Коллективизация - один из самых трагических и исторически важных периодов советской эпохи, являющийся логическим продолжением периода «военного коммунизма». В те годы считалось, что для того чтобы выпрямить, нужно перегнуть. И перегибали, отбирая на продразверстках последний хлеб у крестьян. Итогом такой политики явился голод в начале двадцатых годов.
В период нэпа крестьяне начали собираться в артели - своего рода кооперативы, в которых урожай каждый выращивал сам по себе, а продавали вместе и необязательно государству. Власти делают вывод - свобода продажи, свобода торговли есть развитие капитализма. Противовесом свободной кооперации явилась государственная политика коллективизации. объединение крестьян в колхозы, не имеющие самостоятельности в вопросах ведения хозяйства и распределения.
Именно о периоде возникновения и развития первых колхозов пишет Михаил Шолохов в романе «Поднятая целина». Надо отдать должное автору: несмотря на то, что роман писался с тридцать второго по пятьдесят девятый год - годы жесточайшей цензуры, описанные в нем события очень правдоподобны и совпадают с нашим представлением о том времени.
Я согласен, что главная идея коллективизации - всем вместе землю обрабатывать легче, чем одному - верна. Но организация проведения, агитация были крайне непродуманны и непрофессиональны. Да и какого профессионализма в вопросах ведения сельского хозяйства и методах убеждения можно ждать от рабочего, который всю жизнь проработал на заводе- А ведь именно таких посылали в колхозы председателями, Давыдов, по крайней мере, читает книги, умеет думать самостоятельно, идти на компромиссы. По сравнению с другими двадцатипятитысячниками он просто ангел. Так, например, когда нужно было собрать зерно в семфонд, Давыдов похвалил не Нагульнова, который встал постукивать кулаком», а когда и это не помогло, схватился за наган и под его дулом заставил Банника сдать зерно, - а похвалил он Ванюшу Найденова, который умел найти подход к каждому, и в итоге люди сами несли зерно. Причем Нагульнов вины за собой не чувствовал: «Кабы из каждой контры посля одного удара наганом по сорок пудов хлеба выскакивало, я бы всю жизнь тем и занимался, что ходил бы да ударял их!» Гремячему Логу еще повезло - вспыльчивого Нагульнова нейтрализует спокойный и рассудительный Давыдов, А ведь в большинстве колхозов председатели были еще круче, чем Нагульнов.
После разграбления семфонда или массового убоя скотины в таких колхозах половина населения могло оказаться на Колыме, наверняка так и происходило, уж очень нравились властям в то время слова: «Нет человека - нет проблемы». Как иначе объяснить миллионы загубленных в ГУЛАГе жизней.
Еще раз хочу обратить внимание на непрофессионализм Давыдова и ему подобных председателей из рабочих. В разгар посевной Давыдов уезжает пахать землю, считая, что тем самым он покажет пример отстающим бригадам и подымет их моральный дух, в то время когда было бы лучше находиться в правлении и координировать действия бригад. Здесь можно даже провести сравнение с армией: если в армии станет на одного солдата больше, это не значит, что она выиграет бой, а если этой армией станет командовать талантливый и грамотный полководец - победа обеспечена, да еще с минимальными потерями. Получается, что Давыдов - полководец, опустившийся до солдата, да к тому же оставивший командование на ^вредителя» и «врага народа» Якова Лукича.
Яков Лукич для меня - символическая фигура, сельский интеллигент. Вспомним, что годы написания романа приходятся на период особо жестокой травли интеллигенции. В то время наиболее частыми «гостями» НКВД были именно интеллигенты, именно на них чаще всего падали обвинения в измене Родине. Рабочих и крестьян затрагивали относительно реже - правящий класс как-никак. Поэтому место отрицательного героя было изначально, по моему мнению, зарезервировано для этакого сельского интеллигента, выписывающего сельскохозяйственные журналы, выводящего новые сорта пшеницы.
