Реферат: Учебно-методическое пособие для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Учебно-методическое пособие для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу

Остальные рефераты » Учебно-методическое пособие для подготовки к кандидатскому экзамену по курсу

Вопросы к экзаменам по ИИФН


Федеральное агентство по образованию

Воронежский государственный университет


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


для подготовки к кандидатскому


экзамену по курсу «История и философия науки»

для аспирантов

гуманитарных специальностей


ЗНБ ВГУ

0000458927

Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии (20 февраля 2006 г., протокол № 2)

Составители: Кравец А.С., Ищенко Е.Н.

Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре систематической философии факультета философии и психологии Воронежского госуниверситета в соответствии с Программой кандидатских экзаменов по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей всех специальностей, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

Рекомендуется для аспирантов гуманитарных специальностей всех

Читальный зал №3


ВВЕДЕНИЕ

Кандидатский экзамен «Истории и философии науки» введен как обязательный для аспирантов и соискателей всех специальностей. Цель нового экзамена - увязать философскую подготовку аспирантов и соискателей с профилем их специальности, что отвечает новым задачам современного высшего образования. В современных условиях повышаются требования к квалифицированным специалистам, которые должны не только обладать глубокими профессиональными знаниями, но и иметь достаточно широкий кругозор, позволяющий им увидеть свою профессию в общекультурном контексте, понять логику развития науки, место «своей» науки в системе научных знаний, оценить социальную роль ученого в меняющемся обществе.

На первое место в программе нового экзамена выдвигаются вопросы связи науки и философии в их исторической динамике, актуализируются методологические и мировоззренческие аспекты развития науки. Поэтому значение нового экзамена весьма весомо, а его программа позволяет преодолеть узкий горизонт чисто профессиональной подготовки, обогатить интеллектуальный потенциал аспирантов и соискателей более широкой перспективой, позволяющей увидеть конкретную науку в ее взаимосвязи с другими науками и, в конечном счете, сформировать целостное научное мировоззрение, оценить влияние науки на судьбы современной цивилизации. Философские проблемы в новой программе раскрываются не абстрактно, но в тесной органической связи с внутренними интенциями самой науки.

Новая программа кандидатского экзамена включает, во-первых, общую часть (как для естественных, так и для гуманитарных специальностей) «Основы философии науки». Здесь обсуждаются общие методологические и мировоззренческие вопросы развития науки, ее социальное и культурное значение. Вторая часть программы носит дифференцированный характер. Она включает современные философские проблемы отдельных отраслей научного знания и позволяет соискателям ученых степеней углубиться в методологические и мировоззренческие вопросы их будущей научно-преподавательской деятельности. Наконец, третья часть программы предусматривает изучение исторического развития той науки, которая определяет профессиональную подготовку специалиста, что позволяет ему увидеть «свою» науку как в динамике ее становления, так и в перспективах ее развития.

Данное учебно-методическое пособие не включает стандартные программы по «Общим проблемам философии науки», «Современным философским проблемам областей научного знания» и «Истории отдельных областей научного знания», которые утверждены Министерством

образования и науки РФ. Эти программы необходимо использовать при подготовке к экзамену. Их можно найти в издании «Программы кандидатских экзаменов по курсу «История и философия науки». - М.: Гардарика, 2005, а также на сайте Министерства образования и науки РФ: ed.gov/.

В учебно-методическое пособие включены экзаменационные вопросы по первой и второй части. Следует отметить, что вторая часть программы для всех гуманитариев (филологов, историков, политологов, педагогов, психологов, юристов, культурологов, социологов, политологов, философов) является общей и называется «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук».

Помимо этого в пособие включена и тематика рефератов по истории конкретных отраслей науки. Все вопросы по первой и второй частям программы, а также тематика рефератов снабжены библиографией, включающей основную и дополнительную литературу.

По первым двум частям программы будут прочитаны лекции, проблематику же истории науки аспиранты осваивают самостоятельно. Результаты этой самоподготовки выявляются в реферате по истории науки, который должен быть сдан на кафедру систематической философии факультета философии и психологии не позднее 15 апреля.

Аспирант, руководствуясь данным учебно-методическим пособием, выбирает тему реферата по истории науки, согласовав ее с консультантом-философом и своим научным руководителем, а затем оформляет его в компьютерном варианте (шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал — полуторный, объем - от 20 до 25 страниц). Реферат должен включать введение, основную часть и заключение. В конце реферата приводится библиографический список, содержащий не менее 10 использованных источников. Титульный лист оформляется стандартно: в нем указывается титул «Воронежский государственный университет», в середине - тема, под ней фамилия и инициалы аспиранта, соответствующий факультет и кафедра, затем фамилия и инициалы научного руководителя с его росписью, внизу - год выполнения реферата.

