 2015 года. Интернет ресурсы Министерства образования РФ.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990.

Лернер И.Я. Профессиональное образование в России. М., 1997.

Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М., 2004.

Microsoft Windows Professional 2003. Самоучитель. Шаг за шагом. – М.: ЭКОМ.2003.

Microsoft Office 2003. Самоучитель. Шаг за шагом – М.: ЭКОМ.2003.

Microsoft Publisher Professional 2003. Самоучитель. Шаг за шагом – М.: ЭКОМ.2003.

Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С.И.Самыгина. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Попков В.А., Коржуев А.В. Дидактика высшей школы. Учебное пособие. М., 2001.

Попков В.А., Коржуев А.В. Учебный процесс в вузе: состояние, проблемы, решения. М., 2000.

Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования. М.: Академический проект, 2004.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Педагогика и психология. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2001.

Региональная политика, культура, содержание образования. Андрюхина Л.М. Екатеринбург: ИРРО, 1996.

Роберт И. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М., 1994.

Стандарты образования нового поколения. Интернет ресурсы Министерства образования РФ.

Федеральный Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Шляхтина С.А. Windows 95/98. Серия уроков для пользователя, «Сократ», Екатеринбург, 2000.

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М., 2002.

Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988.


3.2. Дополнительная литература


Башмаков А. И. Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем – М., 2003. – 616 с.

Богданов И.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования, 2001, № 1. - С. 71–64.

Матрос Д.Ш. Информационная модель Антонова С.Г. Информационная культура личности. Вопросы формирования // Высшее образование в России.-1994.-№ 1.- С.82-89.

Анциферова Л.И. Условия деформации развития личности и конструктивные силы человека // Психология личности: Новые исследования / Под ред. Абульхановой-Славской К.А. М., 2000.

Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. — М., 1982.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический процесс. - М., 1977. - 192 с.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного под­хода.— М., 1973.

Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис.- М.: Наука,1989.

Будущее европейского образования. Болонский процесс (Сорбонна- Болонья-Саламанка-Прага). Составитель Е.В.Шевченко. СПб: Изд-во СПб ГПУ, 2002.

Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.

Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. Рабочий документ. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 5-9 октября 1998г.

Гейн А.Г. Земля. Информатика: Пособие для учителей. Екатеринбург.-Дом учителя.-1997.

Гершунский Б.С. Философия образования. Изд-во «Флинта». М., 1998.

Гигиенические условия организации учебных занятий с применением компьютеров в средней общеобразовательной школе: Временные методические рекомендации / Сост. Е.К.Глушкова и др. - М., 2003.

Грабарь М.И., Краснянская К А. Применение математической ста­тистики в педагогических исследованиях. — М., 1977.

Дергач А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2001.

Дудина М.Н. Педагогика – долгий путь к гуманистической этике. – Екатеринбург, 1998.

Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические мето­ды в педагогике. — М., 1968.

Ильин В.Б., Калинкин А.Г. Природа науки. — М., 1985.

Краевскйй В.В. Методология педагогического исследования. — Са­мара, 1994.

Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. СПб., 2001.

Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М., 2001.

Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

Маслоу А. Психология бытия / Пер. с англ. М., 1997.

На пути к «Повестке дня на XXI век» в области высшего образования. Рабочий документ. Всемирная конференция по высшему образованию. ЮНЕСКО, Париж, 5-9 октября 1998г.

Новое качество высшего образования в современной России (содержание, механизмы реализации, долгосрочные и ближайшие перспективы). Под научной ред. Селезневой Н.А. и Суббето А.И. М., 1995.

Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика,1995.

Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д, 1996.

Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354с.

Поспелов Д.А. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. - Москва.-Педагогика-Пресс. - 1996.

Проблемы методологии педагогики и методики исследо­ваний / Под ред. М.А. Данилова, Н.И. Болдырева. — М., 1971.

Реформы образования. Аналитический обзор. Под общей редакцией В.М.Филиппова. М., 2003.

Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000.

Сингх Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира: перспективы. Вопросы образования. Париж, 1993, №1.

Скалова Я. Методология и методы педагогических иссле­дований. — М., 1989.

Смирнов С. Педагогика и психология высшего образования. М., 1995.

Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000.

Управление современным образованием. Социальные и экономические аспекты. Под ред. Проф. А.Н. Тихонова. М., 1998.

Управление образовательными системами: Для студентов вузов. Шамова Т.И. М.: Академия, 2003.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и информационной защите». Принят Гос. Думой 25.01.95г.

Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе. М., 2002.

Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997.

Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. М., 2003.

Эйхер Ж.К., Шевалье Т. Переосмысление проблем финансирования послесреднего образования. Высшее образование в Европе, т.17, №1, М., 1992.

Эриксон Э. Идентичность личности: юность и кризис. М., 1996.

Toffler A. Previews and Premises. New York: Morrow, 1983, 230 p.

Bell D. The Social Framework of Information Society. The Computer Age: a twenty year view. London, 1981.


3.3. Пособия и методические указания


Долинер Л.И., Ершова О.А. Педагогическая диагностика: методика разработки и использования компьютерных тестов школьной успеваемости: Учеб. пособ. – Екатеринбург, 1999. – 137 с.

Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств – Сб. ст. / Под ред. Роберт И.В. – М., 1991. – 98 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для стулдентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. – М., 1999. – 224 с.

Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Российский Новый Университет, М., 2002.

Левина М.Л. Технологии профессионального педагогического образования: Учебное пособие. М.: Академия, 2001

Микляев А. Настольная книга пользователя IBM PC . 2 издание, дополненное. Москва, “Солон”, 2002 г.

Образование, которое мы можем потерять. Сборник под общей редакцией академика В.А.Садовничего. М., МГУ, 2002.

Симонович С.В., Г. Евсеев, А. Алексеев. Специальная информатика. Универсальный курс, учебное пособие. Ч. 1, АСТпресс, М., 1998 г.

Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев. Специальная информатика. Универсальный курс: Учебное пособие. Ч. 2, АСТпресс, М., 1998 г.


Учебный план составила Сорвачева Г. В., канд.пед.наук,

доцент кафедры педагогики УрГУ


«15» января 2007 г.