ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
по курсу «Философия и методология науки»
для аспирантов
I. Темы рефератов, соответствующие актуальным проблемам в содержании основных разделов программы курса «Философия и методология науки»
Философия и мировоззренческие основания культуры.
Философия в духовном опыте современного общества.
Философия и национальное самосознание.
Философия и миф в культуре традиционных и современных обществ.
Философия и религия: формы диалога и опосредования в истории культуры.
Философия и искусство.
Философия и наука: общее и особенное в духовном освоении действительности.
Философия и идеология.
Язык философии. Категории философии и универсалии культуры.
Философия как личностное знание.
Философы о философии: классические и постклассические интерпретации.
Бытие как проблема философии.
Категория небытия в культурной традиции Востока.
Феномен нигилизма в европейской философии и культуре: от Ницше к Хайдеггеру.
Пространство и время как категории философии и культуры.
Бытие человека и время.
Философия природы и экологические ценности современной цивилизации.
Становление и развитие экологической этики в современной культуре.
.
Принцип глобального эволюционизма в современной научной картине мира.
Диалектика как философская теория развития и метод мышления.
Диалектическая логика как философско-методологический проект.
Синергетика и становление нелинейной методологии познания.
Философия человека в культурных традициях Запада и Востока.
Проблема антропосоциогенеза в философии и науке.
Аналитика человеческого бытия в философии экзистенциализма.
Свобода и ответственность как экзистенциальная оппозиция бытия человека.
Проблема смысла жизни человека в классической и современной философии.
Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества.
Игра как феномен человеческого бытия.
Образ «человека массы» в современной философии и культуре.
Человек в системе социальных коммуникаций.
Сознание и языковые структуры.
Проблема «диалога» человека и компьютера.
Феномен «одномерного человека» в философии Г.Маркузе.
Концепция сознания в философии Э.Гуссерля.
Сознание и самосознание. Проблема «Я».
Учение З.Фрейда и концепция бессознательного в классическом психоанализе.
Проблема человека в философии неофрейдизма.
Проблема «искусственного интеллекта» в современной философии и науке.
Проблема человека в философии марксизма.
Анализ процесса познания в когнитивной психологии.
Интернет как форма коммуникации и познания мира.
Знание и вера в структуре познавательного процесса.
Что есть истина? Версии Аристотеля и Пилата.
Истина и релятивизм в современной философии науки.
Истина и ценность в современной науке.
Место и роль социальной философии в системе современного философского знания.
Проблема социальной стратификации в современной философии.
Концепция целерациональности М.Вебера и аксиологические основания европейской культуры.
Теория социального действия Т. Парсонса.
Проблема социальных девиаций в структурном функционализме Р.Мертона.
Концепция коммуникативной рациональности Ю.Хабермаса.
Социальный конфликт: его статус и роль в современном историческом процессе.
Феномен терроризма в современном обществе: социально-философский анализ.
Проблема социального прогресса как предмет осмысления в современной философии истории.
Философия истории Гегеля.
Идея «морфологии культуры» в концепции истории О.Шпенглера.
Идея локальных цивилизаций в концепции А.Тойнби.
Смысл и назначение истории в философии К.Ясперса.
Концепция «столкновения цивилизаций» С.Хантингтона и современный исторический процесс.
Идея «конца истории» в социальной философии Ф.Фукуямы.
Феномен «информационного общества»: основные понятия и методологические подходы.
«Пределы роста» техногенной цивилизации в футурологических моделях Римского клуба.
Социально-философский смысл евразийства.
Феномен глобализации в современном мире: проблемы и перспективы.
Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационные вызовы современности.
Устойчивое развитие как императив современной цивилизационной динамики.
Техника как объект социально-философского осмысления.
Человек в техносфере. Проблемы становления техноструктуры XXI столетия.
Современные технологии и «высокое напряжение» в структуре постиндустриальных обществ.
Феномен власти как предмет осмысления в современной социальной философии.
Власть и насилие. Феномен тоталитаризма в социальной практике ХХ века.
Политическая власть и социальный интерес.
Государство и гражданское общество: возможные формы взаимодействия.
Культура как предмет осмысления в современной философии.
Культура и контркультура в социальной философии Франкфуртской школы.
Ф.Ницше о дионисийском и аполлонистическом началах в европейской культуре.
Традиции и новации в динамике культуры.
Глобализация культуры и этнокультурный полицентризм.
Современное искусство и философия: грани взаимодействия.
Природа нравственного сознания и антиномии морального выбора.
Феномен современного религиозного ренессанса в постсоветских обществах.
Современный религиозный фундаментализм: истоки и направления эволюции.
Наука и религия: возможности и границы диалога.
Наука как предмет философско-методологического исследования.
Философия и наука: исторические формы взаимосвязи.
Философия науки: становление и основные этапы развития.
Наука и вненаучное знание в современной культуре.
Феномен антинауки и критика классического рационализма.
Методологические новации в современной философии науки.
Неклассический и постнеклассический этапы в развитии современной науки.
Наука в постиндустриальном обществе.
Научная теория как предмет философско-методологического анализа.
Эмпирическое познание и факты науки.
Метатеоретические основания науки.
Научная картина мира и ее эволюция.
Феномен научной революции как предмет философско-методологического анализа.
Научный прогресс: единство когнитивных и социокультурных параметров.
Дифференциация и интеграция научного знания как закономерности развития современной науки.
Многоуровневая концепция методологического знания.
Системный подход как общенаучная методологическая программа.
Научное исследование как предмет методологического анализа.
Методы исследования в современной науке.
Наука как социальный институт.
Научное сообщество и школы в науке.
Проблема коммуникации в современной науке.
Этика науки и нормы научного этоса.
Проблема аргументации в современной науке.
Наука и власть: возможность и границы диалога.
Наука и нравственность: свобода и социальная ответственность ученого.
Наука как ценность в современной культуре. Дилемма сциентизма и антисциентизма.
Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы развития.
Философия и футурология.
Проблема научной рациональности как предмет философско-методологического исследования.
6