Реферат: Методические рекомендации по реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Костромской области при изучении курсов «Русский язык» и«Литература» в 2010 2011 учебном году - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические рекомендации по реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Костромской области при изучении курсов «Русский язык» и«Литература» в 2010 2011 учебном году

Остальные рефераты » Методические рекомендации по реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Костромской области при изучении курсов «Русский язык» и«Литература» в 2010 2011 учебном году

Малышева И.Ю., к.филол.н.,

доцент кафедры теории и методики обучения

ГОУ ДПО «Костромской областной институт развития образования»


Методические рекомендации

по реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Костромской области

при изучении курсов «Русский язык» и «Литература»

в 2010 – 2011 учебном году

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области №393 от 03.02.2010 г. «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Костромской области» в целях оказания содействия образовательным учреждениям, учителям русского языка и литературы области в реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана при изучении курсов «Русский язык» и «Литература» в 2010 – 2011 учебном году.

Актуальность разработки рекомендаций обусловлена необходимостью обеспечения процесса стандартизации содержания образования по русскому языку и литературе на региональном уровне, определения возможностей для развития вариативности образовательных программ по русскому языку и литературе на территории Костромской области, определения общих педагогических подходов к управлению методическим содержанием процесса обучения школьников при реализации содержания регионального компонента базисного учебного плана.

Региональный компонент базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Костромской области предусматривает выделение двух часов для изучения курсов, расширяющих содержание образования учащихся 8 и 9 классов школ региона по предмету «Русский язык».

В целях реализации идей и концептуальных положений федеральных государственных стандартов общего образования, Примерных программ общего образования, определяющих русский язык как учебный предмет, которому свойствен универсальный, обобщающий характер воздействия на формирование личности ребёнка в процессе обучения, кафедра ТМО Костромского областного института развития образования рекомендует использовать часы регионального компонента базисного учебного плана при изучении курса «Русский язык» в 2010 – 2011 учебном году

в 8 классе для изучения I части региональной программы по русскому языку «Общеязыковой и диалектный компоненты», обогащающей содержание образования школьников по всем разделам науки о русском языке: фонетике, лексикологии, морфологии, диалектологии, синтаксису и др. (Региональная программа по русскому языку / сост. Мелерович А.М., Тихова В.В., Власова Т.И., Силина Л.И., под ред. В.В.Тиховой // В сб.: Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. – Кострома, 1995. – С 89 – 94). Данный курс может быть включён в перечень учебных предметов, подлежащих изучению, как курс «Родное слово», «Живое костромское слово», «Особенности говоров Костромской области» и др.

В процессе освоения I части региональной программы по русскому языку учащиеся овладеют этнокультуроведческими знаниями, отражающими факты россиеведения, особенности быта, культуры, речи населения Костромского края. Воспринимая и принимая особенности говоров нашего региона, соотнося их с литературной нормой, оценивая их роль в создании языковой ткани художественных произведений, школьники откроют для себя возможность почувствовать колорит и самобытность родного слова, понять глубинные процессы, которые происходили и происходят в языке, осознать его место и роль в формировании национальной культуры.

Важным компонентом содержания образования в области родного языка могут стать дополнительные материалы, характеризующие особенности говоров различных муниципальных образований костромского региона.

Изучение региональной программы по русскому языку вкупе с региональной программой по истории, программой курса «Истоки» позволит сформировать в сознании учащихся целостное представление о прошлом и настоящем родного края, духовном, культурном наследии Костромщины, о русском языке как нравственной и культурной ценности народа.

Проведение интегрированных уроков по некоторым разделам курса («Слово на карте родного края», «Лексика полеводства», «Лексика льнопрядения», «Наименования одежды в костромских говорах» и др.) будет способствовать оптимизации процесса обучения, активизации деятельности учащихся.

Изменения в содержании образования определяют необходимость совершенствования методов, приёмов, технологий его реализации. Одно из ведущих мест среди таких методов и технологий в педагогической практике учителей русского языка региона должно принадлежать методам и технологиям, реализующим идеи личностно ориентированного, деятельностного подходов в образовании, технологиям, активизирующим деятельность учащихся, формирующим у школьников языковую и лингвистическую (языковедческую), коммуникативную и культуроведческую компетенции на уровне функциональной грамотности: учебным исследованиям, методу учебного проекта, технологии развития критического мышления школьников (ТРКМЧП), кейс-методу, игровым технологиям.

В ходе реализации программы курса педагоги и учащиеся могут воспользоваться следующей литературой:

Барашков В.Ф. А как у вас говорят? Книга для учащихся. – М.-П., 1986.

Барашков В.Ф. Знакомые с детства названия. Книга для внеклассного чтения (5 – 8 классы). – М.-П., 1982.

Бондалетов В.Д. Ономастическая лексика и её изучение в школе. Лексика русского языка. – Рязань, 1979.

Ганцовская Н.С. Живые корни русского языка: говоры Костромской области // Губернский дом, 1996. № 6. – С. 13-17.

Ганцовская Н.С. Особенности говоров Костромской области. Кострома, 1992. – 94 с.

