Реферат: Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с

Остальные рефераты » Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с

Экономика и организация туризма. Международный туризм / .


Всесторонне рассматривается международный туризм как феномен и индустрия, в частности, его виды и факторы, влияющие на туристские потоки. Подробно анали­зируются составляющие индустрии международного туризма: предприятия разме­щения и питания, транспорт, туроператоры и агенты и др. Излагаются принципы экономики, менеджмента и маркетинга туризма. Описываются понятия и разновид­ности туристского рынка и механизмы его регулирования.

Обобщен опыт практической и преподавательской работы, руководства диплом­никами и аспирантами в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР), МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовой академии при Пра­вительстве РФ, Международном институте гостиничного менеджмента и туризма и в других вузах. Приводятся многочисленные практические примеры. Для лучшего усвоения материала к каждой главе даны контрольные вопросы.

Для студентов, аспирантов и преподавателей кузов, слушателей системы после­вузовского образования, а также работников отрасли, федеральных и региональ­ных органов управления туризмом.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 9

1. Основные понятия международного туризма как системы 12

Системный подход к определению туризма 12

Категории туризма 16

Субъекты международного туризма 20

Туристские потребности: мотивы и цели путешествий 22

Классификация международного туризма 30

Классификация по типу предложения 31

Классификация по способу организации поездки 32

Классификация по цели путешествия 33

Классификация по способу передвижения 37

Контрольные вопросы 38

Литература 39

2. Международный туризм как социально-экономическое явление.. 40

Современное состояние туризма 40

Туризм и развитие регионов 43

Значение международного туризма 45

Социально-экономическая роль туризма 46

Факторы, определяющие развитие международного туризма........... 48

Международный туризм и занятость населения 56

Тенденции развития современного туризма 64

Контрольные вопросы 70

Литература 70

3. Международное сотрудничество в области туризма 71

Цели и задачи сотрудничества в области туризма 72

Двустороннее сотрудничество 72

Многостороннее сотрудничество 73

Основные международные туристские организации 77

Контрольные вопросы 82

Литература 83

4. Рынок международного туризма 84

4.1. Особенности рынка международного туризма 84

4-2. Мировой и региональные рынки международного туризма 90

4.3. Методы изучения туристского спроса 92

4.3.1. Факторы туристского спроса 93

4.3.2. Методы прогнозирования туристского спроса 93

4.33. Качественные подходы в туристских исследованиях 94

4.4. Методы сегментации спроса на туристские услуги 97

Мотивация путешественников 101

Психологические детерминанты спроса............................................102

Контрольные вопросы 103

Литература 104

5. География международного туризма 105

5.1. Географические факторы развития международного туризма.....105

Физико-географические факторы 105

Экономико-географические факторы 110

География мировых туристских потоков 111

География некоторых видов международного туризма 115

5.3.1.Туризм с целью отдыха и развлечений 115

Спортивные мероприятия 126

Горнолыжный туризм 128

5.3.2.Деловой туризм 132

Конгрессно-выставочный туризм 135

Инсентив-туризм 137

5.3.3. Лечебно-оздоровительный туризм 140

Понятие лечебно-оздоровительного туризма 140

Основные типы курортов 142

5.3.4.Религиозный туризм 154

Контрольные вопросы 162

Литература 162

6. Международный туризм как индустрия 163

Структура индустрии международного туризма 164

Стандартная международная классификация

средств размещения 175

Обзор систем классификации средств размещения туристов...........175

Межрегиональная гармонизация критериев

гостиничной классификации 182

Классификация предприятий питания 196

Информационно-экскурсионное обслуживание

в сфере международного туризма 202

Состояние системы информационно-экскурсионного
обслуживания 202

Методика информационно-экскурсионной работы..........................212

Композиция экскурсии........................................................................219

6.5.Транспортные средства в международном туризме 221

Туризм и транспортные системы 221

Автобусный и автотранспортный туризм...........................................235

Железнодорожный транспорт..............................................................240

Воздушный транспорт 244

Водный транспорт................................................................................248

6.6. Индустрия развлечений 251

Контрольные вопросы.................................................................................255

Литература...................................................................................................256

7. Организация туристских путешествий 257

7.1. Роль и место туристских фирм в организации туристских

поездок............................................................................................................257

Агентское соглашение 261

Особенности организации российскими туроператорами
международных туров.............................................................................263

Налаживание партнерских отношений с иностранными турфирмами...................................................................................................264

7.5.Основные функции российского туроператора

по направлению..............................................................................................266

7.6.Основные функции российского туроператора по приему...................269

7.7.Функции и технология работы туристских агентств.............................272

Контрольные вопросы..................................................................................274

Литература.....................................................................................................275

8. Государственное и общественное регулирование
международной туристской деятельности...............................................276

