События в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"(1866г.)
разворачиваются в Петербурге. Многие писатели обращались к этому городу в своих
произведениях, но если, например, Пушкин писал:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
то Достоевский в конце жизни в записной тетради(1881г.) написал:
Люблю тебя, Петра творенье.
Виноват, не люблю его.
"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка,
леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому
петербуржцу..."- так автор изображает перед читателями город в самом начале
романа "Преступление и наказание".Он подробно описывает толпы пьяных на улицах,
вонь из распивочных, а также своего героя - Родиона Романовича Раскольникова,
который живёт среди этого смрада.
Было два Петербурга: парадный - город дворцов и театров, музеев и галерей и
Сенная площадь с её улочками и закоулками, наполненными беднотой, грязными
трактирами, полными пьяных. Когда Достоевский писал "Преступление и наказание",
он жил в том районе города, где селились мелкие чиновники, ремесленники,
торговцы, студенты. Именно в этом районе он поселил Раскольникова, в Столярном
переулке, где когда-то жил сам. Свои ощущения о Петербурге автор передал герою
романа "Подросток", которому не раз представлялось, как вместе с утренним
туманом поднимется и уйдёт "весь этот гнилой, склизлый город, и останется, как
прежде, финское болото, а посреди него - "бронзовый всадник на жарко дышащем
коне".
В описании Петербурга в "Преступлении и наказании" преобладают два цвета:
жёлтый и зелёный. Жёлтые обои в комнатах, жёлтые лица героев, зелёный платок у
Сони - всё это создаёт впечатление какой-то болезненности города. Более того,
жёлтый дом - сумасшедший дом; люди, живущие в городе, где "закрыты все
форточки" постепенно теряют рассудок. Эта болезненная атмосфера душит и давит
на Раскольникова, провоцируя преступление.
В больном городе у главного героя рождается не менее больная теория: он делит
людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих"."Право имеющие" могут перешагнуть
через смерть одного или нескольких человек ради достижения своих целей;
Раскольников причисляет себя к таким людям, хотя впоследствии понимает, что он
- "тварь дрожащая".
В романе прослеживается цепь случайных событий, которые, следуя одно за
другим, подталкивают героя к совершению преступления. Случайно он слышит
рассуждения студента о том, что можно было бы убить старуху и потратить её
деньги на благие дела; случайно узнаёт, что она будет совершенно одна вечером;
случайно дворника не оказалось в комнате, и Раскольников беспрепятственно взял
топор и прошёл незамеченным к дому Алёны Ивановны...Эти случайности можно
перечислять очень долго, но они подтверждают, что Раскольников должен был
совершить преступление. Ему необходимо было это сделать, чтобы излечиться от
болезни, чтобы уехать из города, чтобы понести наказание. Случайные события,
происходящие в городе подталкивают Раскольникова к совершению убийства, потому
что только так он мог понять болезненность своей теории. По сути они
подталкиваю его не к убийству, а к самоубийству, чтобы потом он мог воскреснуть.
Петербург в романе выступает не только как социальный фон, на котором
разворачиваются события, но и как отдельный герой. Как и многие герои романа,
он двойствен: с одной стороны - парадный город, с другой - Сенная площадь с
грязными распивочными, нищенством и запустением. Достоевский считал, что большой
город - это дьявольское создание цивилизации, т.к. имеет на душу человека
особое, пагубное влияние. Он полностью подтвердил свою мысль в романе
"Преступление и наказание".
Другие работы по теме:
Достоевский ф. м. - Образ петербурга в романах достоевского
Два величайших писателя Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой почему то в равной степени недолюбливали творение. Петра Великого его детище. Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях.
Толстой л. н. - Образ петербурга в романах достоевского
Два величайших писателя Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой почему то в равной степени недолюбливали творение. Петра Великого его детище. Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях.
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Петербург Ф. Достоевского по роману Преступление и наказание.
Автор: Достоевский Ф.М. Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского.
Петербург Ф. М. Достоевского по роману Преступление и наказание 2
Петербург Ф. М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание») Автор: Достоевский Ф.М. Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н.
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Униженные и оскорбленные в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Философские проблемы в романе Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги для читателя сегодня.
Петербург в романе Ф.М. Достоевского Преступление и наказание
Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» Общественная атмосфера конца 60-ых годов и её отражение в идеологическом романе «Преступление и наказание». С такими мыслями приступил Ф.М. Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества – к роману «Преступление и наказание».
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Ф. М. Достоевский известен на весь мир благодаря написанной им книге «Преступление и наказание». Этот роман по праву считается одним из лучших произведений второй половины 19 века и по праву принадлежит к элите мировой литературы.
Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Последнее время все больше стали говорить и писать о религии, о вере в Бога. У нас в школе на уроках литературы стали появляться темы, связанные с библейскими мотивами и образами в художественных произведениях.
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Ф. М. Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
Петербург Ф. М. Достоевского 2
Петербург Ф. М. Достоевского Автор: Достоевский Ф.М. При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи... Но в моей памяти всплывают строки из романа “Преступление и наказание”.
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание")
Петербург Достоевского (по роману "Преступление и наказание") Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат - символе петровской эпохи - писали А.С.Пушкин ("Медный всадник"), Н.В.Гоголь ("Невский проспект"), Андрей Белый ("Петербург"), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам.
Петербург Достоевского 2
Петербург Достоевского Большую часть своей жизни Достоевский провел в Петербурге, среди колодцев домов, давящих на человека своими грязно-серыми стенами. Этот город занимает важное место в его произведениях. Образ Петербурга постоянно присутствует в творчестве русских писателей. О Петербурге писали А.
Нравственный идеал в произведениях Достоевского по роману Преступление и наказание
«Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир.
Достоевский и мировая культура
Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру. Чуткая метафора Достоевского. Спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Проблемы, увиденные Достоевским в России. Общечеловеческие ценности. Драматический жанр романа.