В романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” эпизод последней встречи Печорина и Максима Максимыча, на первый взгляд, не самый значимый и даже, можно сказать, совсем не значимый для тех событий, о которых читатель узнает в дальнейшем. Сама повесть “Максим Максимыч” занимает в структуре романа как бы промежуточное положение: в отличие от других частей “Героя нашего времени”, в ней нет увлекательного авантюрного сюжета, да и сам герой, Печорин, появляется в ней лишь на несколько мгновений. Однако именно в “Максиме Максимыче” герой в первый и последний раз предстает перед читателем живым. В “Бэле”, первой повести лермонтовского романа, мы узнаем о Печорине из уст его старого приятеля Максима Максимыча, а в той части романа, которая озаглавлена автором “Журнал Печорина”, действует герой, которого уже нет на свете: из авторского предисловия к “Журналу” мы узнаем, что Печорин умер, возвращаясь из Персии. Одним словом, “Максим Максимыч”, самая короткая повесть “Героя нашего времени”, для художественного целого романа оказывается чрезвычайно важной, несмотря на ее кажущуюся “промежуточность”.
Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча - из числа тех совпадений, которые сложно назвать случайными. Если бы за несколько часов до этого Максим Максимыч не рассказал своему попутчику историю знакомства с Печориным, встреча двух старых сослуживцев, не видевших друг друга пять лет, возможно, была бы совершенно другой, быть может, Максим Максимыч и вовсе не узнал бы Печорина. Удивительная вещь память! Стоит только вспомнить прошлое, как за воспоминанием сразу открывается целый мир. Ведь что было в жизни Максима Максимыча, кроме службы и каждодневных солдатских забот? А встреча с Печориным приоткрыла перед ним совершенно другой мир, мир человека с иными ценностями, чем воинский долг и выполнение приказов. В жизни старого штабс-капитана, бедной на яркие впечатления (даже к свисту пуль и постоянной угрозе смерти он привык), знакомство с Печориным стояло особняком. Конечно же, не по силам простодушному Максиму Максимычу объяснить поступки его молодого приятеля, но обаяние печоринской личности оказалось куда больше непонимания истинных причин его “странности”. Вот почему, увидев Печорина через несколько лет, “бедный старик, в первый раз от роду, быть может, бросил дела службы для собственной надобности”.
А что же Печорин, чем было знакомство с Максимом Максимычем для него? Не более чем одной из многих встреч на том изломанном пути, который герой для себя выбрал. Если для Максима Максимыча Печорин был, наверное, самым запомнившимся за долгие годы службы человеком, то для Печорина пребывание в крепости и история с Бэлой стали лишь одним из многих эпизодов его биографии. Максим Максимыч воспринимает Печорина как человека исключительного, Печорин же не видит во встрече со стариком через пять лет ничего, кроме смутного напоминания о прошлом. Иными словами, для Максима Максимыча появление Печорина - важное событие, для Печорина встреча со штабс-капитаном не значит ровным счетом ничего. Отсюда и возникает тот трагический надлом, которым проникнута вся сцена романа.
Одним из важнейших для понимания образа Печорина и всего лермонтовского романа в целом является вопрос об отношении автора к своему герою. Ответить на него очень сложно, потому что автор подчеркнуто уходит от прямых оценок героя, то занимая позицию слушателя в “Бэле”, то давая слово самому герою в “Журнале Печорина”, то делая иронический реверанс в сторону читателей, ожидающих этой оценки, в предисловии к роману: “Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж бог знает!”.
Отношение автора к герою становится ясным именно в повести “Максим Максимыч”. Описывая встречу Печорина и Максима Максимыча с точки зрения последнего, автор тем самым изначально становится на его позицию - сначала в восприятии происходящего, а затем и в нравственной оценке. “Мы простились довольно сухо. Добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого что Печорин в рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею! Грустно видеть, когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты... Но чем их заменить в лета Максима Максимыча? Поневоле сердце очерствеет и душа закроется...”. Конечно, автор нисколько не обвиняет Печорина в бессердечии и жестокости, сохраняя позицию стороннего наблюдателя, однако и не одобряет печоринского поступка. Та разительная перемена, которая происходит в Максиме Максимыче после отъезда Печорина, рождает в авторе неутешительные мысли. Как мало нужно было простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным - таков авторский вывод.
