Реферат: Деятельность юнеско по решению программы культурного наследия - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Деятельность юнеско по решению программы культурного наследия

Остальные рефераты » Деятельность юнеско по решению программы культурного наследия

Реферат


01.04.2010

Заказ №88351

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

2. Основы политики ЮНЕСКО в области культурного наследия 5

3. Использование природного и культурного наследия в Российской Федерации 8

Заключение 10

Литература 12


Введение

ЮНЕСКО - специализированное учреждение ООН -крупнейший в мире межправительственный форум по вопросам сотрудничества в интеллектуальной сфере. Устав Организации был подписан 16 ноября 1945 г. в Лондоне и вступил в силу 4 ноября 1946 г., которое счи­тается датой образования ЮНЕСКО.1

В соответствии с Уставом ЮНЕСКО задачей Организации является со­действие укреплению мира и международной безопас­ности путем расширения сотрудничества народов в об­ласти образования, науки и культуры в интересах обес­печения всеобщего уважения, справедливости, законно­сти и прав человека, а также основных свобод, провоз­глашенных в Уставе ООН для всех народов без различия расы, пола, языка и религий.2

Основной принцип деятельности ЮНЕСКО - развивать и способствовать росту количества средств комму­никации между людьми и использовать эти средства для достижения взаимопонимания и более верных и совер­шенных знаний о жизни друг друга.

При этом крайне не­обходимо, чтобы все люди были хорошо осведомлены о задачах и идеалах ЮНЕСКО с тем, чтобы быть способ­ными их поддержать. Ведь именно они являются ключе­выми действующими лицами ЮНЕСКО.3

Перед лицом ужаса, спровоцированного «отречением от демо­кратических принципов достоинства, равенства и взаим­ного уважения между людьми», создание ЮНЕСКО яви­лось гарантией мира, «основанного на интеллектуальной и моральной солидарности человечества».

1. Функции ЮНЕСКО в области культуры


Во всех своих мероприятиях и проектах ЮНЕСКО выполняет ряд функций, отражающих ее роль ведуще­го учреждения в области образования, науки, культуры и коммуникации.

Лаборатория идей. Необходимо, прежде всего, понять причины и последствия преобразований в со­временном мире и уяснить, какие позиции занимают в нем образование, наука, культура и коммуникация. ЮНЕСКО принадлежит решающая роль в прогнозиро­вании и выявлении важнейших проблем в областях ее компетенции и в выработке необходимых стратегии и мер политики на основе отстаиваемых Организацией этических принципов. Лишь при этом условии появля­ется возможность влиять на процесс изменений и кон­тролировать его, и лишь тогда деятельность ЮНЕСКО обретает смысл.4

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Как отмечается в Среднесрочной стратегии Организа­ции на 2008-2013 гг., первостепенной для Организации остается сформулированная в преамбуле ее Устава при­оритетная задача укоренения идеи защиты мира в созна­нии людей. ЮНЕСКО должна неизменно стремиться к созданию культуры мира, а также развитию и углублению взаимопонимания, примирения и диалога.5


2. Основы политики ЮНЕСКО в области культурного наследия

В то время как в России исследователи и менед­жеры в сфере культуры только подошли к актив­ному использованию понятия культурного наследия и связанной с ним терминологии в теории и практике культурной политики лишь в начале-середине 1990-х гг., на Западе уже давно используют инструментарий наследия для выработки стратегии экономиче­ского и социального развития того или иного ре­гиона или даже целой страны, где наследие под­час является главным, если не единственным ре­сурсом развития.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

В его ходе осуществляется выбор тех объектов наследия, которые в наи­большей степени могут вписаться в существующую идеологию и систему ценностей. От степени демократично­сти общества, наличия либо, наоборот, отсутствия внутреннего и внешнего плюрализма, предыдущего историче­ского опыта общества зависит, будет ли этот выбор максимально широк, либо будет использоваться и интерпретиро­ваться лишь часть комплекса наследия.

От этого зависит также и корректность его интерпретации. Мировой опыт дает нам различные примеры, как негатив­ного, так и позитивного плана.

Как результат определенной существующей политической конъюнктуры, отдельные объекты наследия остают­ся в тени, в то время как другие начи­нают интенсивно «ревитализироваться», т. е. становятся частью современ­ной жизни, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Они становят­ся элементом региональной и нацио­нальной самоидентификации, вводятся в экономический и социальный оборот, используется их образовательный по­тенциал.

