Реферат: Методические указания для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов екатеринбург - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Методические указания для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов екатеринбург

Остальные рефераты » Методические указания для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов екатеринбург

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ


Приняты Ученым советом ФГОУ ВПО

«Уральская академия государственной службы»

01 декабря 2009 г. Протокол № 6


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Екатеринбург

2009

Методические указания для преподавателей
по организации самостоятельной работы студентов


В настоящее время актуальными становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов.

Ориентация учебного процесса на само­развивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без предостав­ления студентам права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкрет­ной ситуации.

Достижение этой цели невозможно без повышения роли самостоятель­ной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимули­рование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Сущность самостоятельной работы студентов как специфической пе­дагогической конструкции определяется особенностями поставленных в ней учебно-познавательных задач. Следовательно, самостоятельная работа - это не просто самостоятельная деятельность учащихся по усвоению учебного ма­териала, а особая система условий обучения, организуемых препода­вателем.

1. Функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов

Необходимость организации со студентами разнообразной самостоя­тельной деятельности определяется тем, что удается разрешить противоре­чие между трансляцией знаний и их усвоением во взаимосвязи теории и практики.

Самостоятельная работа выполняет ряд функций, к которым относятся:

Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобще­ние к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуаль­ных способностей студентов);

Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

Воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат следующие принципы: развития творческой деятельности, целевого плани­рования, личностно-деятельностного подхода.

Задачи самостоятельной работы студентов:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умения использовать справочную литературу;

развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организо­ванности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к са­моразвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений.

В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по за­данию преподавателя, но без его непосредственного участия.


Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:

индивидуальные занятия (домашние занятия):

изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);

изучение рекомендуемых литературных источников;

конспектирование источников;

выполнение контрольных работ;

работа со словарями и справочниками;

использование аудио- и видеозаписи;

работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;

составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;

составление схем, таблиц, ребусов, кроссвордов для систематизации учебного материала;

выполнение тестовых заданий;

решение задач

подготовка презентаций

ответы на контрольные вопросы;

аннотирование, реферирование, рецензирование текста;

написание эссе, тезисов, докладов;

составление глоссария, кроссворда по конкрет­ной теме;

работа с компьютерными программами;

подготовка к экзамену;

групповая самостоятельная работа студентов:

подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);

анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.

участие в Интернет - конференциях

получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины;


Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рабочей учебной программой и технологической картой дисциплины. Распределение объема времени на внеауди­торную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентиру­ется расписанием.

Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содер­жание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный харак­тер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, инди­видуальные особенности студента.


2. Планирование и организация самостоятельной работы студента


Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их сис­тематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет студентам развивать умения и навыки в усвоении и систематизации приобретаемых знаний, обеспечивать высокий уровень успеваемости в период обучения, получить навыки повы­шения профессионального уровня.


Задачи преподавателя по планированию и организации самостоятельной работы студента:

Составление плана самостоятельной работы студента по дисцип­лине.

Разработка и выдача заданий для самостоятельной работы.

Обучение студентов методам самостоятельной работы

Организация консультаций по выполнению заданий (устный инст­руктаж, письменная инструкция).

Контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной ра­боты студента.


Студент должен знать:

Какие разделы и темы дисциплины предназначены для самостоятельного изучения (полностью или частично);

какие формы самостоятельной работы будут использованы в соответствии с рабочей программой и технологической картой дисциплины;

какая форма контроля и в какие сроки предусмотрена.


Методическими материалами, направляющими самостоятельную ра­боту студентов являются:

рабочая учебная программа дисциплины;

учебно-методический комплекс по дисциплине (практикумы, методические рекомендации по изучению отдельных разделов дисциплины, примеры выполнения домашних заданий, оформления рабочих тетрадей, использования электронных информационных ресурсов);

методические указания по выполнению контрольных работ;

методические указания для студентов по организации самостоятельной работы.


Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы являются обязательной частью учебно-методического комплекса. Цель методических указаний - обратить внимание студента на главное, су­щественное в изучаемой дисциплине, научить связывать теоретические положения с практи­кой, научить конкретным методам и приемам выполнения различных учебных заданий (решение задач, написание тезисов, подготовка презентаций и т.д.).


Примерная структура методических указаний для студентов:

1. Введение, в котором изложены цели и задачи самостоятельной работы применительно к конкретной дисциплине.

2. Список тем курса, предназначенных для самостоятельного изучения; рекомендации по изучению этих тем с указанием форм и сроков контроля.

3. Методы и приемы выполнения отдельных видов учебных заданий.

4. Примеры решений задач, упражнений и др.

5. Критерии оценки отдельных видов учебных заданий.

6. Методика подготовки к экзамену (зачету) в устной форме или в форме итоговой письменной работы.