Экономика и организация туризма. Международный туризм / .
Всесторонне рассматривается международный туризм как феномен и индустрия, в частности, его виды и факторы, влияющие на туристские потоки. Подробно анализируются составляющие индустрии международного туризма: предприятия размещения и питания, транспорт, туроператоры и агенты и др. Излагаются принципы экономики, менеджмента и маркетинга туризма. Описываются понятия и разновидности туристского рынка и механизмы его регулирования.
Обобщен опыт практической и преподавательской работы, руководства дипломниками и аспирантами в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР), МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовой академии при Правительстве РФ, Международном институте гостиничного менеджмента и туризма и в других вузах. Приводятся многочисленные практические примеры. Для лучшего усвоения материала к каждой главе даны контрольные вопросы.
Для студентов, аспирантов и преподавателей кузов, слушателей системы послевузовского образования, а также работников отрасли, федеральных и региональных органов управления туризмом.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 9
1. Основные понятия международного туризма как системы 12
Системный подход к определению туризма 12
Категории туризма 16
Субъекты международного туризма 20
Туристские потребности: мотивы и цели путешествий 22
Классификация международного туризма 30
Классификация по типу предложения 31
Классификация по способу организации поездки 32
Классификация по цели путешествия 33
Классификация по способу передвижения 37
Контрольные вопросы 38
Литература 39
2. Международный туризм как социально-экономическое явление.. 40
Современное состояние туризма 40
Туризм и развитие регионов 43
Значение международного туризма 45
Социально-экономическая роль туризма 46
Факторы, определяющие развитие международного туризма........... 48
Международный туризм и занятость населения 56
Тенденции развития современного туризма 64
Контрольные вопросы 70
Литература 70
3. Международное сотрудничество в области туризма 71
Цели и задачи сотрудничества в области туризма 72
Двустороннее сотрудничество 72
Многостороннее сотрудничество 73
Основные международные туристские организации 77
Контрольные вопросы 82
Литература 83
4. Рынок международного туризма 84
4.1. Особенности рынка международного туризма 84
4-2. Мировой и региональные рынки международного туризма 90
4.3. Методы изучения туристского спроса 92
4.3.1. Факторы туристского спроса 93
4.3.2. Методы прогнозирования туристского спроса 93
4.33. Качественные подходы в туристских исследованиях 94
4.4. Методы сегментации спроса на туристские услуги 97
Мотивация путешественников 101
Психологические детерминанты спроса............................................102
Контрольные вопросы 103
Литература 104
5. География международного туризма 105
5.1. Географические факторы развития международного туризма.....105
Физико-географические факторы 105
Экономико-географические факторы 110
География мировых туристских потоков 111
География некоторых видов международного туризма 115
5.3.1.Туризм с целью отдыха и развлечений 115
Спортивные мероприятия 126
Горнолыжный туризм 128
5.3.2.Деловой туризм 132
Конгрессно-выставочный туризм 135
Инсентив-туризм 137
5.3.3. Лечебно-оздоровительный туризм 140
Понятие лечебно-оздоровительного туризма 140
Основные типы курортов 142
5.3.4.Религиозный туризм 154
Контрольные вопросы 162
Литература 162
6. Международный туризм как индустрия 163
Структура индустрии международного туризма 164
Стандартная международная классификация
средств размещения 175
Обзор систем классификации средств размещения туристов...........175
Межрегиональная гармонизация критериев
гостиничной классификации 182
Классификация предприятий питания 196
Информационно-экскурсионное обслуживание
в сфере международного туризма 202
Состояние системы информационно-экскурсионного
обслуживания 202
Методика информационно-экскурсионной работы..........................212
Композиция экскурсии........................................................................219
6.5.Транспортные средства в международном туризме 221
Туризм и транспортные системы 221
Автобусный и автотранспортный туризм...........................................235
Железнодорожный транспорт..............................................................240
Воздушный транспорт 244
Водный транспорт................................................................................248
6.6. Индустрия развлечений 251
Контрольные вопросы.................................................................................255
Литература...................................................................................................256
7. Организация туристских путешествий 257
7.1. Роль и место туристских фирм в организации туристских
поездок............................................................................................................257
Агентское соглашение 261
Особенности организации российскими туроператорами
международных туров.............................................................................263
Налаживание партнерских отношений с иностранными турфирмами...................................................................................................264
7.5.Основные функции российского туроператора
по направлению..............................................................................................266
7.6.Основные функции российского туроператора по приему...................269
7.7.Функции и технология работы туристских агентств.............................272
Контрольные вопросы..................................................................................274
Литература.....................................................................................................275
8. Государственное и общественное регулирование
