Малхаз ПАЦАЦИЯ, к.ю.н., доцент, ведущий научный сотрудник Отдела гражданского, арбитражного и административного процесса РАП
Среди важнейших задач судопроизводства особое место занимают обеспечение справедливого судебного разбирательства и проведение его в установленный законом срок. При этом соблюдение норм процессуального законодательства о надлежащем извещении лица напрямую затрагивает и ту и другую – справедливость процесса достигается лишь при обеспечении равного процессуального положения сторон, а без надлежащего их извещения нельзя вести речь о состязательности сторон и даже просто о реальном их участии. В то же время применительно к иностранным лицам процедура извещения имеет ряд особенностей.
Для исчисления сроков по делам с участием иностранных лиц в ч. 3 ст. 253 АПК установлено одно общее правило: если иностранные лица находятся или проживают вне пределов России, срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства, а при отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии договора – не более чем на шесть месяцев. Всякое отступление по вине суда от сроков, указанных в ч.3 ст.253 АПК, может быть оценено как нарушение обязательств по п. 1 ст. 6 Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод, ибо ненадлежащее извещение может вести и к многократному отложению слушания дел, и к отмене судебных актов вышестоящей инстанцией, что непомерно отдаляет вынесение правосудного решения и т.д.
Между тем, известно, что подключение в арбитражный процесс иностранных лиц нередко используется и для недобросовестного затягивания судебного рассмотрения арбитражных дел. В роли затягивающих арбитражный процесс могут выступать не только ответчики, но порой и истцы. Например, выступая в роли ответчика по делу о взыскании задолженности по договору, соответствующее лицо заявляет свой самостоятельный (а не встречный) иск о признании договора недействительным, вовлекая в новое дело под различными предлогами иностранные лица, как правило, в статусе третьих лиц без самостоятельных требований. Несложно придумать конструкцию, когда рассмотрение нового дела и вынесение судебного акта по нему может затронуть некое иностранное лицо (например, в силу п.2 ст.57 Закона РФ "Озалоге"). Привлечение иностранного лица облегчается тем, что на стадии принятия искового заявления суды нередко не вникают (а порой и не могут оценить) во все нюансы спорного правоотношения и во многом механически формируют состав лиц, участвующих в деле: по сути так, как указал истец. После возбуждения нового дела уже не составляет особого труда приостановить рассмотрение первого арбитражного дела, обосновав невозможность рассмотрения дела о взыскании по договору до разрешения дела о признании этого договора недействительным, ибо это соответствует диспозиции нормы п.1 ч.1 ст.143 АПК. Все изложенное выше показывает значимость выработки оптимального подхода к обеспечению правильного и своевременного извещения иностранных лиц.
Долгая дорога извещения
Затяжка рассмотрения дел с участием иностранных лиц (кроме тех, которые происходят из государств СНГ, являющихся участниками Киевского соглашения от 20.03.1992г., ст. 5 которого дает возможность использовать упрощенный вариант извещения) связана в настоящее время, как правило, с тем, что суды еще очень часто используют процедуру извещения их через Минюст РФ, куда направляются переведенные на иностранный язык документы для дальнейшей передачи компетентному органу государства, где зарегистрировано иностранное лицо, для вручения последнему. На каждом этапе эта процедура связана со значительными трудностями. Арбитражные суды ныне по общему правилу не могут сами обеспечить перевод на иностранный язык необходимых документов – об этом необходимо просить кого-либо из лиц, участвующих в деле. На стадии принятия заявления еще и просить никого невозможно, и обеспечение извещения иностранного лица можно начать лишь со стадии первого судебного заседания (что занимает не менее месяца). В случае получения согласия одного из лиц, участвующих в деле, перевод им документов и его нотариальное заверение также занимает как минимум две недели. После чего уже через экспедицию суда материалы направляются в Минюст РФ. И если последний примет материалы, то они следуют далее к адресату. Нередко эта процедура занимает 8-10месяцев и более.
..go home!
