Рецензия на экзаменационную работу
по литературе
( реферат на тему «Фольклорные основы сказок-повестей Шукшина» )
ученицы 11 Б класса
Забитчук Екатерины
В программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова в 11 классе, пожалуй, впервые учащимся была предложена для обзорного изучения сказка-повесть Василия Макаровича Шукшина «До третьих петухов». Довольно символично, что литературное образование ребёнка начинается с народной сказки «Колобок», а завершается авторской, шукшинской, «До третьих петухов». Восхождение от мудрости, понятной даже младенцу, к более серьёзной проблематике, «вечным» темам, философии заинтересовало Екатерину. В начале работы над темой реферата я задала ей вопрос: « О чём говорится в русской народной сказке «Курочка Ряба» и чему она учит?» И призадумалась тут красна девица…Оказывается, в известном всем варианте смысл сказки надёжно удалён и труднодоступен. А.А.Потебня говорил: «Легко ошибиться, навязав народу то или другое понимание, но очевидно, что подобные рассказы живут по целым столетиям не ради своего буквального смысла, а ради того, который в них может быть вложен». Вспомнилось тут и о несостоявшемся счастье, и об улетевшей жар-птице, и о том, что в своих потерях виноват сам человек, неготовый к большому счастью, как говорится, что имеем, не храним, потерявши – плачем. От этих размышлений и начала свой поиск ученица.
Предваряет работу удачно подобранный эпиграф – высказывание Шукшина о русском народе, который «за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения … честность, трудолюбие, совестливость, доброту», о том, что «всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание…». И завершает цитату завет писателя: «Помни это. Будь человеком».
Во введении Екатерина подчёркивает, что сказочные герои Шукшина действуют в реальной жизни (60-70-ые годы ХХ века), а интерес к нравственным проблемам, поднятым в трёх сказках-повестях – «До третьих петухов», «Точка зрения» и «Энергичные люди» - продиктован уровнем развития фольклористики и реалиями сегодняшней жизни. Фольклорные основы этих произведений, по мнению ученицы, транслируют жизненный опыт народа. Здесь же она чётко формулирует цель работы и намечает основные вехи пути исследования. Интересной оказалась маленькая находка Екатерины: В.М.Шукшин стал продолжателем сказочно-сатирического дела М.Е.Салтыкова-Щедрина, ведь их стилизации предназначены, говоря словами последнего, детям «изрядного возраста» и написаны в последние годы жизни. Совмещённые миры реальности и сказки будут являться объектами дальнейшего исследования на предмет присутствия в них фольклорных мотивов.
Забитчук Екатерина аргументировано и глубоко раскрыла тему, привлекая для фактического подтверждения собственных наблюдений и выводов художественный материал шукшинской прозы, точно и логически выверенно используя в качестве аргументов материал 12-ти монографий. Три аспекта выбирает она для осмысления и освещения темы: становление писателя В.М.Шукшина, жанровое своеобразие (повесть + сказка) и фольклорные истоки произведений. На первый взгляд, история становления писателя имеет очень отдалённое отношение к теме, но именно рождение и развитие художественного мира, «понимаемого как оригинальное видение вещей и духовных феноменов, запечатленных словесно» (А.Чудаков), обострённое чувство правды, выстраданное до убеждения, совесть явились теми связующими звеньями, без которых не появились бы, наверное, эти три закономерно возникшие в позднем творчестве «сказки на новый лад». Жанр – это форма, в которой «выпекается» литературное произведение, он в данном случае имеет непосредственную связь с фольклором, а скрупулёзный анализ особенностей композиции, сюжета, художественных приёмов и деталей, функции языковых средств делает очень убедительным доказательную базу реферата.
Заключительная часть выполняет свою функцию обобщения в полном объёме. Отдельные фрагменты работы связаны между собой, переходы от одной мысли к другой последовательны и свободно оформлены в речи, суждения ученицы разумны и глубоки.
