Реферат: по проекту №1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

по проекту №1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

Остальные рефераты » по проекту №1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

Московский государственный гуманитарный университет

имени М.А.Шолохова

(МГГУ имени М.А.Шолохова)


УДК 378

Код ГРНТИ 14.35.07


РЕФЕРАТ


по проекту № 3.1.1/5014 «Разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»

аналитической ведомственной целевой программы “Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)”


Мероприятие 3. «Проведение прикладных научных исследований в области образования, молодежной и социальной политики в области образования»


Раздел 3.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания общего и дополнительного образования»


Подраздел: 3.1.1. «Научно-методическое обеспечение совершенствования структуры и содержания профессионального образования»


Вид отчета: итоговый (2-й этап)


Руководитель проекта: Т.Б.Филичева, доктор педагогических наук, профессор


Москва, 2009


177 стр.,2 рисунков, 5 таблиц, 2 раздела, 239 источников.

Вид профессиональной деятельности, компетенция, направление подготовки, объект профессиональной деятельности, основная образовательная программа магистратуры (магистерская программа), профиль, результаты обучения, учебный цикл, дети с психофизическими нарушениями, образовательное пространство, инновационные технологии, новые организационные формы, учебно-методический комплекс, повышение квалификации педагогических кадров.


В настоящей образовательной программе используются следующие сокращения:


ВПО

– высшее профессиональное образование;

ИК

– инструментальные компетенции;

ОНК

– общенаучные компетенции;

ООП

– основная образовательная программа;

ПК

– профессиональные компетенции;

СЛК

– социально-личностные и общекультурные компетенции;

УЦ ООП

– учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО

– федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ПК ППД

– профессиональные компетенции в области проектно-педагогической деятельности;

ПК КРД

- профессиональные компетенции в области коррекционно-развивающей деятельности;

ПК ДКД

- профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности;

ПК НИД

– профессиональные компетенции в области научно-исследовательской деятельности;

ПК ПД

– профессиональные компетенции в области преподавательской деятельности;

ПК СПД

– профессиональные компетенции в области социально-педагогической деятельности;

ПК КПД

– профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности;

ПК ОУД


ОВЗ

– профессиональные компетенции в области организационно-управленческой деятельности;

– ограниченные возможности здоровья.



Актуальность исследования обусловлена острейшей потребностью вузовской подготовки специалистов в области специального (дефектологического) образования в разработке магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» и методических разработок по данному направлению.


Объектом исследования в данной работе является программное и методическое обеспечение формирования магистерских примерных основных образовательных программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»


Предмет исследования представлен алгоритмом и содержанием магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», обеспечивающих специальные образовательные условия, эффективность обучения, воспитания и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в развитии.


Цель исследования: разработка научно-методического обеспечения формирования магистерских примерных основных образовательных программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»


Задачи исследования:

Осуществить анализ медицинской, педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; определить содержание понятий «комплексные нарушения развития», «множественные нарушения развития», «сложный дефект», «осложненный дефект», «психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с отклонениями в развитии», «психологические типы родителей», «уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений», «дисгармоничные модели воспитания детей с отклонениями в развитии».

Разработать теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Разработать алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии».

Описать цели и задачи дисциплин, требования к уровню освоения, виды учебной работы.

Представить разделы дисциплин, их тематическое планирование, а такжеучебно-методическое обеспечение, включая списки литературы и материально-техническое обеспечение.

Подготовить научно-методические материалы, включающие учебно-методические комплексы основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к печати.


В процессе работы были использованы такие методы исследования:

теоретический анализ литературных источников, нормативных документов образования, здравоохранения и социальной защиты;

анализ перечня вузовских образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

педагогическое проектирование;

опытно-экспериментальная работа, включающая диагностические, консультативные и психокоррекционные мероприятия в рамках коррекционно-образовательной работы и психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников, обучающихся в специальных коррекционных образовательных учреждениях.


Полученные научные результаты:

проанализирована специальная литература по проблеме исследования, позволяющая определить актуальность и значимость новых разрабатываемых магистерских программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

проведен скрининг-анализ потребностей в получении специальностей по новым магистерским программам предполагаемых абитуриентов МГГУ им. М.А.Шолохова;

разработано теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

разработаны алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»;

описаны цели и задачи магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», требования к уровню освоения, виды учебной работы;

представлены разделы магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии», их тематическое планирование, а такжеучебно-методическое обеспечение, включая списки литературы и материально-техническое обеспечение;

подготовлены научно-методические материалы, включающие учебно-методические комплексы основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», к печати.


