Реферат: Методические указания для подготовки к семинарам 1-3 Заведите отдельную тетрадь для подготовки к семинарам - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические указания для подготовки к семинарам 1-3 Заведите отдельную тетрадь для подготовки к семинарам

Остальные рефераты » Методические указания для подготовки к семинарам 1-3 Заведите отдельную тетрадь для подготовки к семинарам

Глубокоуважаемые студенты очной формы обучения!

В этом файле приведены задания к семинарам по курсу «Религии мира» (специальность «Журналистика») / «Основы религиоведения» (специальность «Психология»).

Методические указания для подготовки к семинарам 1-3

Заведите отдельную тетрадь для подготовки к семинарам.

Начинать подготовку следует заблаговременно – за неделю-две до семинара.

Распечатайте вопросы для обсуждения на семинаре.

Найдите необходимые для подготовки тексты Библии и Корана. При подготовке к семинару в первую очередь нужно использовать именно их! Если у Вас нет этих книг дома, Вы легко можете найти тексты в Интернете.

Внимательно прочитайте все тексты и обдумайте их.

Напишите в тетради ответ на каждый из вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинаре.

Все вопросы первых трёх семинаров предполагают изложение Ваших мыслей и Вашего мнения. На ряд задаваемых вопросов нет однозначного ответа, и Вы вправе этот ответ сформулировать, исходя из своих знаний и мировоззренческих установок. При этом не следует забывать, что Вы излагаете Ваше мнение – но по поводу данных Вам текстов, на которые Вы обязательно должны ссылаться. Без прочтения этих текстов и Ваших размышлений над ними ответить на поставленные вопросы невозможно!

Вспомогательную роль при подготовке к семинару могут играть следующие учебные пособия (все они есть в библиотеке МГИ):

Бессарабова Н.В. Религиоведение: Курс лекций. М., 2011.

Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Ростов н/д., Харьков, 2003.

Радугин А.А. Введение в религиоведение. М., 2000 (или 2008).

Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М., 1994 (или 2008).

Аникин Д.А. История религии. М., 2008.

29 февраля 2012 г.

Семинар 1. Система нравственных ценностей Ветхого Завета

Прочитайте следующие библейские тексты:

Исход (вторая книга Пятикнижия Моисея). Главы 19-21 (полностью), глава 22 (стих 20).

Второзаконие (пятая книга Пятикнижия). Глава 4 (стихи 44-49), глава 5 (полностью), глава 7 (стих 1-10).

Ответьте на следующие вопросы, обязательно приводя ссылки на библейские тексты и цитируя их. Книга Исхода сокращается как Исх., книга Второзакония сокращается как Втор.; далее следует ссылка на главу и стих (стихи): Исх. 22, 20; Втор. 5, 18-19.

Когда, где и при каких обстоятельствах еврейский народ получил десять заповедей и законы? От кого они исходили?

Как в заповедях отражён принцип единобожия? Как, согласно Ветхому завету, следует относиться к иноверцам и их богам? Чем объясняется такое отношение?

Как, согласно заповедям, должны строиться отношения «человек – Бог»?

Как, по заповедям и законам, данным иудеям, человек должен относиться к человеку?

Представляют ли идеи, высказанные в заповедях, ценность исключительно для верующих христиан и иудеев? Если они могут быть ценны для представителей других конфессий и неверующих людей, то в чём заключается подобная ценность? Как Вы считаете, всем ли заповедям и законам, данным Моисею, надо следовать в наши дни? Если всем, то почему? Если каким-то следовать не стоит, то по какой причине?

21 марта 2012 г.

Семинар 2. Нагорная проповедь: система нравственных ценностей Нового Завета

Прочитайте следующие библейские тексты:

Евангелие от Матфея. Главы 4, 5-8, 9 (полностью), глава 11 (стихи 1-19), глава 13 (стихи 53-58).

Евангелие от Марка. Главы 1-3 (полностью), глава 6 (стихи 1-6).

Евангелие от Луки. Глава 6 (стихи 12-49).

Ответьте на следующие вопросы, обязательно приводя ссылки на библейские тексты и цитаты из них. Евангелие от Матфея сокращается как Мф., Евангелие от Марка – как Мк., Евангелие от Луки – как Лк.; далее следует ссылка на главу и стих (стихи): Мф. 5, 10; Мк. 6, 1; Лк. 6, 30-34.

Охарактеризуйте проповедническую деятельность Иисуса Христа: когда и где он её вёл, чем она привлекала людей, на представителей каких социальных слоёв была рассчитана проповедническая деятельность Иисуса, всегда ли она имела успех, какую роль играли в ней чудеса?

Когда, где и перед кем была произнесена Нагорная проповедь?

Как, согласно Нагорной проповеди, должны строиться отношения человека с Богом?

Как должен относиться один человек к другому человеку?

Чем отличаются нравственные идеи, которые высказывает в Нагорной проповеди Иисус, от общепринятых в его время правил отношения человека к человеку?

Что понимается в Нагорной проповеди под блаженством?