3.06.06
Учитель литературы Е.В.Медведева
Другие работы по теме:
Шукшин в. м. - Нравственные проблемы в рассказах в. шукшина.
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Пи сатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и многое другое, что только может происходить в жизни любого человека. Все рассказы написаны простым “народным” языком, возможно, поэтому они так легко читаются.
Сочинения на свободную тему - сочинение - рассуждение
AlignjustifyКниги это источники информации знаний воспитания Они окружают нас с самого рождения. Вначале это малютки со множеством цветных картинок сказок загадок они помогают ребенку мыслить а потом произносить первые слова.
Шукшин в. м. - Мои размышления о творчестве в. м. шукшина
Сколько в русской во всей мировой литературе написано наверное сотни тысяч страниц о смерти и горе одиночества которое она несет. И как написано. Красиво Сам Шукшин постоянно сомневается мучительно размышляет о нашей жизни о ее смысле задает самому себе бесконечные вопросы дает на них часто неудовлетворительные ответы.
Происхождение геометрии
Text Text Graphics Происхождение геометрии Работа ученицы 7 «Б» класса Нурмиевой Людмилы Graphics Содержание Почему возникла геометрия? Евклид – основатель геометрии
Проза Василия Шукшина
Василий Шукшин не сразу приобрел известность. Приходила она исподволь, по мере того как все более широким становился диапазон его творчества, проникновеннее сила его мысли. Писатель, романист и драматург, режиссер, актер.
Моя любимая сказка
Волшебный мир сказки открыла для меня моя бабушка. Когда я был маленьким, бабушка часто читала и рассказывала мне сказки. Я увлекался мужественными героями этих произведений, необычными фантастическими событиями, а особенно мне нравился счастливый конец сказок.
Мои размышления о творчестве Шукшина
Искусство В. Шукшина как писателя, актера, драматурга не может оставить равнодушным ни одного человека. Зададим себе вопрос: чем же берут за душу и сердце произведения Шукшина? Ответ на него прост: крестьянский сын, он не только во всех тонкостях знал сельскую жизнь, он "чуял" ее нутром, сердцем, всем естеством своим, потому так естественны его герои, правдивы каждым своим поступком, жестом, речью, жизнью.
Перро Шарль
(1628 — 1703) Родился 12 января. Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный.
Рассказ Срезал
Автор: Шукшин В.М. Василия Макаровича Шукшина, как художника, задевали любые жизненные проявления, он не делил увиденное и услышанное на основное и побочное, а считал, что все, существующее в жизни человека, важно и заслуживает того, чтобы перейти на страницы рассказов и в кадры фильмов. Он никогда не искал материал для творчества специально, он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что и мы видим и слышим.
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В тысяча восемьсот тридцать восьмом году Михаил Юрьевич Лермонтов начал работу над «Героем нашего времени», опираясь на свои кавказские впечатления. В процессе создания произведения «Бела» и «Тамань» были опубликованы в виде отдельных повестей. При публикации «Фаталиста» в «Отечественных записках» редакция поместила извещение о том, что автор предполагает в ближайшее время издать «собрание своих повестей и напечатанных, и ненапечатанных».
Ярославна - героиня Слова о полку Игореве
Ярославна - героиня "Слова о полку Игореве" Автор: Древнерусская литература "Слово о полку Игореве" - это начало всех начал русской культуры, это замечательный памятник древнерусской литературы. В нём наряду с изображением своевольных князей автор не забывает и о жёнах русских воинов.
Крестьянство в произведениях Шукшина
В России издревле крестьянство занимало главную роль в истории: не по силе власти (наоборот, крестьяне были самыми бесправными), а по духу — крестьянство было и, наверное, по сей день остается движущей силой российской истории.
Вера в гуманные начала жизни
Изучение творчества В. Шукшина — задача сложная и актуальная. Ее решение необходимо с точки зрения научно-познавательной и нравственно-эстетической. Не оставляя никого равнодушным, искусство В. Шукшина постоянно рождает споры.