Содержание реферата оценивается консультантом-философом в виде «зачета» или «незачета». Аспиранты, не получившие зачет по реферату, не допускаются к экзамену. Общая оценка на экзамене выводится как средняя из двух оценок: по первой части «Основы философии науки» и второй части «Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук». Неудовлетворительная оценка по любой части экзамена является основанием для неудовлетворительной итоговой оценки.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧАСТЬ 1 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ»


п/ п

Название разделов и тем курса Лекции Самостоятельная работа

1

2

Наука как феномен культуры Методология науки: сущность, структура, функции

4

4

4

4

3 Соотношение философии и науки 2 2
4 Структура научного познания 2 2

5


Методы и формы научного познания 2 2
6 Понимание и объяснение в науке

2

2

2

7


Стиль научного мышления

2



8 .__ Научная картина мира и ее эволюция 2 2

9


Научная революция как перестройка основания науки 2 2

1013

"и"

15"

16

Эволюция научной рациональности 2 2

11


Традиции и новации в науке 2 2

12


13

Динамика развития науки (постопозитивистские модели) Наука и власть. Проблема академической свободы и государственного регулирования науки

2

2

2


2


14


15


Сциентизм и антисциентизм как ценностные ориентации в культуре. «Науки о природе» и «науки о

Этос науки. Проблема ответственности ученого



16


Особенности современного этапа развития науки 2

2



ВСЕГО ЧАСОВ: 72

36 36

ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ

Экзаменационные вопросы

Три аспекта бытия науки: наука как познавательная
деятельность, социальный институт и особая сфера культуры.

Генезис науки и проблемы периодизации ее истории.

Культура античного полиса и становление первых форм
теоретической науки.

Средневековая наука.

Наука в собственном смысле слова (от классического
естествознания до современности).

Структура научного познания. Соотношение эмпирического и
теоретического уровней познания.

Проблема как форма научного познания.

Структура эмпирического познания. Эксперимент и
наблюдение. Проблема теоретической нагруженности факта.

Структура научной теории и ее становление.

Понятие метода и методологии.

11. Соотношение философии и частных наук. Эвристическая
ценность философских идей.

Гипотетико-дедуктивный метод в научном познании и его
ограниченность.

Понимание и объяснение в науке.

Стиль научного мышления. Идеалы и нормы научного
познания.

Эволюция научной рациональности.

Понятие научной революции. Эволюции и революции в
развитии науки.

Научная картин мира и ее эволюция.

Модели динамики развития в западной философии науки
(Поппер, Лакатос, Кун, Фейерабенд).

Традиции и новации в развитии науки.

Особенности современного этапа развития науки (когнитивный
и социальный аспекты).

Наука как социальный институт.

Наука и власть. Проблема взаимоотношения академической
свободы и государственного регулирования науки.

Сциентизм и антисциентизм как ценностные ориентации в
культуре. «Науки о духе» и «науки о природе».

24. Этос науки. Проблема ответственности ученого.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЧАСТЬ 2 «СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»


№ п/ п Название разделов и тем курса Лекции Самостоятельная работа
1 Специфика гуманитарного познания: история и современность 4 4
Эволюция представлений о методе гуманитарного познания 4 4
Герменевтика как методология гуманитарных наук 2 2

2


2

4 Структурализм: проблема обоснования знания в гуманитарных науках

5 ■j-

Семиотический подход в гуманитарных науках: возможности и границы применимости 2 2
Проблемы гуманитарного познания в постструктурализме и постмодернизме 2 2
Объект, предмет и субъект гуманитарного познания 2 2

8

9

Объяснение, интерпретация, понимание в социогуманитарном познании 2 2
Проблема истинности гуманитарного знания. Роль традиций и ценностей 2 2 2
10 Языковая картина мира в контексте современных гуманитарных наук 2

11


12

Время, пространство, хронотоп в социогуманитарном познании

2

2

28

2

Современное гуманитарное познание: тенденции и перспективы ВСЕГО ЧАСОВ: 56


28


ЧАСТЬ 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Экзаменационные вопросы

Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного
цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного
познания.

Сходства и отличия наук о природе и наук о культуре:
современные трактовки проблемы.

Взаимодействие естественнонаучного и социально-
гуманитарного знания в неклассической науке.

Проблема субъекта социально-гуманитарного познания

Роль традиций и ценностей в социогуманитарном познании.

Явные и неявные ценностные предпосылки в
со цио гуманитарном познании.

8. Принцип «ценностной нейтральности» и его роль в социальном познании.

9. Жизнь как категория наук об обществе и культуре. От философии жизни к «наукам о культуре».

10.Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании.

11 .Коммуникативность в науках об обществе и культуре: методологические следствия и императивы.

12.Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

13.Релятивизм, психологизм, историзм в социогуманитарном познании и проблема истины.

14.Проблема интерпретации в социогуманитарном познании.

15 .Соотношение объяснения, понимания и интерпретации в социальных и гуманитарных науках.

16.Текст как предмет гуманитарного познания.

17.Языковая картина мира в контексте современных со цио гуманитарных наук.

18.Вера и знание в социально-гуманитарных науках.

19.Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

20.Проблема разделения социальных и гуманитарных наук (по предмету, по методу, по предмету и методу, по исследовательским программам).

21.Основные методологические парадигмы социальных и гуманитарных наук.

22. Методология современной социогуманитарной науки.

23. Становление дисциплинарной матрицы социально-гуманитарного знания и современные междисциплинарные исследования.

24. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.