С учетом этих сложностей понятно, почему судьи арбитражных судов с очень большой неохотой соглашаются на привлечение иностранных лиц, и прибегают к различным процессуальным уловкам (возврат иска и т.п.), чтобы не быть вовлеченными в процесс, осложненный т.н. иностранным элементом. Однако существуют и правовые подходы к решению данной проблемы. Как показывает судебная практика, арбитражные суды пока не очень активно используют существующие механизмы, альтернативные "минюстовскому". Между тем, в отношениях с 50странами (в т.ч. и такими "популярными", как Кипр, Багамские острова и т.п.)– участницами Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам от 15.11.1965г. (далее– Конвенция о вручении), вступившей в силу для России с 01.12.2001г., появились значительные возможности для ускорения судопроизводства. В соответствии со ст. 0 Конвенции о вручении при условии, если государство местонахождения иностранного лица не возражает, надлежащее извещение возможно и с помощью более удобных способов. Во-первых,свободная посылка судебных документов почтой непосредственно лицам, находящимся за границей, то есть прямое извещение иностранного лица, участвующего в деле, путем почтовой пересылки ему переведенных на иностранный язык процессуальных документов; Во-вторых, организация любым лицом, заинтересованным в судебном разбирательстве, вручения судебного документа непосредственно должностными лицами, судебными чиновниками или другими компетентными лицами запрашиваемого государства. Как правило, в этом случае используются судебные приставы страны нахождения иностранного лица. Факт извещения подтверждается их переведенными на русский язык с проставлением апостилей аффидевитами (письменными показаниями, данными под присягой), заверяемыми нотариусами (см. постановление по делу №КБ-А40/5552-03 ФАС Московского округа от 26.08.2003г.); При использовании этих возможностей срок извещения иностранных лиц сокращается до 1,5-3месяцев.
Минимальные сроки
В связи с этим в судебной практике нередко возникает вопрос, существуют ли т.н. минимальные сроки для извещения иностранных лиц. Дело в том, что многие двусторонние договоры о правовой помощи вообще не содержат сроков для извещения, как например, в силу известных причин весьма популярный договор с Кипром от 19.01.1984г.. В ч.3 ст.253 АПК указан срок "не более, чем на шесть месяцев". В абз.7 ст.15 Конвенции о вручении, как было отмечено выше, указано на период времени "не менее шести месяцев... с даты отправления документов" и он применяется лишь в случаях, предусмотренных п.5 ст.15 Конвенции о вручении. Согласно же норме абз.4 ст.15 Конвенции о вручении речь идет лишь об извещении "в такой период времени, когда ответчик имел достаточное время для защиты". И, наконец, при оценке правового регулирования извещения в порядке, установленном Конвенцией о вручении, необходимо иметь в виду, что в ней урегулированы порядок и сроки извещения ответчиков по делу. Разумеется, эту норму, исходя из требования справедливости, можно трактовать расширительно, распространяя ее на стороны в целом. Однако для распространения этих порядков и сроков и, например, на третьихлиц без самостоятельных требований, достаточных юридических оснований, скорее всего, не имеется. Между тем, именно привлечение к делу иностранных лиц в качестве третьихлиц без самостоятельных требований чаще всего ведет к существенным затяжкам рассмотрения арбитражных дел, лишая тем самым на длительный срок защиты прав и интересов сторон– наиболее заинтересованных участников процесса. Не следует сбрасывать со счетов и то положение (имеющее, впрочем, и более широкое значение), что, поскольку судебный акт не имеет для этих иностранных лиц в случае их неучастия в процессе преюдициального значения, то они не лишены возможности защитить свои права в другом деле.
Другие работы по теме:
Система органов государственной власти по управлению ВЭД в РФ
их функции Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.
Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан
5.4 Правовое положение иностранных граждан в Республике Казахстан В соответствии с нормами Конституции, Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, "О правовом положении иностранных граждан в Республике Казахстан" от 19.06.95г. регулируются вопросы правового положения граждан других государств на территории республики.