Сущность, структура и инструменты государственного
регулирования туризма 277

Механизмы поддержки развития международного туризма ..............280

Правовое регулирование международной туристской
деятельности в разных странах 283

Сертификация в международном туризме 285

Стандартизация в международном туризме 289

Лицензирование как форма государственного
регулирования туризма 291

Налоговое регулирование международной

туристской деятельности 295

8.8. Туристская политика государства 299

Сущность туристской политики 299

Инвестиционная политика в отношении международного туризма300

Зарубежный опыт регулирования кадровой политики

в международном туризме 302

8.8.4. Зарубежный опыт проведения экологической политики 304

8.9.Правовая основа туристского бизнеса в разных странах.....................308

8.10. Общественные объединения в туризме 312

8.10.1. Международные неправительственные организации......................313

8.10.2. Международные региональные организации...................................315

8.10.3. Международные молодежные и профсоюзные организации.......316

8.10.4.Национальные ассоциации туристских агентств 316

Контрольные вопросы 316

Литература 317

9. Туристские формальности 318

Виды формальностей в международном туризме 318

Полицейские формальности 324

Паспортные формальности 326

Визовые формальности 330

Таможенные формальности и валютный контроль 336

Медико-санитарные формальности 341

Формальности безопасности в международном туризме 343

Страхование в туризме 351

Медицинское страхование туристов 360

Имущественное страхование в туризме 367

Страхование гражданской ответственности в туризме 369

Контрольные вопросы 376

Литература 376

10.Туристские ресурсы 377

Определение и сущность туристских ресурсов 377

Подходы к классификации туристских ресурсов 378

Характеристика природных ресурсов 381

Культурно-исторические ресурсы 384

Социально-экономические ресурсы 385

Информационные туристские ресурсы 386

Контрольные вопросы 387

Литература 387

11.Методология статистики международного туризма 388

История вопроса 389

Концепция статистики международного туризма 392

Основные единицы туризма 395

Классификация спроса в статистике туризма 397

Статистика туристских потоков 400

Статистика туристских доходов и расходов 405

Классификация предложения в международном туризме 409

Организация и методы статистического учета

в международном туризме 409

Контрольные вопросы 416

Литература 417

12.Основы экономики международного туризма 418

Принципы и проблемы экономики туризма 418

Лимитирующие факторы туризма 422

Затраты в туризме.................................................................................422

Туристский продукт 427

Туристское потребление 433

Туристский экспорт и импорт 436

Инвестиции в туризм 437

Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор) 438

Контрольные вопросы 442

Литература 443

13.Основы менеджмента в международном туризме 444

Специфика менеджмента в туризме 444

Понятие и сущность менеджмента в туризме 456

Структура, направления и виды менеджмента в туризме.................457

Функции менеджмента в туризме 464

Внешняя и внутренняя среда в туризме 465

SWOT-анализ в туризме 470

Контрольные вопросы 473

Литература 473

14.Основы маркетинга в международном туризме 474

Концепция маркетинга международного туризма..............................475

Анализ рынка международного туризма.............................................477

Маркетинговая информационная система.........................................478

Определение проблем и постановка целей исследования................480

Сбытовые территории 480

Сегментация туристского спроса 481

Внешняя и внутренняя среда 484

Маркетинговое планирование.............................................................485

Разработка нового туристского продукта...........................................486

Маршрут путешествия......................................................................488

Структура услуг...................................................................................489

Качество услуг....................................................................................489

Жизненный цикл турпродукта..........................................................491

14.5.Цены на туристские услуги..................................................................493

Основные ценообразующие факторы..............................................494

Политика цен на туристские услуги................................................496

14.6.Продвижение туристского продукта на рынке...................................497

Планирование продвижения турпродукта на рынке.........................498

Выбор каналов продвижения и рекламоносителей..........................500

Составление рекламного обращения ..........................................503

14.6.4.Исполнение и оценка эффективности рекламы................................505

14.7.Каналы распределения и сбыта турпродукта......................................506

'4.7.1. Выбор каналов распределения и сбыта турпродукта........................506

14.7.2. Значение материальной базы турагентства

для сбыта турпродукта 509

14.8.Внутренний маркетинг 510

14.9. Маркетинговый контроль 511

Контрольные вопросы 512

Литература 514

15. Информационные технологии в международном туризме 515

Сущность информации и виды информационных
технологий в туризме 516

Предпосылки возникновения и эволюция

компьютерных систем бронирования 523

Современное состояние системы «Amadeus» 527

Новые возможности системы «Galileo» 533

Интеграция глобальных дистрибьюторских систем

в Интернет 537

15.3. Интернет-технологии в туристском менеджменте 542

Элементы и свойства туристских сайтов 547

Основные зарубежные туристские сайты
онлайн-бронирования 550

15.4. Системы управления знаниями 560

Контрольные вопросы 564

Задания 565

Литература 565