О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса "Гроза" А. Н. Островского и очерк "Леди Макбет Мценского уезда" Н. С. Лескова. Оба эти произведения поражают сходством сюжета (желание любить вызвано скукой и неудовлетворенностью жизнью, в результате - конфликт с окружающим миром, вплоть до преступления, развязка - смерть в речной пучине). Даже имена героинь одинаковы - их обеих зовут Катеринами.
Героинь обоих произведений жизнь толкает на неправедный путь - путь греха: для Катерины Кабановой - на грех прелюбодеяния, для Катерины Измайловой - на грех прелюбодеяния и убийства (многократного).
Характерна для того времени причина, толкнувшая главных героинь на грех: "скука русская, скука купеческого дома, от которой весело... уда-виться". Обе они вышли замуж не по любви, да и муж неласков, еще больше усугубляет ситуацию бездетность: "Мне вот, когда б я себе ребеночка бы родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало". Обе они воспитывались на свободе, сформировавшей в них пылкость характера.
Однако их чувства очень резко отличаются друг от друга. О многом говорит уже сам выбор: Катерина Кабанова выделяет Бориса из-за его отличия от окружающих, а Измайлова выбирает Сергея лишь из-за красивой внешности.
Кабанова любит Бориса одухотворенной любовью, другая, напротив, испытывает скорее 4>изическое чувство, которое перерастает во всепоглощающую страсть: "Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя". Она уже не слышит предупреждающего голоса Аксиньи: "Подлец пренепостоян-ный-непостоянный!", - не замечает сухости, с которой разговаривает с ней Сергей, ловится на его уловки. "Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест".
Чувства их различны, но они достигают такой силы, что "с ним ей и каторжный путь цветет счастьем", лишь бы быть с ним рядом, видеть его:
"Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут, а больше мне ничего не надо".
Сильные чувства толкают их на грех, но героини ищут оправдания своим поступкам. Для Кабановой это момент, когдв Варвара вручила ей ключ от садовой калитки. Ей будто бы показалось, что кто- то идет, и она положила
ключ в карман. Также Катерина Измайлова перед убийством Зиновия Бо-рисыча ждет от него повода, который разъярил бы ее; он нужен ей, чтобы окончательно оправдать для себя убийство мужа. "
Катерина Островского, несмотря на импульсивность, не способна на убийство (у нее другие моральные устои). Измайлова же совершает злодейство с поразительным хладнокровием, потому что она считает свою любовь полным оправданием преступлению. В то же время Катерина Кабанова считает уже само свое чувство грехом. Противоречия между чувствами, долгом перед мужем, перед Богом, перед обществом, единогласно ее осуждающим, искреннее раскаяние сводят ее с ума. Окончательно толкает ее к самоубийству отказ от нее Бориса, она доходит до крайней степени отчаяния, когда ей "что домой, что в могилу - все равно". Ей не хватило силы характера, чтобы пережить свою трагедию, ее хрупкие плечи не выдержали столь тяжкий груз.
На долю Катерины Измайловой выпали значительно более серьезные испытания, чем на долю Катерины Кабановой. Катерина Львовна не испытывает мук совести, но жутка ее ревность; "...Она затряслась и позеленела, в глазах у нес стало темно; все суставы ее заныли и расслабели". И это состояние женшины, у которой в.о время убийства лишь холодели руки. Несмотря на всю тяжесть душевных и физических мук, она остается в ясном сознании, мысль о самоубийстве ей чужда. Когда она бросается в воду, увлекая за собой Сонетку, она даже'не думает о том, что сама тоже может погибнуть.
Таким образом, и Катерина Кабанова, и Катерина Измайлова вступают на путь греха из-за "скуки купеческого дома", из-за сильных чувств, которые они испытывают. Но по-разному проходят они эту дорогу. Более слабая Кабанова не выдерживает кары за счастье, которая является естественной на этом пути. Несмотря на религиозность, она предпочитает уход из жизни. А Катерина Измайлова воспринимает свои страдания как проигравший игрок. Нет у нее ни малейшего следа раскаяния, последовательна она на пути греха, и не сходит она с него до конца.
Слабые натуры колеблются в выборе жизненного пути. Цельные же натуры не сворачивают с выбранного ими пути добра или зла, не изменяют принципам, выбираемым ими раз и навсегда. Пусть Измайлова посвятила свою жизнь греху, но ее образ притягивает силой характера, готовностью на любые жертвы ради достижения своей цели.
