Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в мелкобуржуазной семье. Детство и юность провел в Петербурге и Павловске. Окончил Тени-шевское училище. В этот же период увлекается марксизмом, изучает работы Плеханова. Мандельштама влекли литература и культура. Поэтому после окончания училища в 1907 году он едет за границу - в Париж, Рим, Берлин, слушает университетские лекции в Сорбонне и Гейдельбергском университете. С 1911 года учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, занимаясь старофранцузским языком и литературой. В 1910 году в журнале “Аполлон” появляется первая публикация Мандельштама, а через три года выходит первая книга стихов под названием “Камень”, возвестившая миру о рождении еще одного великого русского поэта. Но это было понятно спустя десятилетия.
Для прочтения Мандельштама нужно иметь филологическую и культурную подготовку. Настроение “Камня” - минорное. Рефрен большинства стихотворений - слово “печаль”, “куда печаль забилась, лицемерка”. Однажды оговорившись: “Я от жизни смертельно устал, ничего от нее не приемлю”, - Мандельштам затем твердо заявит о принятии мира со всеми его превратностями: “Я вижу месяц бездыханный и небо мертвенней холста; Твой мир болезненный и странный, я принимаю, пустота!” И в “Камне”, и в сборнике “Tristia” большое место занимает тема Рима, его дворцов, площадей. В “Tristia” есть цикл любовных стихотворений. Часть их них посвящена Марине Цветаевой, с которой, по свиде тельству некоторых современников, у Мандельштама был “бурный роман”. Любовная лирика светла и целомудренна, лишена трагической тяжести. Влюбленность - почти постоянное чувство Мандельштама, но трактуется оно широко - как влюбленность в жизнь. Любовь для поэта - все равно, что поэзия. В 1920 году, перед тем как окончательно соединить свою жизнь с Надеждой Яковлевной, Мандельштам испытал глубокое чувство к актрисе Александрийского театра. Ей посвящено несколько стихотворений. Несколько стихотворений поэт посвятил А. Ахматовой. Надежда Яковлевна, жена и друг поэта, пишет: “Стихи Ахматовой... нельзя причислить к любовным. Это стихи высокой дружбы и несчастья. В них ощущение общего жребия и катастрофы”. О любви Осипа Мандельштама к красавице Ольге Вак-сель, о вызванных этим семейных раздорах подробно рассказала в своих воспоминаниях Надежда Яковлевна. Что поделаешь, Мандельштам действительно довольно часто влюблялся, принося огорчения своей Наденьке, но зато русская поэзия обогатилась прекраснейшими стихами на вечную тему любви. Мандельштам влюблялся, пожалуй, до последних лет жизни. Это говорит о восхищении жизнью и красотой.
Мандельштам одним из первых стал писать стихи на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово “народ” не случайно фигурирует в его стихах.
В 1933 году Мандельштам написал антисталинские стихи и прочел их, в основном, своим знакомым - поэтам, писателям, которые, услышав их, приходили в ужас и говорили: “Я этого не слышал, ты мне этого не читал...”
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
Как подкову, дарит за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него - то малина
И широкая грудь осетина.
В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовали. При аресте присутствовала Анна Ахматова, только что приехавшая из Ленинграда. В “Листках из дневника” она пишет: “Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате. Следователь при мне нашел “Волка” и показал Осипу Эмильевичу. Он молча кивнул. Прощаясь, поцеловал меня. Его увели в семь утра”. С обыском приходили второй раз. Искали стихи о Сталине. В сущности, им нужен был автограф - подтверждение, стихи у них уже были. Мандельштаму всерьез угрожал расстрел. Но за него вступились жена и друзья. Это сыграло свою роль. А может быть, наверху решили не поднимать шума. Ведь в случае обнародования факта написания “контрреволюционного” стихотворения оно имело шансы стать известным. Мандельштам ссылался в городок Чердынь на Урал.
В дороге Мандельштам заболел: начались галлюцинации, всюду мерещились подосланные убийцы или палачи. Надежда Яковлевна слала телеграммы в Москву - в правительство, давнему заступнику Мандельштама Николаю Бухарину. Бухарин напи сал Сталину. Последовало распоряжение: заменить далекую Чердынь другим городом. Осип Эмильевич выбрал Воронеж. Поначалу жизнь в Воронеже была сносной. Но все же поэт мучительно переживал свою отдаленность от времени, свое “отщепенство”. После окончания трехгодичной ссылки в Воронеже Мандельштамы возвращаются в Москву.
