Организационно-методические указания к контрольным работам

Остальные рефераты » Организационно-методические указания к контрольным работам

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет управления» Институт социологии и управления персоналом

Кафедра социологии и психологии управления


Утверждено

Директором института социологии и управления персоналом

д. пс. н., проф. А.В.Филипповым


________________________________

«______»________________200 г.


СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»

для студентов всех специальностей


Москва – 2007


Составитель:


кандидат педагогических наук, доцент

Н.П. Балыков.


Ответственный редактор


заведующий кафедрой социологии и психологии управления

доктор психологических наук, профессор

В.Н. Князев.


Обсуждена

на заседании кафедры социологии и психологии управления


Протокол от “_____ ”____________ 200__ г. №_____


Обсуждена и одобрена

на заседании методического совета института


____________________________________


Протокол от “_____ ”____________ 200__ г. №_____


Обсуждена и одобрена

на секции научно-методического совета ГУУ


___________________________________


Протокол от “_____ ”____________ 200__ г. №_____


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ.


Изучение курса «Психология и педагогика» предусматривает контроль, т.е. выявление, измерение и оценивание знаний, умений студентов. Основной дидактической функцией контроля знаний является обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.

Контроль имеет целью определение не только уровня и качества облученности студентов, но и объема его учебного труда. Кроме того, выполнение контрольных заданий формирует у студентов умения и навыки применения теоретических положений для анализа и оценивания психологических явлений, педагогических ситуаций, конкретных фактов управленческой деятельности.

Выполняемые по курсу «Психология и педагогика» контрольные работы в последующем могут способствовать более глубокому усвоению проблем, изучаемых в таких дисциплинах, как «Психология управления», «Социология и психология управления», «Профессиональная психология», «Управление персоналом», «Организационное поведение», «Социальная психология» и др.

Тематика и формы контрольных работ разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального обучения к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки будущих специалистов в области управления.

В «Сборник» вошли примерный перечень контрольных вопросов для оценки качества освоения студентами дисциплины «Психология и педагогика» по следующим ключевым вопросам:

- Предмет психологии;

- История развития предмета «Психология»;

- Общее понятие о психике человека, ее функциях и структуре;

- Методы изучения психических явлений;

- Закономерности когнитивной (познавательной) деятельности людей;

- Эмоционально-волевая сфера личности;

- Психические состояния человека и способы психической саморегуляции;

- Понятие личности, ее структура. Свойства личности;

- Психология общения;

- Конфликты. Природа конфликтов и их предупреждение;

- Основные методы психологического влияния на людей;

- Процесс обучения. Закономерности и методы обучения;

- Процесс воспитания. Закономерности и методы обучения;

- Психологическая характеристика деятельности менеджера.


2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ТЕМ И КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА».


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

Темы:

Предмет психологии. История развития предмета «Психология».

Ощущения и восприятие.

Память и внимание.

Мышление, воображение и речь.


Примерные контрольные вопросы:

1. Каково современное понимание предмета «Психология»?

2. Как исторически развивался предмет психологической науки?

3. Раскройте понятия "ощущение" и "восприятие". Чем ощущение отличается от восприятия?

4. Назовите виды ощущений.

5. Обозначьте функции ощущений.

6. Назовите свойства восприятия.

7. Что такое внимание, каковы его свойства?

8. Охарактеризуйте виды внимания.

9. Какова роль внимания в учебной деятельности?

10. Раскройте понятие "память".

11. Перечислите процессы памяти.

12. Охарактеризуйте процесс запоминания.

13. Охарактеризуйте процесс сохранения.

14. Охарактеризуйте процессы узнавания и воспроизведения.

15. Охарактеризуйте процесс забывания.

16. Назовите виды памяти.

17. Опишите методы развития памяти.

18.Каковы условия прочного запоминания и сохранения информации?

19. Какие способы повторения и заучивания являются для вас наиболее

эффективными?

20. Что такое мышление? Назовите особенности мышления как психического

процесса.

21. Охарактеризуйте виды мышления.