Духовный поиск героев В. М. Шукшина
Немногим более десяти лет продолжалась творческая деятельность В. Шукшина, но сделанного им хватило бы иному на целую жизнь. Он начал с рассказов о земляках.
Мои размышления о творчестве В. М. Шукшина
В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И он хотел помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности.
Нравственные идеалы героев Василия Шукшина
В. М. Шукшин, являющийся преемником лучших традиций классицизма в русской литературе, всю свою жизнь считал, что основное в жизни русской интеллигенции — стремление прийти на помощь людям. Всегда он собирался помочь людям отыскать справедливость, сберечь подлинные духовные ценности. Его герои, аналогично героям Льва Николаевича Толстого, одолевают путь духовных исканий.
Автор и его идеи в рассказах Василия Шукшина
Художественный мир В.М. Шукшина довольно богат, но если задуматься, то можно провести параллель между темами, идеями его рассказов. Шукшин – истинный и рьяный патриот, и потому его рассказы объединены нескрываемой и всеобъемлющей любовью к родине, родине во всей ее проявлениях, будь то страна в целом (когда персонажи стремятся быть ей полезными) или так называемая малая родина – деревня, село (Шукшин сам родом из небольшого села, и, вероятно, поэтому его герои, оказавшись далеко от своего родного дома, всей душой желают поскорее туда вернуться).
Камарго, Мари Анн
Мари́ Анн Камарго́ (настоящая фамилия Кюпис де Камарго, фр. Marie-Anne de Camargo, 1710—1770) — французская танцовщица. Училась у известной французской балерины Ф.Прево, однако бунтарский характер юной ученицы и свободолюбивые нравы привели к конфликту, Прево отказалась от воспитанницы, и та напросилась в ученицы к М.Блонди, у которого и продолжила занятия[1].
«Тысяча и одна ночь»
«Тысяча и одна ночь» — сборник сказок на арабском языке, получивший мировую известность благодаря французскому переводу А. Галлана (неполному, выходил с 1704 по 1717).
Толстая, Анисья Кирилловна
Анисья Кирилловна Толстая (?—1732) — придворная дама (гоф-девица) Екатерины I. По некоторым указаниям, недолгое время была любовницей Петра Великого, эти упоминания в популярной литературе, скорее всего, ошибочны, так как в других местах она называется его теткой[1] — возможно, она была сестрой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, хотя в родословиях Нарышкиных упоминаются только братья.
Всякая всячина
«Вся́кая вся́чина» — российский сатирический журнал, выходивший во второй половине XVIII века, в период правления Екатерины II. Издавался с 1769 года.
Клод Валуа
, или Клод Французская (фр. Claude Valois; 12 ноября 1547, Фонтенбло — 21 февраля 1575, Нанси) — вторая дочь Генриха II и Екатерины Медичи. Клод воспитывалась вместе с Елизаветой Французской и Марией Стюарт. В 1559 вышла замуж за Карла III, герцога Лотарингского. Эта скромная принцесса была любимой дочерью Екатерины Медичи.
Биография Василия Макаровича Шукшина
История жизни и творческой деятельности известного русского писателя, актера и режиссера Василия Макаровича Шукшина. Детские и юношеские годы, призыв в армию. Поступление на режиссерский факультет ВГИКа. Дебют в кино, личная жизнь Василия Шукшина.
Авенариус Василий Петрович
Имя его известно почти исключительно в детской лит-ре. Он не был писателем по профессии и работал над своими произведениями очень медленно. А. переложил, или вернее издал в приспособленном для детей виде, русские былины — «Книга о киевских богатырях».
Бильбасов Василий Алексеевич
Знаменитый историк и журналист. Был профессором истории в Киевском университете. В трудах этого времени Бильбасов следует методам, выработанным германской школой историков.
Гримм Вильгельм и Якоб
Братья Гримм — Якоб (1785—1863) и Вильгельм (1786—1859) жили в Германии. Оба были профессорами Берлинского университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка.
Шукшин В.М.
Русский советский писатель, кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Член КПСС с 1955.