Ганцовская Н.С., Малышева И.Ю., Верба И.П. Опыт лексикографического описания костромских говоров на материале произведений русской литературы XIX века // Русский язык XIX века: от века XVIII к веку XXI: Материалы II Всероссийской научной конференции / Под. ред. д.ф.н. С.С.Волкова. – СПб.: ИЛИ РАН, 2008.

Громов А.В. Словарь. Лексика льноводства, прядения и ткачества в костромских говорах на реке Унже. – Ярославль, 1992.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., Русский язык (I-IV т.). – М., 1990.

Живое костромское слово: Краткий Костромской областной словарь / Под ред. Н.С.Ганцовской. – Кострома, 2006. – 479 с.

Захарова К.Ф., Орлова В.Г. Диалектное членение русского языка. – М.-П., 1970.

Китицына Л.С. Хлеб. Из материалов по народному питанию Костромского края // Костромская старина. – Кострома, 1991. № 1.

Мельниченко Г.Г. Лингвистические карты. – Ярославль, 1974.

Мельниченко Г.Г. Некоторые лексические группы в современных говорах на территории Владимиро-Суздальского княжества XII – нач. XIII в. (Территориальное распространение, семантика и словообразование). – Ярославль, 1974. – 269 с.

Улицы Костромы. Справочник / Под ред. В.Н.Бочкова, И.Н.Захарова. – Ярославль, 1989.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка (I-IV т.). – М., 1990.

Шкляр Г.З. К вопросу о происхождении народных говоров Костромской области // Уч. зап. КГПИ им. Н.А.Некрасова. – Кострома, 1963. Вып. 9. – С. 247-257.

Шкляр Г.З. Особенности говоров Костромской области и задачи преподавания русского языка // В помощь учителю русского языка. – Кострома, 1962. Вып. 4. – 32 с.

Ярославский областной словарь. – Ярославль, 1988.

При отсутствии в текущем учебном году в образовательных учреждениях региона ресурсной базы для реализации содержания I части региональной программы по русскому языку час регионального компонента базисного учебного плана рекомендуется использовать для организации предпрофильной подготовки обучающихся по предмету, для проведения курсов, позволяющих углубить знания и совершенствовать умения школьников по основным разделам курса «Русский язык».

В 9 классе час регионального компонента базисного учебного плана при изучении курса «Русский язык» рекомендуется использовать для организации предпрофильной подготовки школьников (для введения элективных и специальных курсов, практикумов по русскому языку, обеспечивающих осознанный выбор учащимися будущего профиля обучения) либо для организации изучения курсов, позволяющих обобщить и систематизировать знания школьников по русскому языку за курс основной школы в период интенсивной подготовки к новой форме государственной итоговой аттестации, а также программ, нацеленных на углубление знаний и совершенствование умений школьников по некоторым разделам курса «Русский язык».

Приведём примерный перечень курсов для изучения в 9 классе:

- «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»;

- «Основные приёмы сжатия текста»;

- «Знай и люби родной язык»;

- «Язык в речевом общении»;

- «Речь как компонент имиджа человека и условие его успешной профессиональной карьеры»;

- «Речевой этикет и культура общения»;

- «Учимся говорить правильно»;

- «Культура устной и письменной речи»;

- «Основы стилистики»;

- «Трудные вопросы пунктуации»;

- «Трудные вопросы синтаксиса» и др.

При создании рабочих программ курсов, отборе содержания обучения, выборе заданий при изучении программного материала педагог может использовать материалы следующих изданий:

Пьянькова Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. Пособие для учителя. – М.: Изд-во АПК и ПРО, 2004.

Программы курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения. Русский язык и литература. – Ростов н/Д., 2005.

Элективные курсы для предпрофильной подготовки. 9 класс. Филология. – Ярославль, 2005.

Элективные курсы по культуре речи для предпрофильной подготовки  и профильного обучения. Филология. – Ярославль, 2006.

Львова С.И. Знай и люби родной язык. Факультативный курс для учащихся. – М., 1992.

Львова С.И. Язык в речевом общении. Факультативный курс для учащихся. Книга для учителя. – М., 1991.

Борисенко Н.А. Как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе // Русский язык, № 8/2007.

Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1988.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского языка. М., 1978.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995.

Евграфова С.М. Секреты изложения // Русский язык, № 34/1999; № 10/2000; № 12/2001.

Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1993.

Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М.: Изд-во МГУ, 1992.

Лосева Л.М. Как строится текст. М.: Просвещение, 1981.

Михальская А.К. Как учить риторике: Методические рекомендации к учебному пособию «Основы риторики: Мысль и слово». – М., 1996.

Пахнова Т.М. Русский язык. Готовимся к экзаменам ГИА. 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987.

Русский язык и культура речи. Учебник / Под ред. В.И Максимова. – М., 2000.

Селезнева Л.Б. Обобщающие занятия по орфографии в восьмилетней школе. – М., 1980.

Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. – М., 1994.

Соболева О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // Русский язык, № 23/2007.

Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М., 1995.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

Хаустова Д.А. Разные типы изложений // Русский язык, № 3/2006.

Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987. И др.

При организации изучения программ данных курсов одно из ведущих мест в практике работы учителей русского языка должно быть отведено приёмам и методам «активной грамматики», которая своим требованием приоритета функционального подхода к фактам языка является эффективным средством формирования у учащихся основных структур словесно-логического мышления, общеучебных умений (умений извлекать и интерпретировать информацию, в том числе содержащуюся в текстах различных стилей, инструкциях по выполнению работы ГИА по русскому языку, в формулировках заданий, в требованиях к выполнению задания с развёрнутым ответом; умений организовать и спланировать работу).

В соответствии с приказом департамента образования и науки Костромской области «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Костромской области» региональный компонент базисного учебного плана предусматривает выделение трёх часов для изучения курсов, расширяющих содержание образования учащихся 5 – 9 классов по предмету «Литература», одного часа (по 0,5 часа) – содержание образования школьников, получающих среднее (полное) общее образование.

Кафедра теории и методики обучения рекомендует использовать часы регионального компонента базисного учебного плана (предмет «Литература») в 2010 – 2011 учебном году для изучения курса «Литература родного края», преподаваемого на основе региональной программы по литературе (Региональная программа по литературе / сост. Волкова Л.Д., Криницина Г.И., Лебедев Ю.В., Шапорова Т.С., под ред. Ю.В.Лебедева // В сб.: Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области. – Кострома, 1995. – С 3 – 83).

На основе региональной программы по литературе педагоги школ области создают рабочие программы изучения курса (о требованиях к рабочим программам см.: Общие требования к методическим разработкам учителей (методические рекомендации [Текст] / Л. Г. Осипова, И. Ю. Малышева // Электронный научно-методический журнал Костромского областного института развития образования [Электронный ресурс] / Костромской областной институт развития образования; ред. Лушина Е.А. — . Вып. 5.— Электрон. текстовые и граф. дан. — Кострома: КОИРО, 2009. — Режим доступа к журн.: koipkro.kostroma. ru/koiro/enpj/,default. afpx, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — № гос. регистрации 0220712105). Данные программы будут носить модульный характер: в них должен найти отражение только региональный компонент содержания программы под редакцией Ю.В.Лебедева. При создании рабочих программ важно сохранить основной принцип системности в изучении материала, предусмотренный региональной программой по литературе 1995 года: в каждом классе учащиеся приобщаются к литературе родного края от далёкого прошлого до наших дней. Из класса в класс должны расширяться и углубляться представления школьников о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы Костромщины. Задача учителя заключается в том, чтобы «показать учащимся, как Рылеев или Катенин, Лесков или Короленко, Островский или Некрасов использовали в своих произведениях костромской материал, как полно они отразили в них быт, природу, нравы, образ жизни костромичей, кого из наших земляков они избрали в качестве прототипов своих героев, какие факты из жизни наших предков стали достоянием их художественного творчества». Известно, что спроецированные на местные условия жизни история и культура «опредмечиваются», активизируя в учащихся чувство сопереживания, соучастия, создавая благоприятные условия для духовного пробуждения и развития личности.

Учебно-тематический план изучения курса «Литература родного края» разрабатывается в соответствии с рабочей программой, созданной педагогом.

План может включать перечень изучаемых тем, расположенных в заданной последовательности, количество часов, отведённых на каждую тему (с указанием часов теоретических и практических занятий), цели занятий, описание форм занятий по каждой теме (лекция, урок, игра, беседа, конференция и др.). Учебно-тематический план целесообразно представлять в форме таблицы.

Кафедра теории и методики обучения рекомендует следующие варианты реализации содержания программы курса «Литература родного края» в образовательной практике учреждений региона:

Содержание программы курса «Литература родного края» (0,5 часа) реализуется в течение первого или второго полугодия.

Учебные занятия по курсу «Литература родного края» (0,5 часа) проводятся один раз в две недели в течение всего учебного года (в соответствии с расписанием учебных занятий в образовательном учреждении).

При соотнесении учителем тематического планирования курсов «Литература» и «Литература родного края» возможно «гибкое» планирование изучения тем курса регионального компонента по срокам преподавания материала, позволяющее осуществлять знакомство учащихся с литературой родного края параллельно с изучаемыми в основном курсе литературы художественными произведениями.

При создании рабочих программ курса «Литература родного края», отборе содержания обучения, выборе заданий при изучении программного материала педагог может использовать материалы книги для учителя «Литература Костромского края 19-20 веков» (Ю.В.Лебедев. Литература Костромского края 19-20 веков: книга для учителя / Ю.В.Лебедев., А.Н.Романова, А.К.Котлов / науч. ред Ю.В.Лебедев; отв. ред А.К.Котлов. – Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2009. – 308 с), материалы сборника «Использование региональной хрестоматии на уроках литературы. В помощь учителю» (Кострома, 2004), иных учебно-методических, методических пособий, а также учебных хрестоматий:

Литература: 5 – 6 классы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002.

Литература: 7 – 9 классы: Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Ю.В.Лебедев. – М.: Просвещение – регион, Просвещение, 2002.