22. Что такое воображение?

23. Что такое речь? Укажите функции речи.

24. Какова роль речи в развитии человека?

23. Опишите виды речевой деятельности.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

Темы:

Проблема личности в психологии.

Характеристика направленности личности.

Темперамент и характер.

Способности и их развитие.


Примерные контрольные вопросы:

1. Что изучает психология личности?

2. Раскройте понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность" и определите их соотношение.

3. Что такое структура личности?

4. Что такое направленность личности, раскройте структуру направленности на собственном примере.

5. Определите место и роль потребностей, интересов, мировоззрения в мотивации поведения и деятельности человека,

6. Каковы особенности мотивации достижения успехов и избегания неудач?

7. Что такое социализация личности? Обозначьте этапы социализации.

8. Проанализируйте структуру личности, представленную в трудах отечественных и зарубежных ученых.

9. Что лежит в основе темперамента? Укажите тип высшей нервной деятельности: сангвинического, холерического» флегматического и меланхолического темпераментов.

10. Что такое индивидуальный стиль деятельности?

11.Охарактеризуйте свойства темперамента. Как они проявляются в жизни и

деятельности человека?

12. .Представьте характеристику типов темперамента на основе его свойств.

13. Опишите свой тип темперамента.

14. Что такое характер? В каких типах отношений он проявляется?

15. Чем характер отличается от темперамента? Каким образом темперамент и

характер связаны между собой?

16. Какие существуют типологии характера?

17. Что такое акцентуация и психопатия?

18. Назовите типы акцентуации по Леонгарду и охарактеризуйте их.

19. Вспомните черты характера наиболее ярких литературных персонажей и

попытайтесь дать им типологическую оценку.

20. Раскройте содержание понятия "способности".

21. Назовите виды способностей.

22. По каким основным признакам можно судить о наличии способностей?

23. Назовите условия развития способностей.

24. Назовите уровни развития способностей.

25.Каков уровень развития Ваших способностей?

26. Охарактеризуйте способности менеджера?

27. Обозначьте условия, предпосылки, факторы и уровни развития личности.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.

Темы:

Малая группа и коллектив.

Психология межличностных отношений.

Психология группового взаимодействия.

Психологическая характеристика деятельности.


Примерные контрольные вопросы:

1. Что такое социальные нормы, позиция, статус, роль в малой группе?

2. Что такое "социометрия"?

3. Раскройте содержание понятия "коллектив".

4. Назовите признаки, стадии, уровни развития коллектива.

5. Можно ли Вашу учебную группу назвать коллективом и почему?

6. Раскройте понятие общение? Обозначьте три составляющих процесса

общения.

7. Каковы функции общения?

8. Охарактеризуйте коммуникативную сторону общения.

9. Раскройте значение невербальных средств общения.

10. Охарактеризуйте проксемические средства общения.

11. Опишите такесические свойства общения.

12. Охарактеризуйте средства невербального общения, которые изучает просодика и экстралингвистика.

13. Опишите такесические средства общения.

14. Назовите условия эффективного использования вербальных средств общения.

15. Охарактеризуйте процесс слушания и его виды.

16. Опишите ошибки слушания.

17. Что такое перцептивная сторона общения?

18. Что такое "идентификация", "эмпатия", "рефлексия", "каузальная атрибуция"?

19. Каковы факторы восприятия людьми друг друга в процессе общения?

20. Охарактеризуйте общение как взаимодействие и назовите его виды.

21. Что такое барьеры общения и как их избежать?

22. Какими особенностями характеризуется деловое общение?

23. Что такое "конфликт"? Какова природа конфликта?

24. Какие индивидуальные особенности личности определяют ее предрасположенность к конфликтным отношениям?

25. Каковы стили поведения в конфликтных ситуациях?

26. Определите зависимость выбора стиля поведения в конфликте от особенностей личности человека. Как Вы себя ведете в конфликтной ситуации?

27. В чем суть понятия деятельности в психологии?

28. Охарактеризуйте виды деятельности.

