Реферат: Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по мировой и отечественой детской литературе для специальности - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по мировой и отечественой детской литературе для специальности

Остальные рефераты » Методические указания для подготовки к входному компьютерному тестированию по мировой и отечественой детской литературе для специальности

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой филологии

____________ Т.М.Пучинская

«18» мая 2011г.,

протокол №___12__


Методические указания для подготовки

к входному компьютерному тестированию

по мировой и отечественой детской литературе

для специальности:

1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология

3 курс 6 семестр

факультет заочного образования


Тема: Общее понятие о детской литературе


Детская литература как искусство слова.

Единство педагогических и эстетических установок.

Отличие детской книги от книги для взрослых.

Роль детской литературы в воспитании подрастающего поколения.


Тема: Устное народное творчество

Общее понятие о детском фольклоре. Его отличительные свойства, происхождение, классификация, краткие сведения по истории собирания и изучения.

Жанрово-стилевое, идейно-художественное, национальное своеобразие фольклорной поэзии.

Отличительные особенности сказки, генезис жанра, сведения по истории собрания и изучения; принципы классификации. Жанрово-стилевые признаки русских народных сказок о животных, волшебных, социально-бытовых.

Место и значение фольклорных произведений в работе с детьми дошкольного возраста.


Тема: Жанр сказки в русской литературе

Эволюция сказки в русской литературе XIX – XX в.в. (поэзия и проза)

Поэтическая сказка. Фольклорные и литературные источники сказок В.А. Жуковского.

Идейно-художественные особенности сказок А.С. Пушкина. Связь с народно-поэтическим творчеством.

Традиции Пушкина в сказке П. Ершова "Конек-Горбунок". Наличие социального подтекста, выраженность авторского начала, синтез фольклорных форм.

Мастерство К. Чуковского – детского писателя. Игровой характер сказок "Айболит", "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха" и др.

Жанрово-стилевое своеобразие тетралогии С. Михалкова "Дядя Степа".

Прозаическая сказка.

Фантастическая повесть А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" – первая литературная сказка в прозе. Глубина и многозначность проблематики, различные уровни восприятия текста. Жанровая специфика книги.

"Городок в табакерке" В. Одоевского как образец первой научно-познавательной сказки. Формы популяризации научно-познавательного материала. Художественная ценность произведения.

Основные направления развития прозаической сказки в русской литературе второй половины XIX века.

Жанрово-тематическое многообразие прозаической сказки XX века.

"Приключение Незнайки" Н. Носова в чтении детей. Жанровая новизна книги.

Дидактическая направленность творчества В. Катаева для детей. Раскрытие важных этических категорий в сказках "Дудочка и кувшин", "Цветик-семицветик".

Развитие пьесы-сказки в творчестве С. Маршака, С. Михалкова.


Тема: Зарубежная литературная сказка

Пути развития французской литературной сказки. Ш. Перро – основоположник европейской литературной сказки. Сб. "Сказки моей матушки Гусыни". Источники сказок, их моральная основа.

Французская литературная сказка XIX века. Сборник "Бабушкины сказки" Ж. Санд.

Жанрово-стилевое многообразие французской литературной сказки XX века. Свобода в выборе героя, сюжета, раскрепощение сказки по форме (повесть-сказка А. Сент-Экзюпери "Маленький принц").

Пути развития английской литературной сказки. Э. Лир – родоначальник английской детской литературы, создатель книги нонсенса.

Новаторство Л. Кэрролла в сказках "Алиса в стране чудес", "Алиса в Зазеркалье".

О. Уайльд-сказочник (сборник "Счастливый принц", "Гранатовый домик").

Сказки Р. Киплинга. Идея покорения человеком природы как центральная в "Книге джунглей".

Воспроизведение детской психологии и логики в сказке А. Милна "Винни-Пух и все остальные".

Фантастическая повесть П. Трэверс "Мери Поппинс". Традиции национального фольклора и литературы абсурда в сказке.

Пути развития немецкой литературной сказки. Канонизация сказки в творчестве братьев Гримм.

Значение сказки в эстетике немецкого романтизма. Сказка как способ отражения реальных противоречий действительности в творчестве Э. Гофмана.

Альманахи сказок В. Гауфа ("Караван", "Харчевня в Шпессарте" и др.).

Немецкая сказка XX века. Г. Фаллада-сказочник.

Жанровая и содержательная сложность фантасмагории Д. Крюса "Тим Талер, или Проданный смех".

Идейно-художественные особенности сказок О. Пройслера для маленьких ("Маленькая Баба-Яга", "Маленький домовой", "Хербе-Большая шляпа" и др.).

Пропаганда сказки в творчестве Э. Кестнера.

Пути развитияскандинавской литературной сказки. Творчество Х.К. Андерсена как явление национальной культуры Дании и мировой культуры.

Мастерство Ц. Топелиуса-сказочника. Отражение особенностей быта, культуры финнов.

