Роман М. Шолохова “Поднятая целина” можно назвать спорным. Несмотря на то, что автор пытается утвердить жизнеспособность идеи колхозного уклада крестьянской жизни, он, как талантливый художник, отражает глубокие противоречия, обнаружившиеся в процессе “сплошной коллективизации”. Внешне конфликт романа разворачивается вокруг борьбы коммунистов с контрреволюционерами. В более широком смысле основной конфликт произведения состоит в борьбе нового и старого в сознании людей.
Новым в жизни хуторян было то, что они должны были оставить свои личные хозяйства и сообща пойти в колхоз. В отношении к коллективизации и раскрываются характеры героев, их жизненные принципы. Именно коллективизация становится тем “переломом”, который нередко называют “великим” и который наверняка и был таковым по силе влияния на судьбы людей.
Шолохов видел, в какой острейшей обстановке проходила коллективизация на Дону.' Вот строки одного из его писем из Вешенской, написанного в 1929 году: “А Вы бы поглядели, что творится у нас и в соседнем Нижне-Волжском крае. Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен. Беднота голодает, имущество, вплоть до самоваров и полостей, продают в Хоперском округе у самого истого середняка, зачастую даже маломощного. Народ звереет, настроение подавленное, на будущий год посевной клин катастрофически уменьшится”. Это дает нам основание предположить, что отображение коллективизации в “Поднятой целине” - это лишь часть правды, которую знал и видел Михаил Шолохов. Исполняя социальный заказ, писатель намеренно смягчает краски. Но острота конфликта на деревне все равно видна в романе.
Беззакония и репрессии, сопровождавшие сплошную коллективизацию, автор списывает на “перегибы” местных властей, которые исказили “мудрую и гуманную” политику коммунистов. Поэтому признание высшим руководством страны этих перегибов так благотворно влияет на шолоховских крестьян. “Власть наша хуторская надурила, кое-кого дуриком в колхоз вогнали, много середняков окулачили... Ить наш председатель Совета так нас зануздал было, что на собрании и слова супротив него не скажи... и порешили мы все через ту статью в газете “Правда” не восставать”, говорят казаки на призывы к восстанию против Советской власти. Эти настроения изображены в “Поднятой целине” как массовые. Но так ли легко было поверить, что творившиеся в стране беззакония происходят не с молчаливого согласия сверху?
Примером революционного рвения, сопровождавшегося прямым насилием над людьми, можно назвать поведение коммуниста Макара Нагульнова. Вот как он агитирует хуторян вступать в колхоз: “...кое-кому из наших злодеев, хотя они и середняки числются, прямо говорил: “Не идешь в колхоз? Ты, значит, против Советской власти? В 19-м году с нами бился, супротивничал, а зараз против? Ну, тогда и от меня миру не жди. Я то я, гада, так гробану, что всем чертям муторно станет”. Говорил я так? Говорил. И даже наганом по столу постукивал”. Секретарь партячейки колхоза Макар Нагульнов не просто фанатично следует идее. В своей непримиримой борьбе за Советскую власть он не замечает человека, ни во что не ставит человеческую жизнь. Раскрывая этот образ, Шолохов показывает то, что в его понимании было перегибами. Всей логикой повествования он отмежевывает Нагульновых от высшей власти страны. Сама идея коллективизации остается для автора чистой. Но, мне кажется, что никакие доверительные беседы Давыдова с хуторянами не могут прикрыть того, что ради великой идеи тружеников насильно отрывали от земли, навязывая им новую жизнь.
Это подтверждает и образ Кондрата Майданникова, хозяйственника, тяжким трудом нажившего свое добро и не желавшего с ним расставаться ради коллективного счастья. Раньше было принято считать, что “великий перелом” произошел в душе этого середняка, когда он пошел в колхоз. И сам Шолохов трактует поведение своего героя как борьбу “жалости-гадюки” и стремления к светлой колхозной жизни. В этом образе как раз и раскрывается противоречивость позиции самого автора. С одной стороны, Кондрат Майданников - разумный трудолюбивый хозяин, который понимает разницу между “моим” и “нашим”. Он ставит под сомнение эффективность колхозного хозяйства, потому что человек не испытывает в этом случае личной заинтересованности в конечном результате. К тому же колхозом руководит горожанин, который мало что понимает в ведении крестьянского хозяйства. С другой стороны, стараясь приспособиться к реалиям новой жизни, Кондрат бранит себя за собственнические инстинкты.