Можно увидеть, например, как в 1970-1980 гг. в СССР вкладывались определенные средства в города «рус­ского Золотого кольца» или комплек­сы, связанные с военно-патриотиче­ским наследием Великой Отечествен­ной войны, но при этом практически полностью отсутствовал политический и экономический интерес к не менее интересным объектам, связанным со средневековым городским наследием Золотой Орды и многим другим объек­там наследия, которые не вписывались в схему существующей политической идеологии, которая относилась к про­явлениям прошлого через призму утверждения державных амбиций и подтверждения своей легитимности.6

При этом многие физические культур­ные ресурсы по-прежнему осознанно или неосознанно рассматриваются в системе «метрополия» — «колонизи­руемые окраины», с явным предпочте­нием для объектов, находящихся в центре метрополии и «работающих» на великорусские идеи. Эта традиция в значительной степени сохраняется и в настоящее время, достаточно рас­смотреть материалы, посвященные наследию, содержащиеся на сайте Московского бюро ЮНЕСКО. 7

Они ка­саются в основном архитектурных па­мятников Древней Руси, которые являются, очевидно, лишь небольшой частью огромного культурного насле­дия Российской Федерации.

В то же время пример нашей стра­ны стоит особняком в мировой практи­ке освоения и интерпретации комплек­са наследия, потому что в прежние годы ему так и не удалось стать «товаром», продуктом в полной мере этого слова.

В середине 1980-х специалиста­ми ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной поли­тики по отношению к культурному на­следию, которые стали основой и для политики ЮНЕСКО в этой сфере, более того были развиты и при­обрели более практический оттенок. Среди них содержались следующие важные посылы.8

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

В последнее время очень часто специалистами ЮНЕСКО термин «матери­альное культурное наследие» заменяет­ся термином «культурные ресурсы», ко­торый также является синонимом поня­тий «культурное достояние», «культурный потенциал», «культурная собствен­ность» и употребляется исключительно в отношении материальных культурных ресурсов.9

В руководстве ЮНЕСКО, определяющем основные принципы операционной политики в этом направлении, содержатся следующие важные посылы: «Материальные куль­турные ресурсы имеют большое зна­чение в качестве источника ценной на­учной и исторической информации, потенциала для экономического и со­циального развития и неотъемлемой части культурного своеобразия и тра­диций народа.

Во всем мире матери­альные культурные ресурсы находятся под угрозой уничтожения, что отчасти связано с процессами модернизации и развития. Утрата этих ресурсов невос­полнима, но, к счастью, во многих слу­чаях ее можно избежать.

ЮНЕСКО помогает странам предотвратить или уменьшить негативное воздействие на культурные ресурсы финансируемых им проектов развития».10


3. Использование природного и культурного наследия в Российской Федерации

Устав ЮНЕСКО (Статья I, параграфы 2а и 2с)11 следующим образом определяет мандат Организации в области культуры и коммуникации:

Организация "способствует сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации и рекомендует с этой целью заключать международные соглашения, которые она сочтет полезными для свободного распространения идей словесным и изобразительным путем;

Помогает сохранению, увеличению и распространению знаний, заботясь о сохранении и охране мирового наследия человечества - книг, произведений искусства и памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным странам заключение соответствующих международных конвенций".

Участие в программах ЮНЕСКО по культуре и коммуникации дает возможность получать международную экспертизу в деле сохранения российского культурного и природного наследия, осуществлять популяризацию российской культуры за рубежом, содействовать развитию свободы и плюрализма средств массовой информации, использовать огромный потенциал России в области культуры как мощный инструмент российской внешней политики.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Пока не востребован в полной мере, но ждет своего часа опыт развития культурного туризма, ставшего во многих странах одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Для многонациональной России эта программа может стать и одним из действенных средств сохранения культурного многообразия населяющих ее народов.

Одним из регионов, динамично раз­вивающих политику в области сохране­ния и использования природного и куль­турного наследия в Российской Феде­рации, является Самарская область.

Причем заслуга в этом принадлежит не только и не столько органам исполни­тельной власти, но, прежде всего, самарским ученым и специалистам, пред­ставителям НГО, таких, как ассоциация «Поволжье».

Ими внесен также значи­тельный вклад в уточнение инструмен­тария и понятий, связанных с полити­кой по сохранению и использованию материального культурного наследия.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

С. Г. Малышева одной из первых в российской методологии наследия вво­дит понятие «ревитализация», под ко­торым подразумевается комплекс мероприятий по внесению, вовлечению следов историко-культурного контекста в современное функционирование сло­жившегося реального социума.