Опытно-экспериментальная работа велась на базе следующих специальных учреждений:

-специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы №20;

-специальная (коррекционная) образовательная школа – интернат VI вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата г. Москвы № 44;

-центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ДЦП «Раменки»;

-детская психоневрологическая больница №18;

-детский сад компенсирующего вида № 908;

-центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения;

-специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат VIII вида №102;


Этапы исполнения работ:

1.Аналитический этап: июль-август 2009 – изучение специальной психолого-медико-педагогической литературы.

2. Скрининг-диагностический этап: сентябрь 2009 - определение потребностей будущих абитуриентов в получении квалификации «магистр специального (дефектологического) образования» в соответствии с разработанным новым перечнем магистерских программ.

3.Опытно-экспериментальный этап октябрь-ноябрь 2009 – разработка теоретико-методологического обоснования, алгоритма и содержания основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», подготовка научно-методических материалов.

4.Заключительный этап: декабрь 2009 – подготовка отчета.

По проблеме исследования подготовлены методические пособия, монографии и статьи:

М.В. Жигорева. О проблемах психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития./ Коррекционная педагогика: теория практика, 2008,- №5 (23)

М.В.Жигорева, Н.Д.Ситдикова, Л.Ю. Дроздова. Опыт реализации интеграционного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями развития./ Коррекционная педагогика: теория практика, 2008, - №6 (24)

М.В.Жигорева. Комплексная модель сопровождения развития дошкольников со сложными нарушениями. Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009.-145с.

М.В.Жигорева. Психолого-педагогическое изучение развития детей с комплексными нарушениями. Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2009.-155с.

М.В.Жигорева. Индивидуализация оценки возможностей развития детей с комплексными нарушениями / Коррекционная педагогика: теория и практика, 2009, -№4(34), - С.15 -20

М.В.Жигорева. Модульная система коррекционной психолого-педагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития / Коррекционная педагогика: теория и практика, 2009, - №5(35), С.5 -12

Т.Н.Волковская. К вопросу о классификационной системе в логопсихологии // Культурно-историческая психология. 2009, - №1, – С.14-28

Т.Н.Волковская. Психологическое консультирование в системе психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи // Культурно-историческая психология.2009, - №2 , – С.3-18

Т.Н.Волковская. Проблема становления понятийного аппарата логопсихологии // Материалы международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии», М.: – 2009, - с.49-57.

Т.Н.Волковская. Логопсихология в системе смежных дисциплин / Специальная психология.2009, -№3(21), - С.5-10.

Т.Н.Волковская. Теоретико-методологические и методические основы логопсихологии. Монография.М.: Изд-во «Образование», 2009, - 272 с.

Г.А Ковалева. К вопросу оптимизации содержания профессиональной подготовки логопеда // Материалы международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии», М. – 2009, - с.65-69

И.Ю.Левченко. Психологическое изучение детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-138с.

И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.А.Гусейнова. Детский церебральный паралич: коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008.-176 с.

И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, В.В.Ткачева. Детский церебральный паралич: дошкольный возраст. – М.: Издательство «Коррекционная педагогика», 2008.-157 с.

И.Ю.Левченко, В.В.Ткачева. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Метод. пособие.-М.:Просвещение,2008.-239с.

И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько, А.А.Гусейнова. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами. Коррекционная педагогика: теория практика, 2008, 3 (21)

И.Ю.Левченко, Г.А.Бутко, Т.Ю.Ортина. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития / «Специальная психология.-№2(20).- 2009.- С.11-18.

В.В.Ткачева. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование.- М.: Книголюб, 2008.- 144 с.

В.В.Ткачева. Психолого-педагогическое сопровождение современной семьи: Монография, М., РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008.-131с.

В.В.Ткачева. Психолого-медико-социальное сопровождение семьи проблемного ребенка / Коррекционная педагогика: теория и практика, 2008,

В.В.Ткачева. Особенности диагностической работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии/ Коррекционная педагогика: теория практика, 2008, 5 (27).

