Реферат: гуу - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

гуу

История Гражданская война, иностранная интервенция Реферат ГУУ 28 2009
799

acher@wiseowl, ancher77@mail

Icq 170552870

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 6


ВВЕДЕНИЕ

«Гражданская война, иностранная интервенция: этапы, расстановка сил, причины» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема работы актуальна потому, что крупнейшая драма XX столетия — гражданская война в России — на протяжении более чем семи десятилетий привлекает внимание ученых, политиков, писателей. Однако и поныне нет — и, вероятно, никогда не будет — однозначных ответов на вопросы о том, что же это за исторический феномен — гражданская война в России, когда она началась и когда закончилась.

Гигантский разброс мнений в этой связи существует в мировой историографии. Иначе и быть не может при той острейшей поляризации, которая не только расколола российское общество, но и проложила заметную межу во всем мире. Если граждане одного государства с невиданным ожесточением обращают оружие друг против друга, если гибнут миллионы людей и длится это не один год, то исторические оценки этого явления не могут быть одинаковыми или простыми. Неизбежны крайние взгляды, а меж ними — широчайший спектр разнообразных мнений и суждений. Политические оценки противоборствующих сторон в событиях тех лет готовыми клише входили в историографию, а инерционность мышления передавала их из поколения в поколение.

На протяжении десятилетий основным предметом спора остается вопрос: кто виноват в развязывании войны? И ответы, если формулировать их в таком простом виде, разумеется, диаметрально противоположны. “Братоубийственную гражданскую войны развязали фанатики-большевики”1, — говорят одни. “Свергнутые революцией эксплуататоры развязали при помощи международного империализма гражданскую войну”2, — говорят другие. Этот вопрос по сей день не оставляет равнодушными граждан России.

Объективный ответ на него возможен при сопоставлении многих факторов, при исследовании различных обстоятельств, в зависимости от условий, в которых развертывалась вооруженная борьба. Ответ не сводится к тому, чтобы примирить противоположные точки зрения или вывести нечто среднее, равноудаленное от крайностей. Ответ не может быть одномерным, он должен основываться на комплексном рассмотрении огромного, тугого клубка проблем. Само понятие гражданской войны вызывает различные суждения.

Гражданская война известна в истории начиная с древнейших времен. Однако общие суждения о том, что гражданская война это война между гражданами одного государства, или самая острая форма классовой борьбы, не слишком проясняют ее суть. Гражданские войны, к примеру, в Англии (XVII в.), в США (XIX в.), в Испании (30-е гг. XX в.) при наличии некоторых общих черт имели свои особенности, совершенно различными были противоборствующие силы, их соотношение, их цели. Поэтому затруднительно объединять все гражданские войны общей дефиницией и потому представляется целесообразным, говоря о гражданской войне в России, дать определение именно этой войны3.

В самом общем виде это определение может быть таким: гражданская война в России — это длившаяся около 6 лет вооруженная борьба между различными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия, проходившая при активном вмешательстве иностранных сил в различные этапы и стадии, принимавшая различные формы, включая восстания, мятежи, разрозненные столкновения, крупномасштабные военные операции с участием регулярных армий, действия вооруженных отрядов в тылу существовавших правительств и государственных образований, диверсионно-террористические акции.

Актуальность исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение этапы, расстановки сил и причины гражданской войны в России, особенности иностранной интервенции в гражданской войне.

Для достижения цели необходимо решить ряд важных задач:

Изучить литературу по проблеме исследования.

На основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о этапах и причинах гражданской войны.

Рассмотреть сущность и специфику деятельности иностранной интервенции.

Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия основной части отображают ее содержание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог работы можно сделать следующие выводы:

1. Ставка на западную военную помощь была одним из просчетов белых. Большевиками иностранное вмешательство было использовано для того, чтобы представить борьбу Советской власти как патриотическую. Политика союзников была своекорыстной: им была нужна противогерманская Россия.

2. Глубоким противоречием отмечена национальная политика белых. Так, непризнание Юденичем фактически уже самостоятельных Финляндии и Эстонии, возможно, было основной причиной неудачи белых на Западном фронте. Непризнание же Польши Деникиным сделало ее постоянным противником белых. Все это являло собой контраст с обещаниями большевиков неограниченного национального самоопределения.

3. В отношении военной подготовки, боевого опыта и технических знаний у белых были все преимущества. Но время работало против них. Обстановка менялась: чтобы пополнить таявшие ряды, белым также пришлось прибегнуть к мобилизации.

4. Белое движение не имело широкой социальной поддержки. Армия белых не была снабжена всем необходимым, поэтому она была вынуждена брать у населения подводы, лошадей, запасы. Местные жители призывались в ряды армии. Все это восстанавливало население против белых. В ходе войны массовые репрессии и террор тесно переплетались с мечтами миллионов людей, поверивших в новые революционные идеалы, а рядом жили десятки миллионов, озабоченных сугубо житейскими проблемами. Колебания крестьянства сыграли решающую роль в динамике гражданской войны, как и различные национальные движения. Некоторые этносы в ходе гражданской войны восстановили свою ранее утраченную государственность (Польша, Литва), а Финляндия, Эстония и Латвия впервые ее приобрели.

5. Для России последствия гражданской войны были катастрофическими: огромная социальная встряска, исчезновение целых сословий; огромные демографические потери; разрыв экономических связей и колоссальная хозяйственная разруха; условия и опыт гражданской войны решающим образом повлияли на политическую культуру большевизма: свертывание внутрипартийной демократии, восприятие широкой партийной массой установки на методы принуждения и насилия в достижении политических целей — большевики ищут опору в люмпенизированных слоях населения. Все это подготовило почву для усиления репрессивных элементов в государственной политике. Гражданская война — величайшая трагедия в истории России.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

История России (IX-XX вв.): Тексты лекций. – М.: ГУУ, 2001.

История России: Учебник для вузов. – МГУ, 2003.

Калягин А.В. Россия: год 1917-й. (Лекции и материалы к теме). Самара, 2006. media.ssu.samara/russia

Круглый стол. Гражданская война в России // Отечественная история. 1993. №3. С. 21

Литвин А.Л. Красный и белый террор в России 1917—1922//0течественная история. 1993. № 6. С. 47—48.

Мир в ХХ веке. – М., 2001.

Новейшая Отечественная история ХХ в.: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Э.М.Щагина. – М., 2004.

Отечественная история. Конспект лекций. Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.И.Семенникова. – М., 2004.

Российская революция 1917 г. Гражданская война и иностранная интервенция (1917-1922 гг.). Учебно-практический модуль по учебной дисциплине «Отечественная история» / Сост. М.Н.Корчагова. – М.: ГУУ, 2005.

Россия в мировой истории. / Под ред. В.С.Порохни. – М., 2003.

Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. – М., 2002.

Юрченко В. Мятеж, которого не было // Родина. 1994. №1. С. 18


1 Новейшая Отечественная история ХХ в.: Учебник для студентов высших учебных заведений. / Под ред. Э.М.Щагина. – М., 2004. С. 214

2 Российская революция 1917 г. Гражданская война и иностранная интервенция (1917-1922 гг.). Учебно-практический модуль по учебной дисциплине «Отечественная история» / Сост. М.Н.Корчагова. – М.: ГУУ, 2005. С. 16

3 Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. – М., 2002. С. 25