Вопросы к экзаменам по ИИФН
Федеральное агентство по образованию
Воронежский государственный университет
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для подготовки к кандидатскому
экзамену по курсу «История и философия науки»
для аспирантов
гуманитарных специальностей
ЗНБ ВГУ
0000458927
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии (20 февраля 2006 г., протокол № 2)
Составители: Кравец А.С., Ищенко Е.Н.
Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре систематической философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета в соответствии с Программой кандидатских экзаменов по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей всех специальностей, утвержденной Министерством образования и науки РФ.
Рекомендуется для аспирантов гуманитарных специальностей всех
Читальный зал №3
ВВЕДЕНИЕ
Кандидатский экзамен «Истории и философии науки» введен как обязательный для аспирантов и соискателей всех специальностей. Цель нового экзамена - увязать философскую подготовку аспирантов и соискателей с профилем их специальности, что отвечает новым задачам современного высшего образования. В современных условиях повышаются требования к квалифицированным специалистам, которые должны не только обладать глубокими профессиональными знаниями, но и иметь достаточно широкий кругозор, позволяющий им увидеть свою профессию в общекультурном контексте, понять логику развития науки, место «своей» науки в системе научных знаний, оценить социальную роль ученого в меняющемся обществе.
На первое место в программе нового экзамена выдвигаются вопросы связи науки и философии в их исторической динамике, актуализируются методологические и мировоззренческие аспекты развития науки. Поэтому значение нового экзамена весьма весомо, а его программа позволяет преодолеть узкий горизонт чисто профессиональной подготовки, обогатить интеллектуальный потенциал аспирантов и соискателей более широкой перспективой, позволяющей увидеть конкретную науку в ее взаимосвязи с другими науками и, в конечном счете, сформировать целостное научное мировоззрение, оценить влияние науки на судьбы современной цивилизации. Философские проблемы в новой программе раскрываются не абстрактно, но в тесной органической связи с внутренними интенциями самой науки.
Новая программа кандидатского экзамена включает, во-первых, общую часть (как для естественных, так и для гуманитарных специальностей) «Основы философии науки». Здесь обсуждаются общие методологические и мировоззренческие вопросы развития науки, ее социальное и культурное значение. Вторая часть программы носит дифференцированный характер. Она включает современные философские проблемы отдельных отраслей научного знания и позволяет соискателям ученых степеней углубиться в методологические и мировоззренческие вопросы их будущей научно-преподавательской деятельности. Наконец, третья часть программы предусматривает изучение исторического развития той науки, которая определяет профессиональную подготовку специалиста, что позволяет ему увидеть «свою» науку как в динамике ее становления, так и в перспективах ее развития.
Данное учебно-методическое пособие не включает стандартные программы по «Общим проблемам философии науки», «Современным философским проблемам областей научного знания» и «Истории отдельных областей научного знания», которые утверждены Министерством
образования и науки РФ. Эти программы необходимо использовать при подготовке к экзамену. Их можно найти в издании «Программы кандидатских экзаменов по курсу «История и философия науки». - М.: Гардарика, 2005, а также на сайте Министерства образования и науки РФ: ed.gov/.
В учебно-методическое пособие включены экзаменационные вопросы по первой и второй части. Следует отметить, что вторая часть программы для всех гуманитариев (филологов, историков, политологов, педагогов, психологов, юристов, культурологов, социологов, политологов, философов) является общей и называется «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук».
Помимо этого в пособие включена и тематика рефератов по истории конкретных отраслей науки. Все вопросы по первой и второй частям программы, а также тематика рефератов снабжены библиографией, включающей основную и дополнительную литературу.
По первым двум частям программы будут прочитаны лекции, проблематику же истории науки аспиранты осваивают самостоятельно. Результаты этой самоподготовки выявляются в реферате по истории науки, который должен быть сдан на кафедру систематической философии факультета философии и психологии не позднее 15 апреля.
Аспирант, руководствуясь данным учебно-методическим пособием, выбирает тему реферата по истории науки, согласовав ее с консультантом-философом и своим научным руководителем, а затем оформляет его в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал — полуторный, объем - от 20 до 25 страниц). Реферат должен включать введение, основную часть и заключение. В конце реферата приводится библиографический список, содержащий не менее 10 использованных источников. Титульный лист оформляется стандартно: в нем указывается титул «Воронежский государственный университет», в середине - тема, под ней фамилия и инициалы аспиранта, соответствующий факультет и кафедра, затем фамилия и инициалы научного руководителя с его росписью, внизу - год выполнения реферата.