В.В.Ткачева. Психологические особенности родителей, имеющих детей с деским церебральным параличом / Специальная психология.2009. - №1(19), - С.53-62.

В.В.Ткачева, А.Е.Соболева. Экспериментальное изучение особенностей высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития неорганического генеза.2009. -№5(35) - С.13-25.

В.В.Ткачева. Система психолого-педагогической помощи семье ребенка с отклонениями в развитии./ Другое детство. Сборник научных статей.- М.: МГППУ, 2009.- С. 167-180.

В.В.Ткачева. Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии как актуальное направление современной специальной психологии./ Другое детство. Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития.- М.: МГППУ, 2009.-С. 233-236

В.В.Ткачева. Актуальные проблемы психологической помощи семье ребенка с СДВГ и нарушениями поведения/ Актуальные аспекты сближения образовательных учреждений и семей в воспитании детей с проблемами в здоровье. Материалы IY Международной конференции дефектологов. IY часть. –М.: ЗОУО, 2009, -С.64-68.


Участие в научных форумах:

-участие в работе Международной конференции «Проблемный ребенок в современном социокультурном пространстве образования и семьи», Н.Новгород, 3 ноября 2009:

выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко на пленарном заседании с докладом «Современные проблемы подготовки специалиста для специального и инклюзивного образования»

выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой на пленарном заседании с докладом «Психолого-педагогическое сопровождение семьи проблемного ребенка».

-участие в работе Y Международной конференции дефектологов «Формирование установок и норм толерантного поведения – залог успешной инклюзии детей с ограниченными возможностями», Москва, 25-26 ноября 2009:

выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко с докладом «Направления социальной и психолого-педагогической работы по оптимизации отношения общества к детям с двигательными нарушениями»;

выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой с докладом «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как одно из направлений оптимизации отношения социума к лицам с двигательными нарушениями»;

-участие в работе Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство», Москва, 25-27 ноября 2009:

выступление д.пс.н., профессора В.В.Ткачевой с докладом « Психолого-педагогическая поддержка семей и матерей».

-участие в Городской межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Равные возможности – новые перспективы», г. Москва, 30 ноября -1 декабря 2009 г:

выступление д.пс.н., профессора И.Ю.Левченко на пленарном заседании с докладом «К проблеме профессиональной готовности педагогов к обучению детей с двигательными нарушениями в условиях интеграции».

выступление к.пс.н., доцента Т.Н.Волковской «Психологическая коррекция в системе психолого-педагогической помощи лицам с недостатками речи».


Награды, премии, сертификаты, дипломы за участие в научных форумах

д.пс.н., профессор В.В.Ткачева награждена Дипломом I степени за подготовку и издание учебного пособия «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии», М.: Издательство "Астрель", 2007, 318 с.

получены сертификаты за участие в Международном научно-практическом семинаре «Современные аспекты подготовки кадров системы специального образования в Германии и России» д.пс.н., профессором И.Ю.Левченко,д.пс.н., профессором В.В.Ткачевой, к.пс.н., доцентом Т.Н.Волковской, к.п.н., доцентом М.В.Жигоревой;

получен сертификат за участие во Второй всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство» д.пс.н., профессором В.В.Ткачевой.

В ходе выполнения исследования:

представлен аналитический обзор по исследуемым проблемам проекта;

разработано теоретико-методологическое обоснование основных магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;

разработаны алгоритм и содержание магистерских программ «Обучение и воспитание детей с комплексными нарушениями развития», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»;

функционирует электронный сайт «www.helpyourchild», в котором представлены материалы для специалистов и родителей по проблемам детей с отклонениями в развитии;

защищена докторская диссертация М.В.Жигоревой «Инновационные подходы психолого-педагогической помощи дошкольникам с комплексными нарушениями развития»;

защищена кандидатская диссертация Т.И.Кузьминой «Динамика формирования Я-концепции у лиц с легкой степенью умственной отсталости» (научный руководитель д.пс.н., профессор И.Ю.Левченко);

защищена кандидатская диссертация А.Е.Соболевой «Коррекция высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности» (научный руководитель д.пс.н., профессор В.В.Ткачева).