Очевидно, что автор не одобряет разрушительную сторону характера Печорина, которая с годами все более в нем преобладает и в конечном итоге ведет героя к саморазрушению. В “Максиме Максимыче” Печорин больше не способен на те душевные движения, которые отличали его раньше, это замкнувшийся в себе, одинокий и холодный мизантроп, перед которым открыта одна дорога - к смерти. Между тем, встреча Печорина с Максимом Максимычем только подстегивает интерес автора к своему герою, и, если бы не этот случайный эпизод, в его руках никогда не оказались бы печоринские заметки. Повесть оказывается связующим звеном между частями романа, эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча объясняет, мотивирует дальнейшее появление в романе “Журнала Печорина”.
Стремление автора соединить в каждом эпизоде необходимость и случайность - отличительная черта реалистического художественного мышления, которое начинает преобладать в лермонтовском романе. Писатели-романтики нередко пренебрегали описанием внешности героя, полагая, что главным в образе должно быть изображение чувства, страсти. Лермонтов решительно уходит от этой традиции, рисуя подробный портрет Печорина именно в “Максиме Максимыче”. От глаз автора, тонкого наблюдателя, не скрываются такие черты характера героя, как скрытность и противоречивость, перед нами не просто перечисление того, как выглядел герой и во что он был одет, но полновесный психологический портрет - еще одно достижение реалистического романа. Одним словом, из, казалось бы, незначительного эпизода романа при внимательном анализе мы узнаем то, без чего образ Печорина был бы неполон. В этом и проявилось удивительное мастерство Лермонтова-романиста.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - Мастерство в построении сюжета.
«Герой нашего времени» – первый русский реалистический психологический роман в прозе. Лермонтов считает, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа». Вот эту сложную задачу поставил перед собой М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», так как его герой сложный, противоречивый.
Встреча Печорина с Максимом Максимычем
Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча — пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется — «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование.
Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы
Публикуя в 1840 году роман «Герой нашего времени», М.Ю. Лермонтов поставил после заглавия романа подзаголовок: «Из записок офицера на Кавказе». Это было не просто смелостью — это было в высшей степени неосмотрительно со стороны автора. «Кавказские» повести подражателей А. Бестужева-Марлинского наводнили отечественную литературу того времени и, как правило, изобиловали экзотическими для русского читателя горскими страстями.
Максим Максимыч и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден
Максим Максимыч 8230 и не подозревает, как глубока и богата его натура, как высок и благороден он Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — одно из первых реалистических произведений в русской классической литературе. Максим Максимыч является одним из центральных героев произведения. Это добрый и обаятельный человек, прошедший суровую школу жизни, но не ожесточившийся, привыкший правильно оценивать каждую сложившуюся ситуацию, но не чуждый душевной мягкости, не утративший веру в лучшие человеческие начала.
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления
Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие. Он повидал многое, за спиной у него большой жизненный опыт. Служба в армии приучила штабс-капитана к дисциплине.
Эгоизм умерщвляет великодушие Достоевский
Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837—1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека — представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения». Основным качеством Печорина является эгоизм.
Идейно-композиционная роль главы Тамань в романе Лермонтова Герой нашего времени
В романе «Герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность своего современника. При этом Лермонтов отмечает, что стремится раскрыть внутренний мир героя, написать «историю души человеческой». На это нацелены все художественные средства, используемые автором, и прежде всего необычная композиция романа.
Нравственные проблемы в романе Лермонтова Герой нашего времени
«Герой нашего времени» — первый русский психологический роман. В нем, состоящем из нескольких разнотипных повестей, четко прослеживается логика развития характера главного героя. В романе поставлены важные социально-философские проблемы, присущие поколению современников Лермонтова. Основное внимание автор уделяет внутреннему миру главного героя, Печорина, у которого сильно развито чувство личности.