международной туристской деятельности...............................................276
Сущность, структура и инструменты государственного
регулирования туризма 277
Механизмы поддержки развития международного туризма ..............280
Правовое регулирование международной туристской
деятельности в разных странах 283
Сертификация в международном туризме 285
Стандартизация в международном туризме 289
Лицензирование как форма государственного
регулирования туризма 291
Налоговое регулирование международной
туристской деятельности 295
8.8. Туристская политика государства 299
Сущность туристской политики 299
Инвестиционная политика в отношении международного туризма300
Зарубежный опыт регулирования кадровой политики
в международном туризме 302
8.8.4. Зарубежный опыт проведения экологической политики 304
8.9.Правовая основа туристского бизнеса в разных странах.....................308
8.10. Общественные объединения в туризме 312
8.10.1. Международные неправительственные организации......................313
8.10.2. Международные региональные организации...................................315
8.10.3. Международные молодежные и профсоюзные организации.......316
8.10.4.Национальные ассоциации туристских агентств 316
Контрольные вопросы 316
Литература 317
9. Туристские формальности 318
Виды формальностей в международном туризме 318
Полицейские формальности 324
Паспортные формальности 326
Визовые формальности 330
Таможенные формальности и валютный контроль 336
Медико-санитарные формальности 341
Формальности безопасности в международном туризме 343
Страхование в туризме 351
Медицинское страхование туристов 360
Имущественное страхование в туризме 367
Страхование гражданской ответственности в туризме 369
Контрольные вопросы 376
Литература 376
10.Туристские ресурсы 377
Определение и сущность туристских ресурсов 377
Подходы к классификации туристских ресурсов 378
Характеристика природных ресурсов 381
Культурно-исторические ресурсы 384
Социально-экономические ресурсы 385
Информационные туристские ресурсы 386
Контрольные вопросы 387
Литература 387
11.Методология статистики международного туризма 388
История вопроса 389
Концепция статистики международного туризма 392
Основные единицы туризма 395
Классификация спроса в статистике туризма 397
Статистика туристских потоков 400
Статистика туристских доходов и расходов 405
Классификация предложения в международном туризме 409
Организация и методы статистического учета
в международном туризме 409
Контрольные вопросы 416
Литература 417
12.Основы экономики международного туризма 418
Принципы и проблемы экономики туризма 418
Лимитирующие факторы туризма 422
Затраты в туризме.................................................................................422
Туристский продукт 427
Туристское потребление 433
Туристский экспорт и импорт 436
Инвестиции в туризм 437
Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор) 438
Контрольные вопросы 442
Литература 443
13.Основы менеджмента в международном туризме 444
Специфика менеджмента в туризме 444
Понятие и сущность менеджмента в туризме 456
Структура, направления и виды менеджмента в туризме.................457
Функции менеджмента в туризме 464
Внешняя и внутренняя среда в туризме 465
SWOT-анализ в туризме 470
Контрольные вопросы 473
Литература 473
14.Основы маркетинга в международном туризме 474
Концепция маркетинга международного туризма..............................475
Анализ рынка международного туризма.............................................477
Маркетинговая информационная система.........................................478
Определение проблем и постановка целей исследования................480
Сбытовые территории 480
Сегментация туристского спроса 481
Внешняя и внутренняя среда 484
Маркетинговое планирование.............................................................485
Разработка нового туристского продукта...........................................486
Маршрут путешествия......................................................................488
Структура услуг...................................................................................489
Качество услуг....................................................................................489
Жизненный цикл турпродукта..........................................................491
14.5.Цены на туристские услуги..................................................................493
Основные ценообразующие факторы..............................................494
Политика цен на туристские услуги................................................496
14.6.Продвижение туристского продукта на рынке...................................497
Планирование продвижения турпродукта на рынке.........................498
Выбор каналов продвижения и рекламоносителей..........................500
Составление рекламного обращения ..........................................503
14.6.4.Исполнение и оценка эффективности рекламы................................505
14.7.Каналы распределения и сбыта турпродукта......................................506
'4.7.1. Выбор каналов распределения и сбыта турпродукта........................506
14.7.2. Значение материальной базы турагентства
для сбыта турпродукта 509
14.8.Внутренний маркетинг 510
14.9. Маркетинговый контроль 511
Контрольные вопросы 512
Литература 514
15. Информационные технологии в международном туризме 515
Сущность информации и виды информационных
технологий в туризме 516
Предпосылки возникновения и эволюция
компьютерных систем бронирования 523
Современное состояние системы «Amadeus» 527
Новые возможности системы «Galileo» 533
Интеграция глобальных дистрибьюторских систем
в Интернет 537
15.3. Интернет-технологии в туристском менеджменте 542
Элементы и свойства туристских сайтов 547
Основные зарубежные туристские сайты
онлайн-бронирования 550
15.4. Системы управления знаниями 560
Контрольные вопросы 564
Задания 565
Литература 565