Наибо­лее интересным и позитивным с точки зрения пространственного проектиро­вания среды по ее мысли является гра­достроительный и архитектурно-ланд­шафтный аспект реконструкции земель ЦАН под современные социальные функции (культура, образование, рекре­ация, туризм и др.).

Использование этих ареалов даст возможность в будущем к значительному, и не только материаль­но-пространственному, возрождению историко-культурного контекста, но и другим аспектам возрождения культу­ры (семантическому, бытовому и др.).

Подобный подход к выявлению, сохранению и активному использова­нию земель ЦАН вполне применим и в других регионах, особенно богатых археологическим наследием.

Заключение

Культуры, представленные в се­годняшнем мире, настолько силь­но и драматично отличаются в сред­ствах своего выражения, организациях и ценностях, что любой даже самый системный подход или кон­кретный опыт сохранения насле­дия могут вызывать радикально различную интерпретацию в раз­личных культурных контекстах.

За­падный способ развития зиждется на партнерстве с правительством, являющимся стабилизирующей си­лой, озабоченной достижением об­щественного благосостояния в определенных секторах и предпри­нимателями, представляющими частный сектор, которые рискуют своим капиталом для частных и об­щественных обретений. Тоталитар­ные общества сохраняют всю ответ­ственность в одних руках, например, в руках диктатора, определенной группы лиц или государства.

И, на­конец, существуют общества пере­ходного типа, например, в развива­ющихся и пост-социалистических странах могут присутствовать чер­ты и того, и другого. Особый культурный вызов броса­ет нам скорость происходящих пе­ремен, сжимающая века развития до размера недель в странах, где традиции модернизации просто отсутствовали.

В таких странах практикам, работающим в сфере наследия, необходимо прервать «живую» традицию, законсервиро­вав ее на определенном этапе, и потребовать от общества проде­лать то же самое. Многие разви­вающиеся страны борются над загадкой разрешения этой пробле­мы, но под именем сохранения наследия по-прежнему подразу­мевают для себя сохранение «жи­вой» «традиционной» жизни, зача­стую бессознательно.

Анализ вопросов политики в сфе­ре сохранения наследия в истори­ческих городах.

Для того чтобы быть уверенным, что деятельность и программы по сохранению насле­дия внутри исторических городов или кварталов подходят к ситуации и месту, необходимо оценить, на­сколько хорошо первоначально задуманные проекты могут до­стичь желаемых результатов внут­ри конкретного местного сообще­ства.

Литература

KoichiroMatsuura. UNESCO: Factor of hope. UNESCO Press, 2005.

Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.: Междунар. отношения, 2006.

Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / Сост. И.Д. Никулин. М.:Логос, 1993.

Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность / Ройтер В., Хюфнер К. М.: Рудомино, 2002.

Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО 2008-2013 гг. Париж, 3-23 ноября 2007 г.

Устав ЮНЕСКО // Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж:ЮНЕСКО, 2006.

ЮНЕСКО и Россия / Сост. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 2005.

1 ЮНЕСКО и Россия / Сост. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. М., 2005.


2 Устав ЮНЕСКО // Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж:ЮНЕСКО, 2006.


3 Международные нормативные акты ЮНЕСКО: Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации / Сост. И.Д. Никулин. М.:Логос, 1993.


4 Устав ЮНЕСКО // Основные документы Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж:ЮНЕСКО, 2006.


5 Среднесрочная стратегия ЮНЕСКО 2008-2013 гг. Париж, 3-23 ноября 2007 г

6 Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность / Ройтер В., Хюфнер К. М.: Рудомино, 2002.


7 Материальные культурные ресурсы: Руководство Всемирного банка по операционной деятельности. Принципы операционной политики. Проект ОР 4.11, May, 2001.

8 Ройтер В. ЮНЕСКО: Цели, структуры, деятельность / Ройтер В., Хюфнер К. М.: Рудомино, 2002.


9 Материальные культурные ресурсы: Руководство Всемирного банка по операционной деятельности. Принципы операционной политики. Проект ОР 4.11, May, 2001.

10 Материальные культурные ресурсы: Руководство Всемирного банка по операционной деятельности. Принципы операционной политики. Проект ОР 4.11, May, 2001.

11 Международные нормативные акты ЮНЕСКО, М., 1999.