Отношение Печорина к миру и собственной личности по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Отношение Печорина к миру и собственной личности (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. В предисловии к роману Лермонтов так охарактеризовал главного героя: « Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии ». Автор хотел показать « современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал».
Образ Максима Максимыча в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Все в романе подчинено главной задаче – как можно глубже и подробнее показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей тридцатых годов 19 века. Вся система образов в романе также подчинена главной задаче - раскрытие личности Печорина.
Язык романа Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения... Так бы и учился писать».
Женские образы в романе Герой нашего времени 2
Женские образы в романе «Герой нашего времени» Автор: Лермонтов М.Ю. Нет ничего на свете прекраснее женщины... Тютчев Основа творчества писателя — вдохновение, ниспосланное свыше. И это вдохновение имеет женское начало. Неслучайно муза — женщина. К женским ногам слагают шпаги, во имя женщины совершают подвиги, ради нее же идут на преступления.
Образ Максима Максимыча в Герое нашего времени
Образ Максима Максимыча в "Герое нашего времени" Автор: Лермонтов М.Ю. Роман «Герой нашего времени» создан М. Ю. Лермонтовым в 1837 – 1839 годах. Роман является одним из истоков русской прозы. Новизна формы изложения, динамичность сюжета, зарисовки жизни, быта, обычаев на Кавказе сделали этот роман интересным для читателя и сегодня.
Помогает или мешает жить Печорину самоанализ
Автор: Лермонтов М.Ю. Самоанализ – одна из важнейших черт в характере Печорина, он способен проанализировать не только свои поступки, но и предугадать действия других людей. Он может четко оценить ситуацию, но он не чувствует себя счастливым, обладая таким даром, он совершенно разочарован в своей жизни, ищет то, что удовлетворило бы его духовные потребности.
Грушницкий и Печорин
Сопоставление двух героев известного произведения не менее известного творца русской культуры. По-новому раскрываются их характеры, по-иному звучат их судьбы.
Образ Максима Максимыча в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«История души человеческой...едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,»- писал М.Ю. Лермонтов. Одним из интереснейших героев романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” является Максим Максимыч. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности (достаточно вспомнить, как Максим Максимыч встретил Печорина).
Рецензируя прочитанное по творчеству Михаила Лермонтова
Печально я гляжу на наше поколенье: Его грядущее — иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Каждой строчке этого стихотворения мы найдем подтверждение в чуть более позднем произведении М. Ю. Лермонтова — «Герое нашего времени». Лермонтов освещает проблемы 30-х годов.
Печорин и другие герои романа М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Мы изучили роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Посмотрим же в прошлое, в те времена, события которых описываются в романе. Это 30-е годы XIX века, время, когда правительство торжествовало над подавлением декабристского восстания, когда реакционная политика самодержавия стала ещё более откровенной и грубой.
Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Сюжет и композиция в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" Автор: Лермонтов М.Ю. "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова – первый русский психологический роман. Как указывает сам автор в предисловии к «Журналу Печорина», цель этого произведения – изобразить «историю души человеческой».
Композиция романа Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Я — как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... М. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов в романе “Герой нашего времени” создает портрет типичного представителя 30-40-х годов XIX века. Печорин, по признанию автора, “портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.
Женские образы в романе Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. На жизненном пути Печорина встретились четыре девушки: девушка-контрабандистка («Тамань»), Мери Лиговская (Княжна Мери), Вера (Княжна Мери), Бэла (Бэла). Для всех этих девушек встреча с главным героем была роковой.
Образ Печорина по роману М.Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Образ Печорина (по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени") Автор: Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитие. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает все свои действия и поступки».
Чем дорожит Печорин больше всего на свете
Автор: Лермонтов М.Ю. Я считаю, что чтобы выяснить, чем дорожит Печорин, нужно, прежде всего, разобраться в его характере, понять, что он чувствует, как относится к другим героям романа.
Пейзаж в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. Одна из основных пейзажных функций в романе – дать информацию о персонаже, от лица которого дается описание природы, раскрыть какие-то стороны его личности. Как правило, в русской литературе (особенно в психологическом романе) пейзаж является одним из важнейших средств характеристики героя.