Работа по психологии. Балеева Анита, ГМУ-52
Принцип детерминизма (от лат.determino— определяю)состоит в том, что объяснение какого-либо феномена или события строится на раскрытии его причинно-следственных связей с другими феноменами или событиями и анализе закономерного взаимодействия эмпирически установленных факторов, обуславливающих его возникновение.
Принцип детерминизма в психологии выражается в следующих формах:
1) принцип детерминизма как учение о причинности — актуальное состояние психики и поведение индивида детерминировано (обусловлено) предшествующими событиями его жизни, а все многообразие наблюдаемых феноменов человеческой жизнедеятельности определяется взаимодействием двух групп факторов: наследственности и окружающей биосоциальной среды (система воспитания в семье, культурное окружение ребенка, институты социализации и т.д.). Принцип детерминизма предполагает влияние на психические процессы как внешней среды, так и внутреннего мира личности. В качестве детерминант внутреннего мира могут выступать мотивы, потребности, ценности и т.д. Данные детерминанты предопределяют конечный результат деятельности, опосредованно влияя на внешние условия и внося изменения в систему связей и отношений с окружающим миром. Указанная взаимосвязь и взаимовлияние внешних и внутренних факторов развития личности получила название “взаимного детерминизма”;
2) статистический детерминизм — одинаковые причины порождают различные (в известных пределах) эффекты, подчиненные статистическим закономерностям (вероятностная причинность);
3) детерминизм типа обратной связи — следствие оказывает влияние на вызвавшую его причину;
4) целевой детерминизм — цель, предваряющая результат, детерминирует процесс его достижения, определяет выбор средств и стратегий;
5) системный детерминизм — отдельные элементы системы зависят от свойств всей системы.
Принцип системностисостоит в том, что явления действительности необходимо рассматривать в их взаимосвязи и взаимовлиянии с элементами той целостной системы, в состав которой они входят, придавая ей новые свойства. Исследуемый объект рассматривается как организованная целостность или как структурный и функциональный элемент этой целостности.
В основе системного подхода лежат следующие постулаты:
1) развитие психики идет от всеобщего к специфическому;
2) психическая целостность и ее возникновение подчиняется определенным законам;
3) отдельные элементы психики возникают из целого;
4) психические явления, как часть целого, обладают свойствами, отличными от свойств отдельно взятого психического явления;
5) целостная система обладает не только свойствами ее отдельных компонентов, но и собственными свойствами.
Принцип развития или генетический принцип состоит в признании закономерного характера изменения исследуемых психических феноменов, их перехода от одного уровня организации к другому, возникновения новых форм психических явлений и процессов. Правильное понимание понятия “психика” может быть достигнуто только при рассмотрении ее как результата действия и продукта развития.
Принцип единства сознания и деятельности, характерный для отечественной психологической школы состоит в том, что сознание и деятельность, не являясь тождественными или противоположными понятиями, образуют единство. Сознание при этом образует динамические модели деятельности, на основании которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.
На основе принципа единства сознания и деятельности возможно выяснение внутренних психологических механизмов, обеспечивающих успешность достижения целей действий, открытие объективных закономерностей психики.
Другие работы по теме:
О методах исследований в психологии
Истоки психологии можно проследить уже у древних греков и римлян. Более двух тысяч лет назад философы вели дискуссии по поводу примерно тех же вопросов, которые и сейчас занимают психологов.
Методы психологии труда
Метод наблюдения. Метод опроса. Лабораторный эксперимент. Методы построения простых и сложных теоретических объектов. Преобразующие или конструктивные методы психологии труда.
Кризис психологии
Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта.
Индивидуальная психология (А.Адлер)
Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.
Рефлексологическая теория (В.М.Бехтерев)
Рефлексологическая теория – естественнонаучное направление в психологии и психологии личности, получившее развитие в России в первой половине XX в. Основатель рефлексологической теории - Бехтерев
Психология управления как наука
Источники зарождения психологии управления как науки. Фундамент психологии управления. Основные элементы управленческого процесса. Предмет психологии управления.
Бихевиаризм
Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение»; ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.
Петровский Артур Владимирович
Психология аномального развития Львов Денис 421группа АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ ПЕТРОВСКИЙ Краткая биография Артур Владимирович Петровский родился в 1924 году в Севастополе, затем жил и учился в Москве. В 1947 году окончил Московский педагогический институт.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Психология как наука. Её место в системе наук
Билет 1.. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Само название предмета в переводе с древнегреческого означает " psyche " - душа, " logos " - наука, учение, то есть - "наука о душе".
План урока по психологии
2ПЛАН УРОКА ПО ПСИХОЛОГИИ. Дата: 01.09.98. Номер урока: 1. Тема: "Ощущение". Тип урока: Урок овладения учащимися новыми знаниями (по типологии
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Таблица Развитие психологии в рамках философии
Таблица 1. Развитие психологии в рамках философии ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ 6 век до нашей эры – 5 век нашей эры Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма, - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических явлениях и процессах – ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз).
Когнитивный подход в психологии 2
Когнитивный подход (в психологии) [англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] — современный подход в психологических исследованиях, в рамках которого предполагается, что основную роль в поведении человека играют знания, или репрезентации объектов внешнего мира. Хотя сам термин К. п. стал активно употребляться лишь в 1960-х гг., элементы этого подхода присутствовали в гораздо более ранних работах.
Документ является демонстрационной версией
Все больше осознается мысль о том, что психология – не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких теоретических вопросов, а важное звено в образовании всякого специалиста, в том числе и юриста
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.