| УТВЕРЖДАЮ: Директор школы __________________В.М.Воронова «_26 _» ноября___2010г. Приказ № 190 от 26.11.2010 г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьном реферате
ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ
И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО НАПИСАНИЮ
Защита реферата – одна из форм проведения устной итоговой аттестации учащихся. Она предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его проблемы, её глубокое изучение, изложение результатов и выводов.
Термин «реферат» имеет латинские корни и в дословном переводе означает «докладываю, сообщаю». Словари определяют его значение как «краткое изложение в его письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников»
Тема реферата и её выбор
Основные требования к этой части реферата:
Тема должна быть сформулирована грамотно с литературной точки зрения;
В названии реферата следует определить чёткие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкие или слишком узкими (например, по истории не следует допускать названия типа «Наполеон Бонапарт» или «Николай II», по литературе – «Творчество Пушкина», по биологии – «Обитатели океана», по географии «Природа Америки» и т.п.):
Следует по возможности воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения формулировок, желательно избегать длинных названий.
Основные требования к оформлению и написанию реферата
Вверху указывается название учебного заведения, в центре – тема реферата, ниже темы справа – Ф.И.О. учащегося, класс, Ф.И.О. руководителя, внизу – город (село) и год написания.
Оглавление
Следующим после титульного листа должно идти содержание. Реферат следует составлять из четырёх основных частей: введения, основной части, заключения и списка литературы.
Основные требования к введению
Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферата, которая может рассматриваться в связи с невыясненностью вопроса в науке, с его объективной сложностью для изучения, а также в связи с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг неё возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений.
Очень важно, чтобы школьник умел выделить цель (или несколько целей), а также задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную личность, а задачами могут выступать описание её личностных качеств с позиций ряда авторов, освещение её общественной деятельности и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферата.
Введение должно содержать также краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объём введения обычно составляет одну-две страницы текста.
Требования к основной части реферата
Основная часть реферата содержит материал, который отобран учеником для рассмотрения проблемы. Не стоит требовать от школьников очень объёмных рефератов, превращая их труд в механическое переписывание из различных источников первого попавшегося материала. Средний объём основной части реферата – 15 страниц. Учителю при рецензии, а ученику при написании необходимо обратить внимание на обоснованное распределение материала на параграфы. Умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.
Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственное мнение учащегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведённые факты.
2.4. Требования к заключению
Заключение – часть реферата, в котором формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введение задач и цели (или цели). Заключение должно быть чётким, кратким, вытекающим из основной части. Заключение не должно становиться представляемым материалом, продолжающим изложение проблемы. Объём заключения – 1-2 страницы.
2.5. Основные требования к списку изученной литературы
Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо назвать место издания, название издательства, год издания.
2.6. Основные требования к написанию реферата
Основные требования к написанию реферата следующие:
Должна соблюдаться определённая форма (титульный лист, оглавление и т.д.).
Выбранная тема должна содержать определённую проблему и быть адекватной школьному уровню по объёму и степени научности.
Не следует требовать написания очень объёмных по количеству страниц рефератов.
Введение и заключение должны быть осмыслением основной части реферата.
3. Процедура защиты реферата
Не позднее, чем за неделю до экзамена, реферат представляется выпускником на рецензию учителю – предметнику.
Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет выпускнику оценку после защиты реферата. Нет смысла во время защиты требовать от ученика полного пересказа основной части работы. В то же время превращение защиты реферата в «вечер вопросов и ответов» не даёт школьнику возможности высказываться, не учит строить грамотно и логически обоснованно свой ответ. Поэтому очень важно, чтобы защищающий реферат в течение 7-12 минут мог рассказать о его актуальности, поставленных целях и задачах, изученной литературе, структуре основной части, сделанных в ходе работы выводах.
Таким образом совершается отход от механического пересказа реферата к научному обоснованию проблемы, после чего задаются вопросы по представленной проблеме.
4. Выставление оценки за реферат
Оценка складывается из ряда моментов:
соблюдение формальных требований к реферату;
грамотного раскрытия темы;
умение чётко рассказать о представленном реферате;
способности понять суть задаваемых по работе вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Другие работы по теме:
Часть речи
Грамматическая категория частей речи находит свое выражение в противопоставлении грамматических классов слов, которые различаются своим общим категориальным грамматическим значением.
Экология – школьный предмет или образ жизни?
Размышление преподавателя о важности введения предмета "Экология" в программу общеобразовательной школы. Главное для учителя биологии и экологии, чтобы дети научились видеть проблемы охраны природы, размышлять, пытались как-то сами изменить ситуацию.
Шумовое загрязнение в нашей школе
Длительный шум. Человеческое ухо. Школьный шум. Два опроса - среди учителей и среди учеников. Помимо внешнего шумового загрязнения, создаваемого проходящими поездами, наша школа страдает и от внутреннего — "школьного шума".