Мне кажется, наиболее правдивым получился у Шолохова образ Андрея Разметнова. Член гремяченской партячейки, верящий в святость идеи коллективизации, он тем не менее не смог принять участие в раскулачивании Гаевых, когда увидел страдания детей. Внутренняя раздвоенность героя, которая расценивалась советской критикой как его мягкотелость, на самом деле является глубочайшей трагедией этого человека. И в конце концов чуткость, доброта, человечность Андрея Разметнова берут свое. Он приходит в сельсовет со словами: “Больше не работаю... Раскулачивать больше не пойду”. Наверное, не случайно в финале романа Разметнов не погибает, как Давыдов и Нагульнов. В нем больше всего было жизни, человечности. Этот герой не изменил ни себе, ни своим односельчанам.
Жизнь в Гремячем Логу во время “великого перелома” показана далекой от нормального состояния. Казаки будто утратили свое вольнолюбие, характер, гордую, смелую натуру. Огромное давление активистов коллективизации на хуторян приводит деревню в состояние постоянной напряженности. “Жизнь в Гремячем Логу стала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием”, - пишет Шолохов. На примере Гремячего Лога мы видим, как события того трагического времени отразились на судьбах всего российского крестьянства. Правда, в романе показана только сила этого вмешательства, но не его трагические последствия. И все же мы отдаем должное таланту Шолохова, который смог отобразить в романе потерю крестьянством веры в стабильность жизни, в возможность свободного выбора, спокойной работы на земле.
Другие работы по теме:
Шолохов м. а. - Враги народа по роману м. шолохова
Еще не до конца разгадана тайна бессмертия великих творений человеческого разума и сердца. По прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку. Джаконды по прежнему манит за собой загадочная незнакомка по прежнему спорят критики о том осуждает ли Шолохов св Яков Лукич Островное по природе своей умный человек любящий и умеющий трудиться.
Шолохов м. а. - Коллективизация без прикрас
Роман М. А. Шолохова Поднятая целина сегодня вызывает много споров. Оно и понятно. Если писатель не только оправдывает но и прославляет беззаконие и насилие объявляет врагами тех кто честно и много трудился то это вызывает протест у читателя.
Шолохов м. а. - Удалось ли давыдову и нагульному
Первая книга романа. Михаила Александровича Шолохова Поднятая целина вышла в г вторая была закончена в конце г. В романе развиваются события которые происходили на Дону в самый разгар коллективизации. Создавая идиллию колхозной жизни выдавая.
Шолохов м. а. - Сцена раскулачивания..
Поднятая целина М. Шолохова пришла к читателю с перерывом в четверть века. Первая книга была создана вслед за событиями коллективизации в году. Вторая доработана после. Великой Отечественной войны она создавалась параллельно с романом Они сражали.
Шолохов м. а. - Труд и чувство собственности.
Роман Поднятая целина одно из самых лучших произведений. Михаила Александровича Шолохова. Писатель рассказывает о том как происходил процесс коллективизации в двадцатые годы по всей стране. Таких людей раскулачивали несмотря на их трудно прожитую жизнь.
Шолохов м. а. - Художественная летопись коллективизации
В романе. Поднятая целина. Михаил Александрович Шолохов рассказывает историю коллективизации одного из драматичнейших эпизодов русской истории. Первая книга. Поднятой целины вышла из печати в году она писалась под непосредственным впечатлением ра Семь бед один ответ Что нам не сеямши к осени с голоду пухнуть что зараз отвечать все едино.
