КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Кризис
| Факторы, детерминирующие кризис | Способы преодоления |
Кризис учебно-профессональной ориентации (14-15 или 16-17 лет) на стадии оптации. | Невозможность реализовать свои профессиональные намерения. Выбор профессии без учета своих индивидуально-психологических особенностей и психофизиологических свойств. Ситуативный выбор профессионального учебного заведения. | Психологически компетентное профессиональное консультирование. Коррекция профессиональных намерений. |
Кризис профессионального выбора (16-18 лет или 19-21 год) на стадии профессионального образования. | Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизни. Перестройка ведущей деятельности. | Активизация учебно-позновательной деятельности. Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии. |
Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет или 21-23 года) на стадии оптации | Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. | Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и концепции. Смена специальности и профессии. |
Кризис профессионального роста (30-33 года) на стадии первичной профессионализации. | Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и своим профессиональным ростом. Потребность в профессиональном самоутверждении и трудности ее удовлетворения. | Повышение социально- профессиональной активности и квалификации. Смена места работы и вида деятельности. |
Кризис профессиональной карьеры (38-40 лет) на стадии вторичной профессионализации. | Неудовлетворенность своим социально- профессиональным статусом, должностью. Новая доминанта профессиональных ценностей. Кризис возрастного развития. | Повышение социально- профессиональной активности. Выработка индивидуального способа деятельности, качественное улучшение способов выполняемой деятельности. Освоение новой специальности, повышение квалификации. Переход на новую работу. |
Кризис социально- профессиональной самоактуализации (48-50 лет) на стадии мастерства. | Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации. Недовольство своим социально-профессиональным статусом. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации. | Переход на инновационный уровень выполнения деятельности. Сверхнормативная социально-профессиональная активность. Смена профессиональной позиции. |
Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) на стадии утраты профессии. | Уход на пенсию и новая социальная роль. Сужение социально- профессионального поля. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. | Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионерам. Вовлечение в общественно полезную деятельность. |
Как видно из таблицы, преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем:
развитие психологической компетентности
разработка альтернативных сценариев профессиональной жизни
повышения профессиональной активности
создания оптимистической профессиональной перспективы усиления «авторства»своей профессиональной жизни
определения новых смыслов профессиональной деятельности
постоянного повышения своей квалификации
снижения уровня притязаний
самосохранения профессиональной целостности личности, предвидения возможных трудностей и потерь, вынужденного увольнения или смены профессии
предупреждения возможных деформаций, кризисов и др.
Таким образом, можно выделить ряд типичных психологических проблем, порождающих внутриличностные конфликты профессионального самоопределения:
рассогласование идеального и реального образа профессии и самооценки: « Я - реального», «Я - возможного» и «Я -деформированного»
несоответствие профессиональной квалификации уровню притязаний в области карьеры, материального и морального поощрения
неправильный, вынужденный выбор профессии, места работы и должности
противоречия между осознаваемыми составляющими профессионального сознания.
Список используемой литературы
1. Основы профессиональной ориентации: учеб. Пособие для вузов/ Б.С. Волков.- М.: Академический Проект, 2007.-333с.
4
Другие работы по теме:
Этика Аристотеля 2
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования <<Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарёва>>
Аграрные кризисы 2
Капиталистические товарные отношения охватывают и сельское хозяйство, поэтому оно также является сферой действия законов капиталистического воспроизводства. Периодические кризисы перепроизводства оказывают прямое влияние на процесс производства в сельском хозяйстве. Часто кризис, начавшийся в промышленности, торговле или сфере денежного обращения, охватывает и сельское хозяйство.
Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения 2
1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения В современной литературе еще не установилось общепризнанного представления о кризисах в развитии социально-экономической системы. Существует точка зрения, что кризисы являются характерной чертой капиталистического способа производства и должны отсутствовать при социалистическом.
Аграрный кризис
Влияние периодических кризисов капиталистического перепроизводства на процесс производства в сельском хозяйстве: сокращение выпуска, снижение цен на продукты полеводства и животноводства, массовое разорение фермеров. Преодоление переломного периода.
Профессиональное самосознание продавца
В статье рассматривается один из основных способов обучения персонала – бизнес-тренинг. Обосновывается необходимость развития на тренингах не только навыков работы с клиентами, но и профессионального самосознания продавцов.
Специфика кризисов личности в ранней взрослости
Специфика подходов возрастной периодизации заключается в соотношении биологического и социального в формировании психики и, как следствии, - в характере самих моментов перехода со стадии на другую.
Психологическая диагностика как наука
Исторические корни современной психодиагностики. Предмет психодиагностики как научного знания. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Кризисы профессионального становления личности
Типология кризисов личности В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные термины. Как синонимы употребляются понятия «возрастные кризисы» и «кризисы психического развития».
Детерминанты профессиональной деформации личности
Профессиональная деформация личности – это изменения качеств личности которые появляются под влиянием выполнения профессиональной роли. Профессиональная деятельность человека – одно из ведущих проявлений активной личности. Профессиональная деформация может отличаться своей направленностью, носить положительный или отрицательный характер.
Кризисы профессионального становления
Типология кризисов личности и их преодоление. Психологические особенности переломных моментов профессионального становления и факторы, влияющие на них. Краткий анализ интерпретации различных расстройств личности. Проведение психологических тренингов.
Теория личности А.Н.Леонтьева
Понятие индивида. Индивидуализация индивида. Структура индивида. Процесс формирования личности. Процесс объединения, связывания деятельностей индивида. Этапы формирования личности. Понятие личности. Развитие процесса целеобразования, действий субъекта.
Аутоагрессия и ее профилактика
Аутоагрессия как одна из разновидностей агрессивного поведения, ее проявление в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. Причины, побуждающие подростков к совершению суицидальных поступков. Профилактика суицидального поведения подростков.
Управление кризисами при помощи pr
Поскольку социальные кризисы, как правило, вызываются действием человеческого фактора, они имеют много общих черт. Говорят, что эти кризисы все равно, что драмы, только с большим количеством вариаций основных сюжетных линий и развязок
Феномен психологической мотивации в управлении персоналом
Стандарты продуктивной межличностной, межгрупповой социальной и профессиональной коммуникаций. Особенности переговорного процесса в сфере управления. Нравственный компонент управленческой деятельности. Мотивационный менеджмент и управление персоналом.
Формирование личности американского школьника
Творчество американского писателя Дж. Сэлинджера приходится на середину XX века, но его произведения близки и понятны современной молодежи. Сэлинджера очень волновала проблема становления молодого человека, его сложного духовного мира.
Понятие трудового коллектива и его управления
Трудовой коллектив - , по российскому законодательству все граждане, участвующие своим трудом в деятельности предприятия на основе трудового договора. Трудовой коллектив решает вопросы заключения коллективного договора с администрацией, самоуправления трудового коллектива, предоставления работникам предприятия социальных льгот из фонда трудового коллектива и т. д.
Коллективное использование произведений
Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Южно–Уральский Государственный Университет Златоустовский Филиал Факультет Экономики и Права
Цикличность экономического развития 3
Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры. Периоды повышения экономической активности характеризуются преимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономической активности — началом преимущественно интенсивного развития.