Украино - иранские отношения
Исламская Республика Иран признала независимость Украины 25 декабря 1991 года. Протокол про установление дипломатических отношений на уровне посольств был подписан в Киеве 22 января 1992 года.
Тема Кол-во страниц
Алексеева Л. С. Древнеанглийский язык. – М.: Высшая школа, 1971. – С. 59 – 68
Апельсиновая сделка
— название соглашения № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль» от 17 октября 1964 года.[1] Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П.
Министр иностранных дел Австрийской империи и Австро-Венгрии
Министр иностранных дел дел Габсбургской монархии, Австрийской империи и Австро-Венгерской империи — пост отвечающий за внешнюю политику династии Габсбургов с 1727 по 1918. В XVIII и начале XIX веках должность министра назвалась государственный канцлер, позднее она совмещалась с должность главного министра или министра-президента.
Европейский пикник
— демонстрация мира на австрийско-венгерской границе вблизи города Шопрон 19 августа 1989 года. С согласием обеих стран открыли пограничные ворота на старой Братиславской дороге между Санкт-Маргаретен (Бургенланд) и Шопронкёхида (Sopronkőhidal) символически на три часа. На этом же месте австрийский министр иностранных дел Алоиз Мок и его венгерский коллега Дьюла Хорн 27 июня 1989 совместно разрезали пограничный забор, чтобы подчеркнуть начатую Венгрией 2 мая 1989 года ликвидацию наблюдательных сооружений.
Коммунистическая партия иностранных рабочих и крестьян Туркестана
Введение 1 Создание партии 2 1-я партийная конференция 3 2-я партийная конференция 4 3-я партийная конференция 5 Объединение с КПТ Введение Коммунистическая партия иностранных рабочих и крестьян Туркестана (Коммунистическая партия иностранных коммунистов). Возникла в августе 1918 г. в Ташкенте и Самарканде.
Англо-русское соглашение 1907
года Петербургское соглашение 1907 года — разграничивало сферы влияния России и Британской империи в Азии, положило конец «Большой игре» в Азии и завершило складывание тройственной Антанты. Было подписано в Санкт-Петербурге 18 (31) августа 1907 года министром иностранных дел А. П. Извольским и британским послом Артуром Николсоном.
Гаванский акт 1940 года
(О статусе европейских владений на американском континенте) — документ, регулировавший положение европейских колоний в Америке в условиях Второй мировой войны. Был подписан 29 июля на Втором консультативном совещании министров иностранных дел американских государств в Гаване, проходившем с 21 по 30 июля.
Дебу, Ипполит Матвеевич
— петрашевец (1824(1824)—1890). Учился на камеральном факультете Петербургского университета; служил в азиатском департаменте министерства иностранных дел. В 1849 г. был арестован по делу Петрашевского и приговорен к смертной казни «за участие в преступных замыслах, распространение зловредных учений и за хранение у себя в высшей степени возмутительных сочинений».
Макензен, Ганс Георг фон
Введение 1 Биография 2 Образование 3 Карьера в армии 4 Карьера в МИД Введение Ганс Георг фон Макензен (26 января 1883, Берлин, Германская империя — 28 сентября 1947, Констанц, Баден, ФРГ) — немецкий государственный деятель. Капитан (1919). Группенфюрер СС (1942).
Министр иностранных дел Великобритании
Введение 1 Пост министра 2 Министры иностранных дел в 1782-1801 3 Министры иностранных дел в 1801-1900 4 Министры иностранных дел в 1900-1968 5 Министры иностранных дел и по делам Содружества Наций с 1968
Риттер, Карл дипломат
Карл Ри́ттер (нем. Karl Ritter; 5 июня 1883 года, Дёрфларас, Верхняя Франкония — 31 июля 1968 года, Мурнау, Верхняя Бавария, ФРГ) — дипломат, руководящий сотрудник Имперского министерства иностранных дел Германии.