Странности Мандельштама привлекли к нему внимание врангелевской контрразведки. Его приняли за шпиона и арестовали. Благодаря вмешательству друзей и знакомых поэта удалось вызволить из лап врангелевцев.
Все современники отмечают, что поэт был всегда “нищ и голоден”, и это приводило его в гнев. Но при этом он не опускался ни до брюзжания, ни до жалоб на жизнь.
Судьба распорядилась очень жестоко с этим удивительным поэтом. Он был арестован 2 мая 1938 года в Саматихе и осужден на пять лет исправительно-трудовых лагерей по обвинению в контрреволюционной деятельности. Вспомнил ли Сталин о его обличительных стихах по своему адресу, или трагическую роль сыграло дело Бухарина, в бумагах которого нашли то ли упоминание о поэте, то ли письмо? Как знать?
Затем Таганка, Бутырка, следование по этапу во Владивосток. Оттуда единственное письмо брату Александру, отправленное в конце октября 1938 года, в котором Мандельштам пишет: “Здоровье очень слабое. Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать продукты, вещи и деньги - не знаю, имеет ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей”.
На земле нет могилы Осипа Мандельштама. Есть лишь где-то котлован, куда в беспорядке сброшены тела замученных людей, среди них, по-видимому, лежит и Поэт, как его звали в лагере.
Надежда Яковлевна замечает, что Мандельштам при всем своем жизнелюбии был, в общем-то, одиноким человеком. Душа поэта- тайна за семью печатями. И проникнуть в нее можно только через поэтическое слово, но не каждому дано постигнуть и понять его.
Другие работы по теме:
Галич а. а. - Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу
Я на этой земле останусь... А. Галич В книгу известного поэта, барда и драматурга Александра Аркадьевича Галича вошли стихи, автобиографическая проза “Генеральная репетиция”, а также песни: песни-реквиемы памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака, знаменитые “Облака”, “Когда я вернусь” и другие. Вот уже несколько десятилетий звучат с магнитофонных пленок песни этого человека.
Чехов а. п. - Рассказ а. п. чехова попрыгунья. мысли и чувства автора
Антон Павлович Чехов в рассказах 90-х годов «Дама с собачкой», «Душечка», «Попрыгунья» исследует женский характер, интересы и помыслы героинь, смысл их жизни. Порой писатель безжалостен. Он отказывает персонажу в духовности, умении сострадать, любить. Героиня рассказа «Попрыгунья» Ольга Ивановна довольно легкомысленная и пустая особа, несмотря на ту претенциозность, которой она окружает себя. «...Ольга Ивановна и ее друзья и добрые знакомые были не совсем обыкновенные люди.
Мендельштам о. э. - Этапы творческого пути осипа мандельштама
Посох мой, моя свобода - Сердцевина бытия, Скоро лъ истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
по теме «Нетленной мысли исповедник…»
Прочитав однажды стихотворение «Век», Сергей проникся уважением к личности поэта и заинтересовался сначала его гражданской лирикой, а затем расширил рамки исследования и обнаружил, что наряду с поэзией Мандельштам проявил себя и как интересный прозаик и публицист
Анализ стихотворения Мандельштама «Век»
Мой век… Это сочетание слов вызывает различные ассоциации, но, в большинстве своем, это что-то обязательно хорошее. Но, познакомившись со стихотворением Мандельштама «Век», осознаешь, что у каждого человека свое представление о жизни.
Любовь – жалость – милость в поэзии О. Мандельштама
В статье исследуется семантика понятий «любовь», «жалость», «милость» в любовной лирике О. Мандельштама. Внимание уделяется двум ключевым в этом отношении стихотворениям 1937 г. – «Я молю, как жалости и милости…» и «Чарли Чаплин».
Каковы особенности лирики одного из современных поэтов
Осип Эмильевич Мандельштам — русский поэт, малоизвестный широкому кругу читателей. Однако от этого не менее талантлив и стоит в одном ряду с крупнейшими поэтами серебряного века Н. Гумилевым, А. Ахматовой, С. Есениным, В. Маяковским и др. Мандельштам — создатель литературного течения — акмеизма. Непростая судьба поэта и страны, в которой он жил, определила характер его творчества.
