Реферат: Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов переводного экзамена по литературе в 5 классе - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов переводного экзамена по литературе в 5 классе

Остальные рефераты » Кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов переводного экзамена по литературе в 5 классе

Кодификатор элементов содержания

для составления контрольных измерительных материалов

переводного экзамена по литературе в 5 классе.

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания литературного образования учащихся 5-х классов.

(Федеральный стандарт. Программа МОРФ для общеобразовательных учреждений. Литература, 5 класс).

Жирным шрифтом выделены крупные блоки содержания, которые разбиты на более мелкие блоки – темы (выделены курсивом) и вопросы содержания.


Код раздела Код контролируемого раздела Содержание, проверяемое заданиями КИМ

1


Фольклор и литература


1.1 Введение. Фольклор. Начальное понятие. Вымысел в фольклорном произведении.

1.2 Основные жанры фольклора. Нравственный идеал фольклора.

1.3 Детский фольклор. Игровые основы жанровой специфики детского фольклора.

1.4 Небылицы. Основные приёмы создания небылиц..

1.5 Сказка. Возникновение. Виды народных сказок. Как строится сказка. Начальное понятие о сюжете. Значение сказки в жизни нации и человека.

1.6 «Два Ивана-солтатских сына». Художественные особенности волшебной сказки.. Выражение нравственного идеала народа в сказке. Представление о положительном герое.

1.7 «Финист Ясный Сокол» как волшебная сказка. Проблема добра и зла в фольклоре.

1.8 «Жена-доказчица». Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.

1.9 «Снегурочка»- немецкая народная сказка. Общность сюжетов в сказках народов мира.

1.10 Творческая мастерская. Самостоятельный анализ выбранного произведения.

1.11 Русские сказочники.

1.12 Творческая лаборатория. Сочинение сказки (по предложенному началу).

2


Духовная литература.


2.1 Что такое духовная литература. Основные жанры духовной литературы.

3


Библия.


3.1 Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание 12 апостолов. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семени т плевелах.

3.2 Библия как вечная книга и как памятник человеческой цивилизации.

3.3 Священное Предание и Священное Писание.

3.4 «Житие Бориса и Глеба». Жанр русского жития. Нравственные истоки святости.

4


Эпические жанры.


4.1 Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.

4.2 В.А. Жуковский.»Сказка о царе Берендее». Литературная обработка фольклорных сюжетов. Нравственная проблематика сказки.

4.3 П.П. Ершов. «Конёк-горбунок». Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и поэтическая речь. Фольклорная основа сказки.

4.4 С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Преображающая сила добра.

4.5 В.И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.

4.6 Х.К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приёмы создания сказочной ситуации.

4.7 О. Уайльд. «Соловей и роза». Тема, идея сказки и их образное воплощение.

4.8 Саша Черный. «Мирная война». Роль названия в литературном произведении. Герой в литературной и фольклорной сказке.

4.9 Творческая мастерская. Как рождается сказка.

4.10 Творческая мастерская. Самостоятельный анализ выбранного произведения.

4.11 Творческий практикум. Создание сказки по пословицам или самостоятельное сочинение сказки (по образцу литературной сказки).

5


Рассказ.


5.1 Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.

5.2 Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.

5.3 Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.

5.4 Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.

5.5 Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». Особенности рождественского рассказа. Влияние духовной литературы на светскую литературу.

5.6 А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Особенности рождественского рассказа.

5.7 А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Юмористический рассказ, приём создания комического эффекта в произведении.

5.8 О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.

5.9 Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Сказание как форма рассказа. Героический характер.

5.10 А. Конан Дойл. «Дьяволова нога» как детективный рассказ. Детективный сюжет Тема возмездия в рассказе.

5.11 Б.С. Житков. «Механик Салерио». Характер в литературе. Смелость, мужество как этические категории.

5.12 К.Г. Паустовский. «Кот Ворюга». Рассказ о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе.

5.13 В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления..

5.14 Д.И. Хармс. «Черная вода, Л. Петрушевская «Пуськи Бятые», «Все непонятливые». Понятие об игровом рассказе.

5.15 Творческая мастерская. Тайны рассказа. Самостоятельный анализ выбранного произведения.

5.16 Творческий практикум. Мой первый рассказ.

6


Повесть


6.1 Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.

6.2 А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Художественные средства создания характеров в повести. Лаконизм и динамика как отличительные черты пушкинской прозы.

6.3 Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. Автобиографическое в повести. Главный герой повести. Основные сюжетные линии. Особенности юмора в повести.

7


Сказочная повесть.


7.1 Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести и сказки.

7.2 Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Волшебное, фантастическое и реально-бытовое в повести. Нравственные истоки победы добра над злом.

7.3 Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Языковые средства создания чудесных ситуаций.

7.4 Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.

8


Лирические жанры.


8.1 Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре.

8.2 А.С. Пушкин. «Птичка», «Туча», «Ещё дуют холодные ветры», «Бесы».

8.3 М.Ю. Лермонтов. «Казачья колыбельная песня», «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…»

8.4 Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою», «Весенние воды».

8.5 А.А. Фет. «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Ещё весны душистой нега…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

8.6 Мир и человек в лирических произведениях. Стихи и проза. Начальное понятие о рифме. Ритм и интонация в стихе. Ритм как основа музыкальности лирики. Начальное понятие о фигурах речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.

8.7 Творческая мастерская. Секреты поэтического мастерства.

8.8 Творческий практикум. Первый поэтический опыт или чтение любимого лирического произведения.

9


Драматические жанры.


9.1 Специфика драматических произведений. Автор в драме. Время в драматическом произведении. Особенности читательского восприятия драматического произведения..

9.3 Т.Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса-сказка.. Художественной своеобразие драмы. Специфика художественной условности в драматургии.

9.4 Творческая мастерская. Как создается сценарий.

9.5 Творческий практикум. Создание сценария мультфильма или диафильма. Самостоятельный анализ выбранного драматического произведения.

10


Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература.