Реферат: Темы занятий и вопросы к зачету/экзамену по истории психологии (по любой из предложенных тем можно писать ) - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Темы занятий и вопросы к зачету/экзамену по истории психологии (по любой из предложенных тем можно писать )

Остальные рефераты » Темы занятий и вопросы к зачету/экзамену по истории психологии (по любой из предложенных тем можно писать )

Темы занятий и вопросы к зачету/экзамену по истории психологии


(по любой из предложенных тем можно писать реферат)


Тема 1.1 Предмет истории психологии. Основные источники историко-психологических знаний

Учебные вопросы

1. Научная рефлексия и ее значение для развития науки. Предмет и объект науки.

2. Предмет истории психологии.

3. Классическое и неклассическое понимание сущности психологического знания.

4. Источники историко-психологических знаний.

Тема 1.2 Основные подходы в историко-научных исследованиях

Учебные вопросы

1. Личностный и контекстный подходы в историко-научных исследованиях.

2. История науки и методология: анализ путей движения научной мысли. Этапы развития науки.

Тема 2.1. Психологические идеи в античной философии. Психологические воззрения в Средние века.

Учебные вопросы

1. Мифологические представления о душе. Анимизм.

2. Гилозоизм и проблема первоначала.

3. Философия Платона и ее значение для развития понятия идеального.

4. Учение Аристотеля о душе.

5. Психологические аспекты философских учений эпохи эллинизма и средних веков.

6. Психологические идеи в арабоязычной науке.

7. Номинализм и реализм.

Тема 2.2. Философско-психологические воззрения в XVII – начале XIX вв.

Учебные вопросы

1. Основные характеристики науки эпохи Просвещения.

2. Психологические взгляды Р. Декарта. Психофизическая проблема.

3. Дуализм и монизм. Монистическое решение психофизической проблемы в философии Б. Спинозы.

4. Монадология Лейбница. Зарождение представлений о бессознательном.

5. Эмпиризм и ассоцианизм. Представления о психическом в философии Локка, Беркли, Юма.

6. Философия Канта и ее значение для формирования научных представлений о сознании. Понятие единства апперцепции. Проблема субстанциальности души.

7. Гегелевская диалектика и принцип предметности сознания.

Тема 2.2.1. Эмпиризм и рационализм в воззрениях на психическое.

Учебные вопросы

1. Вклад Дж. Локка в психологию. Первичные и вторичные качества. Понятие рефлексии.

2. Р. Декарт. Понятие о врожденных идеях. Принцип ясности и отчетливости.

3. Принцип ассоциации и сенсуализм. Вопрос о достоверности познания.

4. Критика понятий субстанции и причинности в учениях Беркли и Юма.

5. Субъект познания в эмпиристической и рационалистической традициях. Слабости обеих традиций.

Тема 3.1. Возникновение психологии как самостоятельной научной дисциплины. Классическая психология сознания.

Учебные вопросы

1. Концепция И. Гербарта. Развитие учения об апперцепции.

2. Развитие исследований по физиологии органов чувств в XIX в. Г. Гельмгольц. Психофизика. Работы Г.-Т. Фехнера.

3. Зарождение экспериментальной психологии. В. Вундт. Психология народов. Принцип актуальности души.

4. Психология как учение об интенциональных актах сознания. Учение Ф. Брентано.

5. Интроспекция как основной метод исследования сознания в психологии XIX в.

6. О. Кюльпе и Вюрцбургская школа.

7. Феноменология Гуссерля и ее влияние на психологию начала XX в. Работы Т. Липпса.

8. Понимающая психология В. Дильтея.

9. Основные характеристики и проблемы классической парадигмы сознания.

Тема 3.2. Возникновение прикладных отраслей психологии в конце XIX – начале XX в.

Учебные вопросы

1. Дифференциальная психология. Первые психологические тесты.

2. Исследования в области зоопсихологии.

3. Детская и педагогическая психология.

4. Психотехника.

5. Клиническая психология и психоанализ. Проблема истерии. П. Жане и З. Фрейд: зарождение неклассического подхода к сознанию.

Тема 3.3. Психология в России в конце XIX — начале XX в.

Учебные вопросы

1. Психологические воззрения в России в XIX столетии.

2. Полемика К.Д. Кавелина с И.М. Сеченовым.

3. Московское психологическое общество и журнал «Вопросы философии и психологии».

4. Деятельность С.С. Корсакова, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева. Открытие психологических кафедр и психологических лабораторий.

5. Г.И. Челпанов и Г.Г. Шпет. Открытие Психологического института в Москве.

Тема 4.1. Возникновение и развитие бихевиоризма, гештальтпсихологии и психоанализа. Тенденции развития прикладных отраслей психологии в 1910-х – 1930-х годах.

Учебные вопросы

1. Основные положения классического бихевиоризма Дж. Уотсона.

2. М. Вертгеймер. Гештальтпсихология. Связи гештальтпсихологии с идеями Вюрцбургской школы.

3. Школа К. Левина.

4. Развитие психоанализа: Фрейд, Юнг, Адлер. Понятие о бессознательном.

5. Общая характеристика периода открытого кризиса в психологии начала XX в. Работа Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса».

Тема 4.1.1. Исследования познавательных процессов в гештальтпсихологии.

Учебные вопросы

1. Константность и структурность восприятия.

2. Понятие фигуры и фона.

3. «Законы» гештальта.

Тема 4.2. Психология в послереволюционной России.

Учебные вопросы

1. Период борьбы за марксистскую психологию. Судьба Г.И. Челпанова.

2. Работы школы И.П. Павлова и психология. Реактология и рефлексология. Н.К. Корнилов, П.П. Блонский.

3. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского.

4. Теория деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

5. Теория установки Д.Н. Узнадзе.

Тема 4.2.1. Педология и психотехника в СССР в 1920-30 гг.

Учебные вопросы

1. Развитие и разгром педологии в СССР.

2. Л.С. Выготский и педология.

3. История психотехники в СССР и Германии.

4. Работы И.Н. Шпильрейна, Л.С. Выготского и С.Г. Геллерштейна по психотехнике.

Тема 5.1. Необихевиоризм. Когнитивная психология. Гуманистическая психология.

Учебные вопросы

1. Необихевиоризм Э. Толмена. Понятие когнитивной карты.

2. Работы Б. Скиннера.

3. Принципы гуманистической психологии и психотерапии. К. Роджерс.

4. Теория Ж. Пиаже.

5. Возникновение когнитивной психологии. Компьютерная метафора.

6. Информационная метафора в психологии. Современные модели обработки информации: коннекционизм, параллельная распределенная обработка.

Тема 5.2. Психология в СССР в середине – второй половине XX в.

Учебные вопросы

1. «Павловская» сессия и ее последствия для психологии.

2. Образование факультетов психологии в университетах.

3. Развитие деятельностного подхода в психологии.

4. Современное состояние психологии в России.