Каково отношение Иисуса к материальным и духовным ценностям и чем оно обусловлено?

Представляют ли идеи, высказанные в заповедях Нового завета, ценность исключительно для верующих христиан? Если они могут быть ценны для представителей других конфессий и неверующих людей, то в чём заключается подобная ценность? Всем ли идеям Нагорной проповеди надо следовать в наши дни? Если всем, то почему? Если каким-то следовать не стоит, то по какой причине?

04 апреля 2012 г.

Семинар 3. Система нравственных ценностей Корана

Пожалуйста, прочитайте следующие суры Корана:

Сура 1 «Открывающая» (целиком).

Сура 2 «Корова» (целиком).

Сура 3 «Семейство Имрана», аяты 35-63.

Сура 5 «Трапеза», аяты 110-118.

Сура 19 «Марйам», аяты 16-37.

Ответьте на следующие вопросы, обязательно приводя ссылки на текст Корана и цитаты оттуда. При сокращении сначала указывается номер суры, затем – номер аята (стиха): Коран. 2, 18.

Каким предстаёт перед нами Бог при прочтении Корана? Как отражен в Коране принцип монотеизма?

Каковы обязанности правоверного мусульманина? Какими душевными качествами он должен обладать?

Как мусульманин должен относиться к иноверцам? Нет ли в Коране противоречий по этому поводу, и если есть, то почему они возникли?

Каково отношение Корана к материальным благам?

Каково отношение Корана к разводу между супругами? Как Вы считаете, чем вызвано подобное отношение?

Кем, согласно Корану, является Иса? Как это согласуется с библейскими известиями? Охарактеризуйте данный в Коране образ Исы.

Охарактеризуйте отношение Корана к Марйам.

Представляют ли идеи, высказанные в Коране, ценность исключительно для верующих мусульман? Если они могут быть ценны для представителей других конфессий и неверующих людей, то в чём заключается подобная ценность? Всем ли идеям Корана надо следовать в наши дни? Если всем, то почему? Если каким-то следовать не стоит, то по какой причине?

Методические указания для подготовки к семинару 4

Семинар 4 предполагает Вашу ТВОРЧЕСКУЮ работу по представленным вопросам. Вам предлагается самостоятельно поискать на них ответы: содержание Вашего выступления, аргументацию и источники информации Вы выбираете сами исходя из своих интересов и знаний по специальности. Другими словами, от Вас в данном случае требуется подготовить не то, что хотелось бы услышать преподавателю, а то, что по этим вопросам хотите сказать Вы. Вы вольны высказать любую точку зрения – но Ваша позиция должна быть АРГУМЕНТИРОВАНА.

Каждый из Вас должен подготовить ответ на два вопроса:

Первый из них сформулирован с учётом той специальности, по которой Вы получаете образование.

Второй вопрос общий для всех – он касается проблем, которые так или иначе затрагивают каждого человека в нашем обществе. Заметим, что список «подвопросов», предлагаемых для обсуждения, далеко не исчерпывающий – Вы можете осветить и любую другую проблему, касающуюся взаимоотношений общества и религиозных организаций в нашей стране, а также места религии в современном российском обществе.

Чтобы не ограничивать Вас в выработке СОБСТВЕННОГО мнения, и не ориентировать на какую-то конкретную точку зрения, Вам не даётся список литературы. Информацию для ответа на вопросы Вы можете найти в научных работах по Вашим специальностям, в прессе и в Интернете. В последнем случае поиск предельно прост – набираете в поисковике ключевое слово, получаете список сайтов. А вот обработка полученной таким образом информации требует определённого труда и внимания.

Призываю Вас не повторять механически информацию из того или иного источника, а сравнивать разные суждения, и на основе этого формулировать ВАШЕ мнение. Например, на сайтах, посвящённых музеям или архитектуре, Вы можете познакомиться с историей борьбы за Рязанский кремль между музеем и церковью – но это будет позицией одной из сторон. Взгляды другой стороны Вы можете поискать на православных сайтах – и, сравнив две точки зрения, сделать собственный вывод относительно того, кто прав в этой ситуации. Напоминаю ещё раз: Ваше мнение обязательно должно быть аргументировано!

18 апреля 2012 г.

Семинар 4. Религия в современной России

Вопрос 1 «А». Влияние религии на индивидуальное и общественное сознание (для психологов).

Вопрос 1 «Б». Роль современной прессы в формировании отношения к религии в России (для журналистов).

Вопрос 2. Проблема клерикализации и секуляризации в современной России (для психологов и журналистов):

Передача Русской православной церкви памятников истории и архитектуры (музейных комплексов), а также произведений искусства: нравственная сторона подобной передачи, влияние подобной передачи на развитие духовной культуры современного общества (на примере музея-заповедника «Рязанский кремль» или других примерах).

Введение в школах предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: проблема влияния на формирование мировоззрения ребёнка.

Отношение к неверующим в современной России со стороны общества и со стороны религиозных организаций.

Другие проблемы, связанные с клерикализацией и секуляризацией современного общества.