Гандбол
История появления гандбола.
Пубертатный возраст
Пубертатный возраст (лат. рubertas, pubertatis — возмужалость, половая зрелость; синонимы — подростковый возраст, старший школьный возраст), переходное от детства время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости.
Педагогические основы образовательного сайта
От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия школы с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.
Внимание 7
Коррекционно – развивающая программа для детей младшего школьного возраста (развитие внимания) Программу составила студентка 6а курса заочного отделения
Сочинения на свободную тему - Мой любимый школьный предмет 1
Рисование мой любимый школьный предмет. Почему он мне так нравится. Наверное потому что у нас очень хороший преподаватель. Виктор Сергеевич. Рисование мой любимый школьный предмет. На его уроках всегда очень интересно поэтому время летит незаметно.
Сочинения на свободную тему - Каштан деловое описание
Вокруг нашей школы высажено много каштанов. Это высокие деревья с аккуратной округлой кроной дающей летом густую прохладную тень. Листья каштана крупные разлапистые. Деревья с такими широкими листьями хорошо очищают воздух и обогащают его кислородом.
как форма устной итоговой аттестации
Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Созвездие Рыб
Главная звезда альфа этого созвездия одновременно и его главная достопримечательность. В бинокль хорошо видно, что а Рыб - голубая горячая звезда с температурой поверхности около 10000 К.
Созвездие Треугольник
В этом маленьком созвездии, насчитывающем всего 15 видимых невооруженным глазом звезд, видна одна из самых близких к нам и наиболее изученных галактик. Искать ее нужно правее альфа Треугольника в направлении к бета Андромеды.
Народное творчество и настоящее
Не буду выяснять, что такое устное народное творчество, так как более или менее четкое определение этого понятия существует, хотя универсального определения нет, так как жанровое разнообразие очень большое, а специфика развития того или другого жанра еще пестрее. Определений на сегодня существует много, и все они не охватывают глубинной сути народного творчества, так как она в некоторых своих жанрах старается быть консервативной (свадебные песни или другие, которые связаны, например, с Сочельником, Рождеством, рождением, крещением, похоронами и т.п.).
Анатолий Наумович Рыбаков. Приключения Кроша
Повесть о том, как школьники 9 класса проходили летнюю практику на автобазе, которая шефствует над их школой. У Кроша не было технической наклонностей, ему хотелось устроиться во время практики на машину, чтобы поводить.
Харуки Мураками. Дэнс, дэнс, дэнс
Прошло несколько лет. Герой работает для глянцевых журналов. Жизнь его пуста. Друзей нет, женщины приходят и уходят. Он вспоминает свою Подругу и решает её отыскать. Для этого герой снова едет в отель «Дельфин». Но там все изменилось, как по волшебству.
Старт школьной компьютеризации
Весной 1985-го было принято партийно-правительственное постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс».
Союз исламских судов
Политическая карта Сомали на 2 января 2007: тёмнозелёным обозначена территория Союза исламских судов — маленький район на юге страны. Союз исламских судов
Конституция Лихтенштейна
Конституция Лихтенштейна разработана конституционной комиссией с согласия князя, вступила в силу 5 октября 1921 года. Конституция была принята после первой мировой войны в ходе демократических преобразований, вследствие чего были введены прямые парламентские выборы и расширены права граждан.
Кардель, Эдвард
Эдвард Карде́ль (словен. Edvard Kardelj, 27 января 1910 года, Любляна, Австро-Венгрия — 10 февраля 1979 года, там же) — югославский политический деятель словенского происхождения; коммунист, антифашист.
Первая поправка к Конституции США
План Введение 1 Решения ВС США о толковании Первой поправки 2 Интересные факты Список литературы Введение Первая поправка к Конституции США является частью Билля о правах. Она гарантирует, что Конгресс США не будет:
Дискриминация по возрасту
Дискриминация по возрасту эйджизм — дискриминация человека на основании его возраста[1]. Широко распространена во всех сферах жизни общества. Как в формальных, так и в неформальных. Проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста.
Матов, Христо Апостолов
План Введение 1 Биография 2 Произведения Список литературы Введение Христо Апостолов Матов (10 марта 1872, Струга, Османская империя — 10 февраля 1922, София, Болгария) — выдающийся болгарский[1] политический деятель в Македонии — идеолог движения за освобождение Македонии и Одринской Фракии, филолог, фолькорист, публицист.
Изучение морфемного состава слова
Белых Ирина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 3 г. Лебедяни Липецкой области Единый государственный экзамен по русскому языку проводится уже шестой год, и накопившийся опыт показывает, что новая форма аттестации позволяет объективно оценить подготовку школьников по русскому языку.