План внеклассного мероприятия:
проблемная дискуссия на тему
«Норманнская теория: миф или реальность».
«Полуязычники и полухристиане.
С единой верой в справедливый меч,
И в руку твердую, и в землю за плечами,
Которую обязаны сберечь».
Ю.Петухов
Цель мероприятия:
- ознакомить учащихся с основными постулатами норманнской теории
- доказать ее неверность с привлечением дополнительного материала
- обучить детей основам научной дискуссии.
Содержание:
Введение.
Основная часть (дискуссия).
Подведение итогов.
Оборудование:
карта «Русь в IX-XII веках», иллюстрации; если занятие проходит с применением ИКТ – слайды.
Введение (2-4 минуты)
Учитель организует учащихся на занятие, объясняет его цели, структуру ведения дискуссии – очередность выступающих по теме (выступают поочередно представители двух команд: «Норманисты» и «Антинорманисты» ) .
Основная часть.
Преподаватель дает справку о норманнах.
Справка
Норманны (северные люди), другие названия – викинги, варяги. Жители побережья Балтийского (Варяжского) моря. Занимались рыболовством, отличные мореходы, часто пиратствовали. В IX – XI веках совершили ряд опустошительных походов и набегов, доходили до Средиземного моря, держали в страхе Западную Европу. В своих дальних походах открыли Исландию, Гренландию («зеленый остров»), Северную Америку. Основали ряд королевств: Южная Италия и Сицилия, герцогство Нормандия (Северная Франция), Дания, Швеция, Норвегия, Исландия. 1066г. герцог Вильгельм захватил Англию. Их происхождение спорно. Их потомками являются датчане, исландцы, шведы, норвежцы. Варяжский князь Рюрик с братьями Синеусом и Трувором («Повесть временных лет») был призван на Северную Русь, основал Новгород, правил с 862 по 879 год. Варяг Олег Вещий захватил в 882 году Киев. Потомки Рюрика и его сына Игоря (912-945) – Рюриковичи правили Русью до конца XVI века.
Выступают по очереди ученики со своими сообщениями:
«Земля наша велика и обильна» (летописный рассказ о призвании варягов).
Норманнская теория ( о интерпретации летописного рассказа немецкими историками Байером, Миллером, Шлёцером и их последователями).
Суть теории:
А) Скандинавы – норманны создали Русское государство
Б) Соответственно, славяне-русичи не способны к государственному строительству, являясь варварами, неразвитыми дикарями.
«Германия – славянская земля». Докладчик докажет, что вся территория современной Германии раньше была заселена славянорусскими племенами. Используя в качестве доказательства названия городов, рек, сведения из исторических источников.
Имена русов-норманов и «германцев».
Докладчик покажет, что имена руссов, норманнов и «германцев» суть одно, имеют один корень. И в то время еще не было деления на русских, немцев, шведов и т.д. Существовал один огромный народ, в котором его части отличались незначительно.
История русов-норманов и «германцев». Основные заблуждения.
Раскрываются основные «мифы» этого исторического периода:
А) Современные немцы-дойче – прямые потомки древних германцев?
Б) Этноним «немцы» происходит от слова «немые»?
В) Немцы разрушили Рим.
Г) Немцы всегда жили от Рейна до Эльбы и Одера.
Д) Древние скандинавы – германский народ?
Подводятся итоги (5-10 минут).
Ученики по очереди высказываются по теме, кто какой точки зрения придерживается, кто изменил свой взгляд на проблему.
Выводы:
Норманны-варяги – это не есть немцы в современном понимании, их происхождение проблемный, дискуссионный вопрос.
Рюрик – славянин из западных русов-вагров (варягов).
Славянорусы самодостаточный народ, способный к цивилизованному строительству.
Литература и источники.
Демин В.Н. Тайны русского народа. М.2005.
Лесной С. Откуда ты Русь? Крах норманнской теории. М.2005.
Петухов Ю.Д. Древности руссов. Арии. Норманны. М.2007.
Петухов Ю.Д. Норманны. Русы севера. М.2005.
Рассказы Начальной русской летописи. М.1987.
Семенова М. Мы – славяне. Спб.2006.
Шамбаров В. Русь: дорога из глубин тысячелетий. М.2000.
Приложения:
Земля наша велика и обильна// Рассказы Начальной русской летописи.
с.12-13
Другие работы по теме:
Социальная коммуникация
Основные определения и модели процесса коммуникации. Виды социальной коммуникации. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.
Групповая дискуссия
Преимущества и недостатки групповой дискуссии как инструмента сбора данных.Функции дискуссий в группах. Групповые дискуссии в контексте различных исследовательских парадигм.