Яков Лукич изображается трусливым ничтожеством, заискивающим перед врагами социализма: Половцевым и Лятьевским. Из контекста получается, что именно трусливая интеллигенция повинна во всех трудностях коллективизации, якшаясь с резидентами белого движения. При этом Яков Лукич изображается на фоне сознательного представителя рабочего класса кузнеца Шалого. Сцена разговора Давыдова и Шалого - протест против бюрократизма и мечта о настоящем равенстве: простой человек говорит начальнику, что думает о его работе, дает советы, а начальник слушает его, соглашается и следует советам. В действительности начальство на все советы ответило бы, что им лучше знать, что и как делать, или заподозрило бы человека в несогласии с линией партии, а в те времена сажали и за меньшее. Конечно, у автора, может быть, и в помине не было тех мыслей, но повторю - это моя точка зрения.
Символична также и сюжетная линия восстания под предводительством Половцева. В те годы приобрели в популярность» дела о заговорах и подготовке восстаний. Поэтому под влиянием духа времени, а может, и просто для обострения сюжета, Шолохов также обращается к теме заговора.
Несмотря на некоторые недостатки романа в плане достоверности описания процесса коллективизации - время такое было, нельзя было иначе - роман мне понравился. Обычно программные произведения я читаю только потому, что это необходимо, и читаю их, понимая, что это нужно для моего общего развития. Роман «Поднятая целина» я читал, потому что мне понравились герои романа: Давыдов, Нагульнов, Разметнов, дед Щукарь - все выписаны чрезвычайно ярко и живо-До сих пор мне иногда кажется, что вся эта история произошла на самом деле. Одно жалко - в русской литературе главные герои чаще всего гибнут. Мне хотелось, чтобы Давыдов выжил - стольким людям было бы лучше жить.
Другие работы по теме:
Шолохов м. а. - Враги народа по роману м. шолохова
Еще не до конца разгадана тайна бессмертия великих творений человеческого разума и сердца. По прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку. Джаконды по прежнему манит за собой загадочная незнакомка по прежнему спорят критики о том осуждает ли Шолохов св Яков Лукич Островное по природе своей умный человек любящий и умеющий трудиться.
Шолохов м. а. - Коллективизация без прикрас
Роман М. А. Шолохова Поднятая целина сегодня вызывает много споров. Оно и понятно. Если писатель не только оправдывает но и прославляет беззаконие и насилие объявляет врагами тех кто честно и много трудился то это вызывает протест у читателя.
Шолохов м. а. - Удалось ли давыдову и нагульному
Первая книга романа. Михаила Александровича Шолохова Поднятая целина вышла в г вторая была закончена в конце г. В романе развиваются события которые происходили на Дону в самый разгар коллективизации. Создавая идиллию колхозной жизни выдавая.
Шолохов м. а. - Сцена раскулачивания..
Поднятая целина М. Шолохова пришла к читателю с перерывом в четверть века. Первая книга была создана вслед за событиями коллективизации в году. Вторая доработана после. Великой Отечественной войны она создавалась параллельно с романом Они сражали.
Шолохов м. а. - Труд и чувство собственности.
Роман Поднятая целина одно из самых лучших произведений. Михаила Александровича Шолохова. Писатель рассказывает о том как происходил процесс коллективизации в двадцатые годы по всей стране. Таких людей раскулачивали несмотря на их трудно прожитую жизнь.
Шолохов м. а. - Художественная летопись коллективизации
В романе. Поднятая целина. Михаил Александрович Шолохов рассказывает историю коллективизации одного из драматичнейших эпизодов русской истории. Первая книга. Поднятой целины вышла из печати в году она писалась под непосредственным впечатлением ра Семь бед один ответ Что нам не сеямши к осени с голоду пухнуть что зараз отвечать все едино.
Шолохов м. а. - Одержимый боец коммунизма и романтический мечтатель
Незабываемый образ. Макара Нагульнова преданного партии коммуниста одержимого идеей всемирной революции создал. Михаил Александрович Шолохов в романе. Поднятая целина. Макар беспредельно преданный партии человек он резкий и порывистый очень нетерпелив Но Макар умеет и признавать свои ошибки.
Поднятая целина
Идейно-художественное содержание произведения Шолохова “Поднятая целина”.