Шолохов м. а. - Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель
Незабываемый образ. Макара Нагульнова преданного партии коммуниста одержимого идеей всемирной революции создал. Михаил Александрович Шолохов в романе. Поднятая целина. Макар беспредельно преданный партии человек он резкий и порывистый очень нетерпелив Но Макар умеет и признавать свои ошибки.
Поднятая целина
Идейно-художественное содержание произведения Шолохова “Поднятая целина”.
Трагическое и комическое в романе Шолохова Поднятая целина
Вешенская… Старинная казачья станица. Она раскинулась у самого тихого Дона, на бескрайних степных просторах. Как близка и как знакома нам эта земля по бессмертным творениям Михаила Шолохова! К Вешенской обращено внимание всех, кому дорога литература, ее искрометное, вечно живое слово. Здесь жил и работал долгие годы Михаил Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целина», «Судьбы человека», певец земли русской. «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Кому принадлежат эти неповторимые краски, необычные и простые, как сама жизнь, образы, ключевой язык, эти кровью сердца написанные слова? Ну, конечно же, Михаилу Шолохову – выдающемуся сыну столь изумительно описанных им донских степей.
Человек и его подвиг по рассказу Шолохова Судьба человека
Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, — романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова
Мой Шолохов 2
Мой Шолохов М. А. Шолохова я открыла для себя в этом году. Мы привыкли, что открытия бывают в науке, технике, но я думаю, и в литературе они встречаются на каждом шагу. В любом писателе человек находит для себя что-то близкое своему миропониманию. И Шолохов стал для меня таким открытием. Его «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» заставили меня по-иному смотреть на некоторые вещи, над многим задуматься.
Объяснение Давыдова с Варей. По роману Шолохова Поднятая целина
В романе М. Шолохова «Поднятая целина» есть удивительные страницы, посвященные описанию любви Давыдова и Вари Харламовой. Проникнутые глубоким лиризмом и красотой нарождающегося чувства, они надолго остаются в нашей памяти. Работая над второй книгой «Поднятой целины», Шолохов рассказывал корреспонденту «Комсомольской правды»: «Работаю одновременно над несколькими главами.
Сцена раскулачивания. По роману Шолохова Поднятая целина
В романе «Поднятая целина» М. Шолохов показывает коллективизацию как великий поворот в жизни крестьянства, проходивший в ожесточенной классовой борьбе. Строительство новой жизни в деревне пытаются сорвать классовые враги – кулаки, белогвардейцы. В бессильной злобе они готовы потопить в крови завоевания советского народа.
Главный герой романа М.А. Шолохова Тихий Дон
Автор: Шолохов М.А. Л.Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи «Война и мир» писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка – разные творческие задачи. Если историк стремится к объективной передаче событий, то художника интересует прежде всего человек, принимающий в них участие, мотивы поступков, ход мыслей, движение чувств.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Судьба Андрея Разметнова в романе Поднятая Целина.
Автор: Шолохов М.А. В мифах древних греков судьбу человека определяли три богини. Клото пряла нить жизни, Лахесис определяла участь человека, Антропос обрезала нить, когда жизнь подходила к концу. Эти три сестры, прозванные Мойрами, были настолько всевластны, что даже бог-громовержец Зевс подчинялся их воле.
По страницам романа М. Шолохова “Поднятая целина”
Где они, нужные слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно писать об этом и вдвое труднее, кода горе это, страдания эти не оправданы, не озарены стремлением к той цели, для которой и жизнь отдать можно не задумываясь?
Враги народа в романе М. Шолохова “Поднятая целина”
По-прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку Джоконды, по-прежнему манит за собой загадочная “незнакомка”, по-прежнему спорят критики о том, осуждает ли Шолохов своего Григория Мелехова или сочувствует ему.
Шолохов Донские рассказы
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" И ЕГО ГЕРОЯМ Передо мной статья В.Марченко "Хлеб наш насущный" (Литературная Россия", октябрь 1990 г.). Читаю: "Сталинская коллективизация... стараниями вождей революции превратила российского (и не только российского) крестьянина в батрака, отчужденного от земли, лишенного традиций, мудрого постижения селянского бытия...