Гражданский подвиг Мандельштама-поэта
У Осипа Мандельштама есть стихотворение «Нашедший подкову ». О чем думал поэт, когда писал его? О человеческом счастье, которое так хрупко и недолговечно? О поэтическом таланте, которым одарила его природа? Или о том и другом одновременно? «Нашедший подкову сдувает с нее пыль и растирает ее шерстью, пока она не заблестит».
Стихотворение Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Сюжет стихотворения О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», написанного в тридцатые годы двадцатого века, имеет автобиографическую основу. Как и многие другие деятели культуры и искусства, автор этих строк попал в жернова сталинских репрессий.
Пространство, звезды и певец
Я читала один фантастический рассказ, в котором главный герой, попав в другую эпоху и на другую планету, признается там Мастером — величайшим магом и чародеем. Свое колдовство он осуществлял с помощью стихов. Стихов Осипа Мандельштама.
Лирика М.И. Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая первооснов. О них поэт однажды сказала так: «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили… С тех пор… я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала поэта». К сказанному можно добавить, что поэтом стала сама, точнее – не стала, а изначально была, ощущала всем своим существующим в себя поэтом и поэта в себе.
Размышления над творчеством О. Мандельштама.
Автор: Мандельштам О.Э. Мандельштам — пример доблестного овладения материалом жизни. В самых горьких стихах у него не ослабевает восхищение жизнью, в самых трагических, таких, как “Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма...”, звучит этот восторг, воплощенный в поразительных по новизне и силе словосочетаниях: “Лишь бы только любили меня эти мерзкие плахи, Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду...” И чем труднее обстоятельства, те: ощутимей языковая крепость, тем пронзительней и удивительней подробности.
Трагедия народа - трагедия поэта поэма Анны Ахматовой Реквием
Автор: Ахматова А.А. Анна Ахматова сама не была непосредственной жертвой репрессий второй половины 30-х годов: Однако ее сын и муж неоднократно арестовывались и провели долгие годы в тюрьмах и лагерях (супруг Ахматовой там погиб). Эти страшные годы Ахматова запечатлела в «Реквиеме». Поэма - это действительно реквием по погибшим в волнах сталинского террора.
“Высокое косноязычие” Осипа Мандельштама
Мандельштам. Это имя в поэзии для меня связано с ощущением таинственного, не познаваемого до конца мира. Стихи Мандельштама — магический кристалл словесного искусства.
Мандельштам
С Л У Ч А Й М А Н Д Е Л Ь Ш Т А М А Куда нам пойти?Наша воля горька. Где ты запоёшь?Где я рифмой раскинусь Наш посвист,наш рокот распродан с лотка... Как хочешь, распивочно или навынос?
Эпоха "серебряного века" и Осип Мандельштам
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда речь идет о нашем "серебряном веке", мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом.
Цитата цикаде рознь
Адептам подтекстного метода нужно неизменно делать поправку на следующее высказывание замечательного учёного и поэта Владимира Шилейко: “Область совпадений столь же огромна, как и область подражаний и заимствований”.
Лирика истории (о поэзии О.Мандельштама)
В письме Мандельштама к Тынянову есть слова: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе”.
Вещь в рассказе М. А. Осоргина Пенсне
В первой фразе рассказа М. А. Осоргина «Пенсне» содержится утверждение, что вещи «живут своей жизнью». У писателя «часы шагают, хворают, кашляют», «печка шипит», «ножницы кричат». Осоргин активно использует олицетворение, с помощью которого неодушевленные предметы приобретают одушевленные качества.
Осип Эмильевич Мандельштам
Поэтическое наследие О. Мандельштама – около 600 произведений различных жанров, размеров, тем, включая стихи для детей, шуточные стихотворения и переводы. Не менее разнообразна и проза поэта автобиографические очерки-воспоминания.
Петербург в лирике О. Э. Мандельштама
Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него не так много. Однако некоторые из них известны, насколько могут быть известны стихи долго пребывавшего в забвении автора.
Фюссли, Иоганн Генрих
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Иога́нн Ге́нрих Фю́ссли, или Ге́нри Фю́зели (нем. Johann Heinrich Fьssli, англ. Henry Fuseli, 7 февраля 1741, Цюрих — 16 апреля 1825, Лондон) — швейцарский и английский живописец, график, историк и теоретик искусства.
Баженин Осип Андреевич
Представитель старинного купеческого рода Бажениных, проживавших в Архангельске. Этот род ведет свое происхождение от новгородского посадского человека Симеона Баженина, покинувшего Новгород в 1570 г. во время погрома Ивана IV.