Содержание реферата оценивается консультантом-философом в виде «зачета» или «незачета». Аспиранты, не получившие зачет по реферату, не допускаются к экзамену. Общая оценка на экзамене выводится как средняя из двух оценок: по первой части «Основы философии науки» и второй части «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук». Неудовлетворительная оценка по любой части экзамена является основанием для неудовлетворительной итоговой оценки.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧАСТЬ 1 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ»
№ п/ п | Название разделов и тем курса | Лекции | Самостоятельная работа |
1 2 | Наука как феномен культуры Методология науки: сущность, структура, функции | 4 4 | 4 4 |
3 | Соотношение философии и науки | 2 | 2 |
4 | Структура научного познания | 2 | 2 |
5 | Методы и формы научного познания | 2 | 2 |
6 | Понимание и объяснение в науке | 2 2 | 2 |
7 | Стиль научного мышления | 2 | |
8 .__ | Научная картина мира и ее эволюция | 2 | 2 |
9 | Научная революция как перестройка основания науки | 2 | 2 |
1013 "и" 15" 16 | Эволюция научной рациональности | 2 | 2 |
11 | Традиции и новации в науке | 2 | 2 |
12 13 | Динамика развития науки (постопозитивистские модели) Наука и власть. Проблема академической свободы и государственного регулирования науки | 2 2 | 2 2 |
14 15 | Сциентизм и антисциентизм как ценностные ориентации в культуре. «Науки о природе» и «науки о Этос науки. Проблема ответственности ученого | ||
16 | Особенности современного этапа развития науки | 2 | 2 |
ВСЕГО ЧАСОВ: 72 | 36 | 36 |
ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Экзаменационные вопросы
Три аспекта бытия науки: наука как познавательная
деятельность, социальный институт и особая сфера культуры.
Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.
Культура античного полиса и становление первых форм
теоретической науки.
Средневековая наука.
Наука в собственном смысле слова (от классического
естествознания до современности).
Структура научного познания. Соотношение эмпирического и
теоретического уровней познания.
Проблема как форма научного познания.
Структура эмпирического познания. Эксперимент и
наблюдение. Проблема теоретической нагруженности факта.
Структура научной теории и ее становление.
Понятие метода и методологии.
11. Соотношение философии и частных наук. Эвристическая
ценность философских идей.
Гипотетико-дедуктивный метод в научном познании и его
ограниченность.
Понимание и объяснение в науке.
Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного
познания.
Эволюция научной рациональности.
Понятие научной революции. Эволюции и революции в
развитии науки.
Научная картин мира и ее эволюция.
Модели динамики развития в западной философии науки
(Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд).
Традиции и новации в развитии науки.
Особенности современного этапа развития науки (когнитивный
и социальный аспекты).
Наука как социальный институт.
Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической
свободы и государственного регулирования науки.
Сциентизм и антисциентизм как ценностные ориентации в
культуре. «Науки о духе» и «науки о природе».
24. Этос науки. Проблема ответственности ученого.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЧАСТЬ 2 «СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»
№ п/ п | Название разделов и тем курса | Лекции | Самостоятельная работа |
1 | Специфика гуманитарного познания: история и современность | 4 | 4 |
Эволюция представлений о методе гуманитарного познания | 4 | 4 | |
Герменевтика как методология гуманитарных наук | 2 2 | 2 2 | |
4 | Структурализм: проблема обоснования знания в гуманитарных науках | ||
5 ■j- | Семиотический подход в гуманитарных науках: возможности и границы применимости | 2 | 2 |
Проблемы гуманитарного познания в постструктурализме и постмодернизме | 2 | 2 | |
Объект, предмет и субъект гуманитарного познания | 2 | 2 | |
8 9 | Объяснение, интерпретация, понимание в социогуманитарном познании | 2 | 2 |
Проблема истинности гуманитарного знания. Роль традиций и ценностей | 2 | 2 2 | |
10 | Языковая картина мира в контексте современных гуманитарных наук | 2 | |
11 12 | Время, пространство, хронотоп в социогуманитарном познании | 2 2 28 | 2 |
Современное гуманитарное познание: тенденции и перспективы ВСЕГО ЧАСОВ: 56 | 28 |
ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
Экзаменационные вопросы
Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного
цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного
познания.
Сходства и отличия наук о природе и наук о культуре:
современные трактовки проблемы.
Взаимодействие естественнонаучного и социально-
гуманитарного знания в неклассической науке.
Проблема субъекта социально-гуманитарного познания
Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании.
Явные и неявные ценностные предпосылки в
со цио гуманитарном познании.
8. Принцип «ценностной нейтральности» и его роль в социальном познании.
9. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. От философии жизни к «наукам о культуре».
10.Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.
11 .Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.
12.Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
13.Релятивизм, психологизм, историзм в социогуманитарном познании и проблема истины.
14.Проблема интерпретации в социогуманитарном познании.
15 .Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в социальных и гуманитарных науках.
16.Текст как предмет гуманитарного познания.
17.Языковая картина мира в контексте современных со цио гуманитарных наук.
18.Вера и знание в социально-гуманитарных науках.
19.Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
20.Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу, по исследовательским программам).
21.Основные методологические парадигмы социальных и гуманитарных наук.
22. Методология современной социогуманитарной науки.
23. Становление дисциплинарной матрицы социально-гуманитарного знания и современные междисциплинарные исследования.
24. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.