Значение второстепенных персонажей в драме Островского "Гроза"
А. Н. Островского по праву считают певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как "Бесприданница", "Поздняя любовь", "Лес", "На всякого мудреца довольно простоты", "Свои люди -сочтемся", "Гроза" и многие другие
А.Н. Добролюбов назвал пьесу Островского "Гроза" самым решительным произведением.так как "взаимные отношения самодурства и безгласности.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Душевная драма катерины.
Драма Гроза опубликованная в г явилась своеобразным итогом творческих достижений. Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Протест Катерины в драме Островского Гроза
Александр Николаевич Островский — великий русский драматург, автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения, вершиной его творчества, где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпадают с сюжетом драмы.
Катерина луч света в темном царстве по драме Островского Гроза
А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, показал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Трагедия совести по пьесе Островского Гроза
В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре.
Такие разные женские лица по пьесам Свои люди - сочтемся, Гроза
Автор: Островский А.Н. Александр Николаевич Островский начал писать еще в студенческие годы. Его литературные взгляды складывались под влиянием Белинского и Гоголя: молодой человек с самого начала литературного пути объявил себя приверженцем реалистической школы.
Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Действие драмы происходит в вымышленном провинциальном городе Калинове. Его жители знать не знают других земель и стран. Даже о своем прошлом они сохранили смутные, утратившие смысл воспоминания: Литва к ним “с неба упала”. Среди действующих лиц пьесы почти нет тех, кто не принадлежал бы калиновскому миру.
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского Гроза
Тема греха и покаяния в произведении А.Н. Островского "Гроза" Автор: Островский А.Н. Каждый из нас грешит, наверное, каждый день. Ведь само понятие «грех» толкуется вовсе не однозначно. Обидев человека, тем самым, совершив грех, человек испытывает чувство вины, угрызения совести. Искуплением вины является покаяние, совершив которое, на душе становится спокойнее, легче.
Почему Островский назвал драму Гроза
Автор: Островский А.Н. А.Н.Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма “Гроза”. Она была написана в 1860 году – накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе.
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины "cильным русским" характером? Автор: Островский А.Н. Пьеса “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н.А.
Почему Катерина - Луч света в темном царстве
Почему Катерина - "Луч света в темном царстве"? Автор: Островский А.Н. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
Трагедия Катерины по пьесе Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Характер Катерины веет на нас Новой жизнью, которая Открывается нам в самой Ее гибели. Н.А.Добролюбов. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху.
Вызов дикой силе
“Да, именно темная масса старается утвердить свою систему жизни”, — пишет А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Именно об этих старых устоях и невыносимых порядках феодального общества, где никто не имеет права на свое мнение.
Образ Катерины 2
Драма Гроза Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости. В первое и второе действие «Грозы» Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у меня складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге я отмечаю ее простое, почти детское отношение к жизни: «… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Последнее свидание Катерины и Бориса
Автор: Островский А.Н. В драме Островского "Гроза" главная героиня - Катерина. В драме рассказывается о трагической судьбе девушки,которая не смогла сражаться за свою любовь.
Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Существует два типа людей: одни - это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям.
Две Катерины сравнительная характеристика
Две Катерины: сравнительная характеристика Приблизительно в одно и тоже время, «Леди Макбет» Лескова в 1865 и «Гроза» Островского в 1859 годах, были написаны две книги, на первый взгляд очень похожие между собой: удивительно схожи сюжеты (в обоих произведениях в центре несчастная любовь, и главной героине необходимо преодолевать жизненные препятствия ради своего счастья).
Трагедия любви в провинциальном мире но драме А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Главная героини драмы А. Н. Островского «Гроза» - Катерина Кабанова - представляет собой «истинно русский образ женщины», по выражению Аполлона Григорьева. Она глубоко религиозна, способна к самоотверженной любви, не приемлет компромисса со своей совестью. Народные начала проявляются и в языке героини, и в лиризме ее чувства.
Был ли выход у Катерины Кабановой?
Драма “Гроза”, написанная в 1859 году, в пору общественного подъема накануне крестьянской реформы, как бы венчала первый этап творческой деятельности Островского, цикл его пьес о “темном царстве”. Эта пьеса была необыкновенно популярна.
Катерина и Кабаниха два полюса калиновского мира
Автор: Островский А.Н. Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире.
Рафаил Островский
(1963) является профессором факультета компьютерных наук и профессором факультета математики в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе . Он - известный учёный в области алгоритмов и криптографии [1]. Проф. Островский получил степень доктора философии (PhD) в 1992 году в Массачузетском Технологическом Институте.