Союз трёх императоров
— совокупность соглашений между Россией, Германией и Австро-Венгрией, заключённых в 1873, 1881 и 1884 годах. Первый договор 1873 года 25 мая (6 июня) 1873 года во время визита царя и министра иностранных дел России А. М. Горчакова в Вену Александр II и Франц Иосиф I подписали в Шёнбруннском дворце (под Веной) соглашение.
Закавказская Демократическая Федеративная Республика
Закавказская Демократическая Федеративная Республика Закавка́зская Демократи́ческая Федерати́вная Респу́блика ЗДФР ) — государственное образование в Закавказье, провозглашённое Закавказским сеймом 22 апреля 1918 года. Правительство и министерство иностранных дел ЗФДР возглавил А.
Рейхштадтское соглашение
Рейхштадтское соглашение — секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу, заключенное 26 июня (8 июля) 1876 года при встрече императора Александра II и министра иностранных дел князя А. М. Горчакова с австрийским императором Францем Иосифом и министром иностранных дел Д.
Министр иностранных дел США
Министр иностранных дел США , точнее Секретарь иностранных дел Соединённых Штатов Америки (англ. United States Secretary of Foreign Affairs) — министерский пост, существовавший в правительстве Соединенных Штатов Америки с 10 января 1781 по 15 сентября 1789, отвечавший за иностранные дела и ведавший внешними сношениями.
Экономический кризис в Грузии 2008 2010
Экономический кризис в Грузии — экономический кризис в Грузии 2008—2010 годов, произошедший на фоне мирового экономического кризиса. Ход кризиса Развившийся с начала 2008 года мировой экономический кризис отразился на экономике Грузии.[1] С весны 2008 возникли проблемы с финансовыми ресурсами, упала инвестиционная активность, сократилось потребление.[1]
Эрдмансдорф, Отто фон
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Отто фон Эрдмансдорф (нем. Otto Erdmannsdorf), полное имя: Отто Бернгард Густав фон Эрдмансдорф (22 октября 1888 года, Дрезден, Германская империя — 30 декабря 1978 года, Штарнберг, Верхняя Бавария, ФРГ), дипломат, руководящий сотрудник Имперского министерства иностранных дел Германии.
Платно царское
— царские регалии; одежда, входящая в состав Большого наряда. Употреблялась в особо торжественных случаях: при венчании на царство, при встречах иностранных послов, во время праздников.
Жоржи, Паолу Тейшейра
Паолу Тейшейра Жоржи (порт. Paulo Teixeira Jorge; 1934, Бенгела, Ангола — 26 июня 2010, Луанда, Ангола) — ангольский политик, министр иностранных дел Республики Ангола (1976—1984).
Лизакевич, Василий Григорьевич
Василий Григорьевич Лизакевич (1737—1815) — российский дипломат, Действительный статский советник (с 1799 г.). Биография В 1758 поступил на службу в Коллегию иностранных дел Российской империи.
Чемоданов, Иван Иванович
Иван Иванович Чемоданов — русский дипломат, стольник и переславский наместник, русский посол в Венеции. Биография Был сыном Ивана Чемоданова, постельничего при царе Михаиле Фёдоровиче. За участие в обороне Москвы в ходе Русско-польской войны в 1618 году пожалован вотчиной. В 1625—1644 годы неоднократно был рындой на приёмах иностранных послов.
Пак Хон Ён
(박헌영 (朴憲永), май 1900, Есан — 5 декабря 1956, КНДР) — корейский революционер, руководитель Трудовой партии Южной Кореи, первый министр иностранных дел КНДР.
Альтести, Андрей Иванович
Андрей Иванович Альтести — государственный деятель Российской империи. Андрей Иванович Альтести родился в городе Рагуза в середине XVIII века. Во времена правления императрицы Екатерины II Альтести вступил в русскую службу в Коллегию иностранных дел. Андрей Иванович Альтести исполнял (вместе с Грибовским и Рибасом) обязанности секретаря практически всесильного в то время Платона Александровича Зубова и пользовался его полным доверием.
Заключение договора на торгах
Статья 447 ГК РФ: . договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.