В драме Островского показан сложный трагический процесс раскрепощения оживающей души. Здесь мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь сказывается и живучесть морали "темного царства", и шаткость этой морали.
Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. Здесь звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели: "Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Зачем ты моей погибели хочешь? Ты меня загубил!" Каким же сильным должно быть ее чувство, если она во имя него идет на верную гибель! "Не жалей, губи меня!" – восклицает она, отдавшись этому чувству. Так любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.
А каковы первые слова Катерины? Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон приносит свои оправдания жалобно, даже, может быть, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы". Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как просто и искренне говорит она! Характерно и это обращение на "ты" (как к равной ), и стремление к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.
В первом явлении, вслушиваясь в диалог Кулигина и Тихона, мы представляем себе Катерину как покорную жертву, как человека со сломанной волей и растоптанной душой. " Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама перед нами. Нет , она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым, вольнолюбивым сердцем. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись кары за этот поступок. Она не только не прячется, не таится, но и "громко, во весь голос" зовет любимого: "Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!" Нет, она не чувствует себя зависимой, напротив, она свободна, хотя бы потому, что все потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне теперь жить, ну для чего?" Борис говорит о себе: "Что обо мне-то толковать! Я вольная птица." В сцене свидания Катерина ему завидует: "Ты вольный казак." Но, на самом деле, кто из них более свободен?
Остановимся на репликах Бориса в сцене прощания: "Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает… Не застали бы здесь!". Борис скован страхом. Последний монолог Катерины рисует ее внутреннюю победу над силами "темного царства". "Опят жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!" Характерно здесь слово "нехорошо": жить под игом Кабанихи, с точки зрения Катерины, безнравственно. "А поймают меня, да воротят домой насильно…". Как страшно звучит здесь это слово "поймают", словно не о человеке идет речь. При мысли о насилии, которое совершиться над ней, Катерина восклицает: " Ах, скорей, скорей!" Жажда освобождения торжествует и над темными религиозными представлениями. Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. "Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя!" – размышляет она о самоубийстве, которое, с точки зрения церкви, является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…". Мысль о любви сильнее, нежели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах, - они обращены к любимому: "Друг мой! Радость моя! Прощай!".
Так свободное от предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут "темного царства" на волю.
Другие работы по теме:
Островский а. н. - Пьеса а. н. островского гроза
В 1856 году Александру Николаевичу Островскому пришлось ближе познакомиться с Волгой и волгарями. Морское министерство снарядило в тот год экспедицию для описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и больших рек Европейской России. Островский должен был составить описание верхней Волги - от истоков до Нижнего Новгорода.
Островский а. н. - почему катерина - луч света в темном царстве
Пьеса “Гроза” стала переломным моментом в творчестве А. Н. Островского. В ней писатель проанализировал реальное состояние того патриархального мира, который он с такой любовью и надеждой воспевал в предыдущих пьесах. Передовые современники Н. А. Островского, и прежде всего Н. А. Добролюбов, увидели в ней всю народную Россию на переломе, на пороге новой исторической эпохи.
Островский а. н. - Душевная драма катерины.
Драма Гроза опубликованная в г явилась своеобразным итогом творческих достижений. Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
Тема Кол-во страниц
Истоки творчества Островского-драматурга. Роль Малого театра в его жизни и судьбе
Мое отношение к Катерине Островский Гроза
А. Н. Островский — великий русский драматург XIX века. Сорок лет его плодотворной деятельности в области драматургии были ознаменованы созданием высокохудожественного репертуара русского национального театра. Он написал около пятидесяти пьес разных жанров. Преимущественно это были социально-бытовые пьесы, комедии из дворянской, чиновничьей и купеческой жизни.
Катерина луч света в темном царстве по драме Островского Гроза
А. Н. Островский, великий русский драматург, являлся «Колумбом Замоскворечья». Он впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества, показал бесправность женщины в этой среде. Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться мужу. Женщина должна была позабыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина.
Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе Островского Гроза
Тема греха, возмездия и покаяния в высшей степени традиционна для русской классической литературы. Достаточно вспомнить такие произведения, как «Очарованный странник» Н.С. Лескова, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и многие другие. Разумеется, возникновение этой темы в русской литературе не случайно — это отражение христианского мировоззрения, принципов религиозной морали, присущих самым разным слоям народонаселения России XIX века.
В чем трагедия Катерины по драме Островского Гроза
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» изображена эпоха 60~х годов девятнадцатого столетия. В это время в России назревают революционные выступления народа. Они направлены на. улучшение жизни и быта простых людей, на свержение царизма. Произведения великих русских писателей и поэтов также участвуют в этой борьбе, среди них и пьеса Островского «Гроза», которая потрясла всю Россию.