Технические изобретения
)Стандарт №1.1.2. -----В (если дан веполь, плохо поддающийся нужным изменениям, а условия задачи не содержат ограничений на введение добавок в имеющиеся вещества, задачу решают переходом (постоянным или временным) к внутреннему комплексному веполю, вводя в В
Воздествие рекламы на сознание людей
Министерство высшего образования Башкирский Государственный университет Факультет философии и социологии Кафедра теории и истории социологии ПРОГРАММА
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
Воздествие рекламы на сознание людей
Министерство высшего образования Башкирский Государственный университет Факультет философии и социологии Кафедра теории и истории социологии ПРОГРАММА
Сущность проблемно-развивающего обучения
Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения.
Диалог и дискуссия: слышать и быть услышанным
Слово «диалог» происходит от древнегреческого dialogos, означающего свободное течение идей между «берегами» — участниками дискуссии. Диалог призван способствовать спокойному восприятию, осмыслению и развитию высказываемых идей.
Великолепная дюжина
Психологический анализ воспитательного мероприятия. ТЕМА: Великолепная дюжина. Цель: выявить и развить имеющиеся представления детей, их кругозор.
Дискуссия как метод интерактивного обучения психологии
Дискуссия является одним из основных методов интерактивного обучения не только потому, что позволяет максимально активизировать мыслительную деятельность студентов, но и по той причине, что она применима при любой форме занятий — на семинаре, практическом или лабораторном занятии. И даже на лекции, которой присуща форма монолога, возможно использование элементов дискуссии.
Организационные проблемы. Противоречия, требующие решений
Управленческий подход к решению организационных проблем. Анализ ситуации, поиск и выявление причин возникновения проблемной ситуации. Критерии правильной формулировки проблемы. Компоненты модели организации: культура, организация, люди, системы.
Отзыв о прочитанной книжке
Любовь к чтению у каждого человека появляется в разное время. Одни увлекаются чтением с детства, другие — со школьной скамьи, а кое-кто — в зрелом возрасте или даже после выхода на пенсию. Но в том, что у нас читающая страна, можно убедиться даже когда едешь в метро: одни сидят с газетами, другие — с книжками.
Праздник масленицы
Автор: Сочинения на свободную тему За время учёбы в школе было много памятного и интересного, но мне больше всего запомнился последний праздник масленицы, который проходил в актовом зале нашей школы.
Человек и толпа
«» — известная тема в русской литературе. Эту же тему развивает Зиновий Паперный в статье «Наедине с толпой». Размышление автора о “животрепещущей теме” выдержано в публицистическом стиле. Жанр — проблемная статья с элементами репортажа. Жанровые особенности статьи позволяют определить её строение — классическая трёхчастная композиция.
Подготовка и проведение дискуссии
1. Введение Дискуссия (от лат. discussio - «исследование») - это публичный диалог, в процессе которого сталкиваются различные, противоположные точки зрения. Целью дискуссии является выяснение и сопоставление позиций, поиск правильного решения, выявление истинного мнения. Дискуссия - один из видов спора.
Филадельфийский конвент
Введение 1 Предыстория 2 Конвент 3 Список делегатов 4 Дискуссия 4.1 План Вирджиния 4.2 План Нью-Джерси 4.3 План Гамильтона 4.4 Коннектикутский компромисс
Что такое демократия
План конспект внеклассного мероприятия Тема: ЧТО ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ Задачи: развивать аналитическое мышление, умения выделять приоритетные свойства общественных явлений, формировать умения работы с источником и навыки дискуссии
Проблемы создания искусственного интеллекта
Многие годы продолжается дискуссия: могут ли машины думать? Много разных мнений. Задавая вопрос "возможно ли искусственное разумное существо?" выдающийся советский учёный академик А. Н. Колмогоров отвечает: "...в рамках материалистического мировоззрения не существует никаких состоятельных принципиальных аргументов против положительного ответа на этот вопрос."
Информационная поддержка года Учителя
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный гуманитарный университет»
Управление профессиональной карьерой
ПЛАН. 1.Управление профессиональной карьерой. Повышение квалификации и её влияние на профе6ссиональную карьеру работников. 2. Система обучения персонала.
Строевая подготовка 3
«УТВЕРЖДАЮ» командир ИПР капитан И. Белкин ПЛАН-КОНСПЕКТ Для проведения занятий по маскировки с личным составом ТЕМА № 1 : «Средства маскировки промышленного изготовления.».
Казакевич Э.Г.
Писатель, дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1950). Родился в семье учителя и журналиста. Окончив машиностроительный техникум, уехал в 1931 для участия в хозяйственном строительстве в еврейской автономной области. Начал писать на идиш.