Рекомендации по работе с детьми у которых выявляется
повышенный уровень тревожности.
Ö Часто школьников с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.
Ö Школьнику предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.
Ö Необходимо учить таких детей продуктивной работе, само отвлечению от своих страхов мешающих этому, чувству нужного пути в своей деятельности, не отвлеченного в ложную сторону страхами различной природы.
Ö Школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.
Ö В трудной ситуации школьнику предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе». (этот прием оказывается особенно эффективным для юношей)
Ö Школьнику объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.
Ö Необходимо различными путями поднимать самооценку школьника и менять его мотивацию, в этой работе большое значение имеет тесное сотрудничество психолога с учителями и родителями школьника.
Ö Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Школьнику дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно – мышечного напряжения.
Ö Рассказывают о значении ритмичного дыхания, предлагают способы использования дыхания для снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох; в случае сильного напряжения сделать глубокий выдох вдвое длиннее; в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 секунд.
Ö Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.
Ö В процессе беседы с психологом, а также в некоторых других, априорно «спокойных» ситуациях, школьнику предлагается играть очень сильную тревогу, страх, делая это как бы дурачась.
Ö Известно, что одним из моментов результативной деятельности тревожных людей, является то, что они сосредоточены не только на её выполнении, но в большей степени на том, как они выглядят со стороны. В связи с этим необходимо тренировать у них умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя. Необходимо также обучать школьника умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения». Используется такой прием, когда некоторые ситуации предлагается рассматривать как своего рода тренировочные, в которых он может поучиться владеть собой для предстоящих более серьезных испытаний.
Ö Необходимо постоянно работать с такими детьми, пока симптомы тревожности не исчезнут из поведения ребенка. Необходимо учить такого ребенка находить в своем поведении причины этой тревожности, и устранять их.
Другие работы по теме:
Психологические особенности хоккейных судей
Деятельность хоккейного судьи осуществляется на фоне высокой ответственности за принимаемые решения. В зависимости от типологических особенностей личности судьи на его действия оказывают влияние сбивающие факторы: поведение зрителей, спортсменов.
Неблагополучные семьи
Мир "неблагополучной семьи" глазами самого ребенкаМир "неблагополучной семьи" глазами самого ребенка Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.
Диагностика и выявление стресса
Психологический (эмоциональный стресс) возникает в ответ на значимые внутренние или внешние факторы. Между тем стрессовые реакции не всегда можно увидеть невооруженным глазом. Часто они подавляются и удаляются в сферу бессознательных чувств.
Онтология и психология жизнедеятельности человека
Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.
Опасность школьной дезадаптации
Неравномерность развития, как закон диалектики, распространяется и на личность: нет похожих людей, нет одинакового уровня развития и образования. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников.
Эмоциональные состояния
Психологические тесты астенических эмоциональных состояний. Эмоциональные процессы. Тревожность. Шкала Спилбергера-Ханина. Агрессивность и враждебность. Психологический тест Басса-Дарки.
Великолепная дюжина
Психологический анализ воспитательного мероприятия. ТЕМА: Великолепная дюжина. Цель: выявить и развить имеющиеся представления детей, их кругозор.
Тревожность младшего школьника
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы исследования состояния тревожности §1. Понятие «тревожность», её виды, отличие от страха…………….5
Занятие для школьников на тему Как преодолеть тревогу
Развивающее занятие по психологии на тему: "Как преодолевать тревогу" Задачи : Обучение школьника приемам овладения волнением, повышенной тревожностью, расширение функциональных возможностей, формирование необходимых навыков, умений, знаний, ведущих к повышению результативности деятельности, созданию “запаса прочности”.
Тревожность подростков
Доклад (психология) Обратиться к данной теме нашего доклада побудило то актуальное обстоятельство, что тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения.
Основные подходы к определению тревожности
Основные подходы к определению тревожности Проблеме тревожности посвящено очень большое количество исследований, причём не только в психологии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме увеличивается в геометрической прогрессии.
Тревожность подростков
Тревожный ребёнок. Тревога как состояние и тревожность как свойство личности. Факторы, влияющие на появление тревожности у детей. В переживаниях тревожных школьников выраженными - чувства зависимости и вины и невыраженным – защищенности.
Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома
Использование результатов корреляционного анализа в преодолении иждивенческой позиции воспитанников детского дома. Сравнение сюжетно-ролевых игр детей в ДОУ и детском доме. Применение курса "Сказка" в развитии личности младших школьников из детского дома.
Тревожность
Слово «тревожный» отмечается в словарях т с 1771г. Один из авторов полагает, что слово тревога обозначает трижды повторяющийся сигнал об опасности со стороны противника.
Психология личности подростка
Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Факультет иностранных языков ЗАЧЕТНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Повышение самооценки
ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность. Тревожный человек испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Исследование дезадаптации младших школьников
Организация и методы исследования проблем социальной дезадаптации младших школьников. Диагностика настроения как эмоционального состояния личности. Выявление уровней тревожности, фрустрированности и ригидности подростков. Результаты коррекционной работы.
Структура отитов у детей по данным ЛОР-отделения ПЦ НЦМ-РБ
Макаров.С.Н., Аммосова.Е.П., Петров.И.Ф. Медицинский институт ЯГУ, ПЦ НЦМ-РБ №1 Заболевания ЛОР - органов является наиболее распространенной патологией у детей. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) каждый четвертый ребенок подвергнут заболеваниям ЛОР органов.
Триптофан
Ранее использовался в качестве природного снотворного, так как обладает успокаивающим действием. Триптофан распадается до серотонина - нейромедиатора, который погружает животных в сон.
Сергей Прокофьев
Сочинение-миниатюра с элементами биографии В музыке, так же, как и в литературе, есть много прекрасных произведений, созданных для детей. Почти все композиторы в своем творчестве обращаются к детской тематике, наверное потому, что им приятно вспоминать свое детство. Одним из таких выдающихся композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев, который уже в 5 лет сам начал сочинять музыку.
Золотой луг
М. М. Пришвин написал много книг о природе. Своими произведениями он приближает жизнь природы к жизни детей, стремится сделать её доступной, интересной и понятной им.
Просто так, сказки для маленьких детей
«Просто так, сказки для маленьких детей» Дж. Р. Киплинга — это сказки о животных, наполненные юмором. В них тесно переплетаются сказочное и обыденное. Автор на вопросы «как?» и «почему?» даёт свои неожиданные ответы и рассказывает, например, о том, откуда у слона взялся хобот, отчего леопард стал пятнистым, как появились домашние животные.
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Операция Питер Пэн
(англ. Operation Peter Pan, исп. Operaciуn Peter Pan или Operaciуn Pedro Pan) — операция по вывозу 14 тысяч детей с революционной Кубы в начале 1960-х годов, координируемая правительством США, ЦРУ и властями католической церкви города Майами. Эта операция была проведена в рамках идеологической кампании против Кубы: кубинские родители, напуганные слухами о том, что новый режим будет отнимать у них детей, сами давали разрешение на вывоз своих детей в США.