Одинока ли Катерина в своем протесте
Автор: Островский А.Н. Свое творчество Александр Николаевич Островский посвятил русскому театру. Его пьесы стали классикой и до сих пор входят в репертуар лучших театров нашей страны. Островский удивительно точно выбирал названия для своих пьес. "Снегурочка" - ясно, что это сказка, "Бесприданница", "Гроза" - драмы.
Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства
Автор: Островский А.Н. Написав «Грозу», А.Н. Островский как бы включил себя в ряд таких писателей, как Н.В. Гоголь и М.Ю. Лермонтов. Он создал еще одну, свою, модель города, где царит традиционный уклад жизни. Но в отличие от гоголевского города Калинов показан Островским неоднозначно. С одной стороны, прекрасная природа («Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется»), а с другой — черствость людей, невежество, царящее в городе, злоба и так далее.
Катерина как трагический характер.
Автор: Островский А.Н. Определяя сущность трагического характера, Белинский сказал: «Что такое коллизия? — безусловное требование судьбою жертвы себе. Победи герой трагедии естественное влечение сердца...— прости счастье, простите радости и обаяния жизни!.. Последуй герой трагедии естественному влечению своего сердца — он преступник в собственных глазах, он жертва собственной совести...»
Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. А. Н. Островский являлся преемником и продолжателем реалистических традиций в русской литературе. В своих произведениях драматург отразил современную ему действительность, характерные для того времени типы, образы, показал существовавшие порядки, их кризис и возникшие в связи с этим противоречия в обществе.
Характеристика города Калинова и его жителей по Грозе Островского
Автор: Островский А.Н. Действие трагедии происходит в городе Калинове, который раскинулся среди зелени садов на крутом берегу Волги. «Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу. Вид необыкновенный. Душа радуется», – восхищается Кулигин. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и радостной.
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины cильным русским характером
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины "cильным русским" характером? Автор: Островский А.Н. Пьеса “Гроза”, написанная А.Н. Островским в 1859 году, стала объектом полемики многих критиков, чьи мнения были как положительные, так и отрицательные. Но классической трактовкой этого произведения принято считать критическую статью Н.А.
Почему Катерина - Луч света в темном царстве
Почему Катерина - "Луч света в темном царстве"? Автор: Островский А.Н. Катерина – главная героиня драмы А.Н. Островского «Гроза». Н.А. Добролюбов определил ее как воплощение «сильного русского характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». Но не смотря на ее душевную силу и твердый характер Катерина погибает.
Трагедия Катерины по пьесе Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Характер Катерины веет на нас Новой жизнью, которая Открывается нам в самой Ее гибели. Н.А.Добролюбов. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”, и в этом я с ним согласна, так как Островский показал бесправность женщины в ту эпоху.
Вызов дикой силе
“Да, именно темная масса старается утвердить свою систему жизни”, — пишет А. Н. Островский в пьесе “Гроза”. Именно об этих старых устоях и невыносимых порядках феодального общества, где никто не имеет права на свое мнение.
Женские характеры в драме "Гроза"
Из полудесятка женских персонажей "Грозы" на первом плане, несомненно, характеры Марфы Игнатьевны Кабановой и ее невестки Катерины.
Что отличает Катерину от обывателей города Калинова
Автор: Островский А.Н. А.Н. Островский в своей пьесе «Гроза» разделил людей на две категории. Одна категория— угнетатели, представители «темного царства», другая — униженные и забитые ими люди. Представители первой группы — личности разные и по-разному относятся к ближним. Дикой — человек грубый, невежественный и жадный.
Луч света в темном царстве
Автор: Островский А.Н. Драма А. Н. Островского “Гроза” была опубликована в 1860 году, накануне революционной ситуации в России. В произведении отразились впечатления от путешествия писателя по Волге летом 1856 года. Но не какой-то определенный волжский город и не какие-то конкретные лица изображены в “Грозе”.
Катерина и Варвара в драме А.Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. Существует два типа людей: одни - это люди, которые привыкли бороться за лучшую жизнь, люди решительные, сильные, другие же предпочитают подчиниться, приспосабливаться к окружающим условиям.
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"?
Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину "сильным русским характером"? ---------------------------------------- В драме Островского показан сложный,трагический процесс раскрепощения оживающей души.Здесь мрак борется со светом,взлёты сменяются падениями,здесь сказывается и живучесть морали"тёмного царства",и шаткость этой морали.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Рафаил Островский
(1963) является профессором факультета компьютерных наук и профессором факультета математики в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе . Он - известный учёный в области алгоритмов и криптографии [1]. Проф. Островский получил степень доктора философии (PhD) в 1992 году в Массачузетском Технологическом Институте.