"Чудесное путешествие Нильсона Хольгерсона с дикими гусями по Швеции" С. Лагерлеф – значительное явление в развитии шведской детской литературы.

А. Линдгрен – выдающаяся писательница XX века.

Сказочная страна Т. Янссон. Сюжетная взаимосвязь сказок о муммитроллях.

Пути развития амениканской литературной сказки. Современная американская литературная сказка: основные тенденции развития, тематика и проблематика, особенности художественной формы (Л. Баум, Дж. Чиарди).

Джанни Родари —сказочник.


Основная литература

Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. учеб. заведений.  М.: Изд. центр «Академия», 2002.  472 с.

Русская литература для детей / Т.Д. Полозова, Г.П. Туюкина, Т.А. Полозова, М.П. Бархота; под ред. Т.Д. Полозовой.  М.: Изд. центр «Академия», 2000.  512 с.

Зарубежная литература для детей и юношества: в 2-х ч. / Под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской.– М.: Просвещение, 1989


Дополнительная литература

Завьялова В.П. и др. Детская литература. Библ. указатель.– М.: Дет. лит., 1988.

Детская литература / Под ред. Е. Зубаревой.– М.: Просвещение, 1989.

Зарубежная литература: От Эсхила до Флобера.– Воронеж: Рус. речь, 1994.

Сетин Ф.И. История русской детской литературы.– М.: Просвещение, 1990.

Чернявская Я.А., Розанов Н.И. Русская советская детская литература.– Мн.: Вышэйшая школа, 1984.

Акимова А.Н., Акимов В.М. Семидесятые, восьмидесятые: проблемы и искания современной детской прозы.– М.: Дет. лит., 1989.

Александров В.П. Сквозь призму детства: о советской литературе 1970 – 1980-х годов для дошкольников и младших школьников.– М.: Дет. лит., 1988.

Аурила В. Детская литература Литвы.– М.: Дет. лит., 1981.

Бегак Б.А. Дети смеются: очерки о юморе в детской литературе.– М.: Дет. лит., 1979.

Бегак Б.А. Источник человечности: Люди и звери.– М.: Дет. лит., 1986.

Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе.– М.: Дет. лит., 1983.

Брандис Е. От Эзопа до Джанни Родари.– М.: Дет. лит., 1980.

Брауде Л. Сказочники Скандинавии.– Л.: М.: Дет. лит., 1978.

Ганкина Э.З. Художник в современной детской книге.– М.: Книга, 1977.

Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении.– М.: Дет. лит., 1989.

Гуревич Э. Детская литература Белоруссии.– Мн.: Вышэйшая Школа, 1982.

Детская литература (ежегодник).

Детские книги вчера и сегодня: По материалам зарубежной печати / Сост.
Э.З. Ганкина.– М.: Книга, 1988.

Доронова Т. Дошкольникам о художниках детской книги.– .: Просвещение, 1991.

Дулатова А.Н. Методика библиографирования детской художественной книги.– Краснодар, 1992.

Живова З.С., Медведева Н.Б. Воспросы детской литературы и детского чтения. Библиографический указатель.– М., 1977.

Жизнь и творчество А. Барто.– М.: Дет. лит., 1989.

Жизнь и творчество С.Я. Маршака.– М.: Дет. лит., 1975.

Жизнь и творчество Н. Носова.– М.: Дет. лит., 1985.

Жизнь и творчество К. Чуковского.– М.: Дет. лит., 1979.

Ивич А. Природа. Дети.– М.: Дет. лит., 1980.

Иноземцев И.В. Наука в образах.– М.: Дет. лит., 1972.

Маршак С.Я. Воспитание словом.– М.: Дет. лит., 1976.

Мельников Л.Н. Русский детский фольклор.– М.: Просвещение, 1987.

Михалков С.В. Воспитательная сила литературы.– М.: Просвещение, 1983.

Мотяшов И.П. Избранное.– М.: Дет. лит., 1988.

Любинский И.Л. Очерки о советской драматургии для детей.– М.: Дет. лит., 1987.

О детской литературе (ежегодник).

Парандовский Я. Мифология.– М.: Дет. лит., 1971.

Приходько В. Поэт разговаривает с детьми.– М.: Дет. лит., 1979.

Проблемы детской литературы: Межвузовский сборник / Под ред. И. Лупановой.– Петрозаводск, Изд. ПГУ, 1989.

Разумневич В.Л. С книгой по жизни: О творчестве советских детских писателей.– М.: Просвещение, 1986.

Рыбина Е. Библиография литературы для детей и юношества.– М.: МГУ, 1994.

Сивоконь С.И. Веселые наши друзья.– М.: Дет. лит., 1980.

Художники детской книги о себе и своем искусстве: Статьи, рассказы, заметки, выступления.– М.: Книга, 1987.

Шаров А.И. Волшебники приходят к людям.– М.: Дет. лит., 1979.