29. Раскройте понятия "профессиограммы" и "психограммы" деятельности руководителя.

30. Что такое "навык" и "умение"? Опишите процесс возникновения умений и навыков.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4.

Темы:

Педагогика как теория обучения.

Педагогика как теория воспитания.


Примерные контрольные вопросы:


1. Перечислите основные задачи педагогики.

2. Определите точки соприкосновения педагогики и психологии.

3. Какие методы используются для исследования педагогических проблем?

4. Раскройте сущность педагогического процесса.

5. Опишите его основные компоненты.

6. Выделите основные закономерности педагогического процесса.

7. Что такое преподавание?

8. Что такое учение?

9. Что такое "форма обучения"? Каковы функции форм обучения?

10. Охарактеризуйте формы обучения, используемые в вузах.

11. Что такое "метод обучения"? По каким основаниям классифицируются

методы обучения?

12. Что такое репродуктивные методы обучения?

13. Что такое продуктивные методы обучения?

14. В чем состоит разница между репродуктивными и продуктивными методами

обучения?

15. Что такое "дидактика"? Кто впервые ввел этот термин?

16. Раскройте содержание принципов обучения?

17. Что такое "концепция обучения"? Какие концепции обучения Вы знаете?

18. Раскройте содержание понятия "воспитание" в широком и узком смыслах.

19. Сформируйте основные закономерности воспитания и определите их роль в

организации воспитательной работы.

20. Раскройте содержание принципов воспитания.

21. Охарактеризуйте менеджера как воспитателя.

22. Определите сущность и содержание процесса воспитания.

23. Что такое метод "воспитания"?

24. Какие методы воспитания Вы знаете?

25. Опишите поощрение как метод воспитания.

26. Охарактеризуйте принуждение как метод воспитания.

27. Опишите соревнование как метод воспитания.

28. Охарактеризуйте упражнение как метод воспитания.

29. Опишите убеждение как метод воспитания.


3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


Крысько В.Г. Психология и педагогика. Вопросы-ответы. Структурные схемы. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.- 367 с.

Психология и педагогика. Учебное пособие. /Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2003. – 315 с.

Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебное пособие для ВУЗов. – СПб, Питер, 2003. – 732 с.

Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 480 с.

Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов-н-Дону, 2002. – 576 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


Аверченко Л.К. и др. Психология и педагогика. – М.: Инфра-М: ИГАЭиУ, 2002.

Айзенк Г. Проверьте свои способности. – М.: МИР, 1972.

Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: ИНФРА, 2000.

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.– М., 1990.

Гришина Н.В. Психология конфликта.- СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – 480 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2002.– 288 с.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: изд-во МГУ, 1991.

Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М., 1968.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Минск: 2001.

Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – 286 с.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.Н. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.

Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение, 1964.

Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность.

Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. – М.: ВЛАДОС, 2000.

Педагогика. /Под редакцией П. И. Пидкасистого. – 3-е издание, доп. и перераб.-М.;2003.

Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.

Практическая психология. / Под. ред. М. К. Тутушкиной. – СПб.,1998.

Психологические тесты для деловых людей. – М.,1998.

Психология делового общения./Авт.-сост.. Фомин Ю.А.- Лен.: Амалфея, 1999.

Психология. /Под редакцией А.А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.

Психология. Словарь. /Под редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., исп. и доп.-М.: Политиздат, 1990.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер,2003. – 656 с.

Психология и педагогика /Под редакцией К.А. Абульхановой. – М.: "Совершенство", 1998.

Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб: Изд-во “Питер”, 2000.

Растопшин П. Психология и педагогика. – М.: ПРИОР, 2000.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – в 2 т. – М., 1984.

Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие.- Ростов н /Д: Изд-во “Феникс”, 1997.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Столяренко А.М. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов – М.: ЮНИТИ, 2001. – 423 с.

Филиппов А.В., Липинский В.К., Князев В.Н. Производственная социология, психология и педагогика. – М.: Высшая школа, 1989.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993.

Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. - М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2003.