Трагическое и комическое в романе Шолохова Поднятая целина
Вешенская… Старинная казачья станица. Она раскинулась у самого тихого Дона, на бескрайних степных просторах. Как близка и как знакома нам эта земля по бессмертным творениям Михаила Шолохова! К Вешенской обращено внимание всех, кому дорога литература, ее искрометное, вечно живое слово. Здесь жил и работал долгие годы Михаил Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целина», «Судьбы человека», певец земли русской. «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Кому принадлежат эти неповторимые краски, необычные и простые, как сама жизнь, образы, ключевой язык, эти кровью сердца написанные слова? Ну, конечно же, Михаилу Шолохову – выдающемуся сыну столь изумительно описанных им донских степей.
Человек и его подвиг по рассказу Шолохова Судьба человека
Михаил Александрович Шолохов вошел в нашу литературу как создатель широких эпических полотен, — романов «Тихий Дон», «Поднятая целина». Если в центре интересов Шолохова-романиста стоит эпоха, то в центре интересов Шолохова-новеллиста стоит человек. К числу самых ярких в мировой литературе образов можно отнести и образ Андрея Соколова из рассказа Шолохова
Мой Шолохов 2
Мой Шолохов М. А. Шолохова я открыла для себя в этом году. Мы привыкли, что открытия бывают в науке, технике, но я думаю, и в литературе они встречаются на каждом шагу. В любом писателе человек находит для себя что-то близкое своему миропониманию. И Шолохов стал для меня таким открытием. Его «Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина» заставили меня по-иному смотреть на некоторые вещи, над многим задуматься.
Объяснение Давыдова с Варей. По роману Шолохова Поднятая целина
В романе М. Шолохова «Поднятая целина» есть удивительные страницы, посвященные описанию любви Давыдова и Вари Харламовой. Проникнутые глубоким лиризмом и красотой нарождающегося чувства, они надолго остаются в нашей памяти. Работая над второй книгой «Поднятой целины», Шолохов рассказывал корреспонденту «Комсомольской правды»: «Работаю одновременно над несколькими главами.
Сцена раскулачивания. По роману Шолохова Поднятая целина
В романе «Поднятая целина» М. Шолохов показывает коллективизацию как великий поворот в жизни крестьянства, проходивший в ожесточенной классовой борьбе. Строительство новой жизни в деревне пытаются сорвать классовые враги – кулаки, белогвардейцы. В бессильной злобе они готовы потопить в крови завоевания советского народа.
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова Судьба человека
Мои размышления о рассказе М.А.Шолохова "Судьба человека" Автор: Шолохов М.А. Недавно я прочитала рассказ М.А.Шолохова "Судьба человека". Вообще, мне никогда не нравились произведения на военную тему, поэтому начало рассказа я открыла неохотно. Но буквально через пару страниц меня уже будоражил интерес. мне очень понравился стиль, слог писателя.
Судьба Андрея Разметнова в романе Поднятая Целина.
Автор: Шолохов М.А. В мифах древних греков судьбу человека определяли три богини. Клото пряла нить жизни, Лахесис определяла участь человека, Антропос обрезала нить, когда жизнь подходила к концу. Эти три сестры, прозванные Мойрами, были настолько всевластны, что даже бог-громовержец Зевс подчинялся их воле.
По страницам романа М. Шолохова “Поднятая целина”
Где они, нужные слова, когда говорим о человеческом горе? Почему всегда так трудно писать об этом и вдвое труднее, кода горе это, страдания эти не оправданы, не озарены стремлением к той цели, для которой и жизнь отдать можно не задумываясь?
Враги народа в романе М. Шолохова “Поднятая целина”
По-прежнему зачарованно смотрит мир на улыбку Джоконды, по-прежнему манит за собой загадочная “незнакомка”, по-прежнему спорят критики о том, осуждает ли Шолохов своего Григория Мелехова или сочувствует ему.
Шолохов Донские рассказы
МОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОМАНУ М.А.ШОЛОХОВА "ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА" И ЕГО ГЕРОЯМ Передо мной статья В.Марченко "Хлеб наш насущный" (Литературная Россия", октябрь 1990 г.). Читаю: "Сталинская коллективизация... стараниями вождей революции превратила российского (и не только российского) крестьянина в батрака, отчужденного от земли, лишенного традиций, мудрого постижения селянского бытия...