Реферат: Ценностные ориентации современной молодёжи 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Ценностные ориентации современной молодёжи 2

Рефераты по психологии » Ценностные ориентации современной молодёжи 2

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Тюменский государственный университет»

Институт психологии, педагогики и соц. управления


Научная статья на тему «Ценностные ориентации современной молодёжи».


Выполнила: Устюгова А.В., 2963-1

Проверила: проф. Алексеева Л.В.


Тюмень, 2010 год

Используемая методика и ее описание

Гипотеза исследования: у современной молодежи будут наблюдаться различия в ценностных ориентациях по гендерному признаку.

Исследование проводилось в марте 2010 года среди юношей и девушек 18-23 лет. В исследовании приняли участие 40 человек, среди них 20 юношей и 20 девушек.

Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику “Ценностные ориентации” Милтона Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности.

Методика М.Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич различает два вида ценностей:

а) терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует радиационному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Испытуемым предлагается последовательно ранжировать 18 наименований терминальных ценностей (цели жизни) и 18 наименований инструментальных ценностей (средства достижения жизненных целей). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека.

Списки ценностных ориентаций выдавались 40 испытуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого (см. приложение). Первая указанная в списке ценность получает 1 балл, вторая – 2 балла и так до последней (18 баллов). Подсчитывается среднее арифметическое по каждой ценности. Ценности, получившие 1-6 баллов – значимые; 7-12 баллов – менее значимые; 13-18 баллов – принебрегаемые.

Терминальные ценности:

1) активная, деятельная жизнь;

2) жизненная мудрость (зрелость суждений, здравый смысл, достигаемые жиз­ненным опытом);

3) здоровье (физическое и психическое);

4) интересная работа;

5) красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

6) любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7) материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8) наличие хороших и верных друзей;

9) общая хорошая обстановка в стране, в обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

10) общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

11) познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

12) равенство (равные возможности для всех);

13) самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

14) свобода (независимость в поступках и действиях);

15) счастливая семейная жизнь;

16) творчество (возможность творческой деятельности);

17) уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

18) удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений).

Инструментальные ценности:

1) аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

2) воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

3) высокие запросы;

4) чувство юмора;

5) исполнительность (дисциплинированность);

6) независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

7) непримиримость к недостаткам в себе и в других;

8) образованность (широта знаний, высокая общая культура);

9) ответственность (чувство долга, умение держать слово);

10) рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

11) самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

12) смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

13) твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

14) терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки;

15) широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы);

16) честность;

17) эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

18) чуткость, умение понять другого человека.


Анализ полученных данных


После обработки данных мы получили следующие результаты:



Наиболее значимые терминальные ценности

Среднее значение

девушки

юноши

здоровье 2,15 2,65
любовь 4,35 8,65
материально обеспеченная жизнь 5,9 2
счастливая семейная жизнь 5,5 6,85
наличие хороших друзей 6,05 4
развлечения 12,05 5,75
свобода 9 6,2
активная деятельная жизнь 7,75 5,2
Наиболее значимые инструментальные ценности девушки юноши
независимость 8,2 2
твердая воля 8,55 3,1
жизнерадостность 7,85 4,35
честность 7,05 6,4
образованность 5,7 8,5
Менее значимые терминальные ценности девушки юноши
уверенность в себе 9 8,35
жизненная мудрость 10,45 14,25
развитие 10,65 13
интересная работа 10,2 10,35

продуктивная

жизнь

11,1 12,8
общественное призвание 10,7 8,5
познание 10,95 12,75

Менее значимые инструментальные ценности

девушки

юноши

смелость в отстаиваниях своего мнения 7,1 11,55
самоконтроль 8,45 7,05
ответственность 7,95 9,45
широта взглядов 10,7 8,15
эффективность в делах 10,35 7,8
терпимость 11,25 11,95
чуткость 9,55 15,7
аккуратность 11 14,3
воспитанность 7,75 13,55
высокие запросы 12,75 11,51
рационализм 10,15 7,45
исполнительность 12,05 11,1
Принебрегаемые терминальные ценности

красота природы и искусства 14,35 17,25
счастье других 15,35 16,75
творчество 15,5 16,3
Принебрегаемые инструментальные ценности

непримиримость к недостаткам в себе и других 16,8 17,5

Вывод

По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек имеют как общие черты, так и различия. Среди основных общих черт можно выделить наиболее явственные: высокое значение таких ценностей как “здоровье”, “наличие хороших и верных друзей”, “материально обеспеченная жизнь, и на последнем месте значимости “счастье других”, “красота природы и искусства”, “творчество”, “непримиримость к недостаткам в себе и других”.

Рассмотрим наиболее значимые ценности. Так на первом месте выделяются здоровье (90% девушек, 90% юношей), любовь (85% девушек и только 25% юношей), материальная обеспеченность (60% девушек, 100% юношей), счастливая семейная жизнь (75% девушек и только 45% юношей), наличие хороших друзей (65% девушек, 90% юношей). Юноши в отличии от девушек к более значимым ценностям отнесли еще развлечения (0% девушек, 60% юношей), свободу (35% девушек, 60% юношей), активную деятельную жизнь (40% девушек, 85% юношей). Среди инструментальных ценностей еще больше отличий: образованность (65% девушек, 2% юношей), независимость (35% девушек, 100% юношей), твердая воля (45% девушек, 80% юношей), честность (60% девушек, 70% юношей), чуткость (35% девушек, 0% юношей), аккуратность (45% девушек, 5% юношей), воспитанность (55% девушек, 5% юношей).

Так при рассмотрении различий можно выделить ряд особенностей, более характерных для мужчин и для женщин. Так, для юношей выше значение “независимости” (100% юн., 35% дев.), “наличия хороших друзей” (90% юн., 65% дев.), “материально обеспеченной жизни” (100% юн., 60% дев.), а для девушек более значимы такие ценности как “любовь” (85% дев., 25% юн.), “счастливая семейная жизнь” (75% дев., 45% юн.), “воспитанность”(55% д., 5% юн.), “чуткость”(35% д., 0% юн.), “аккуратность” (45% д., 5% юн.).

То, что у юношей на первом месте стоит ценность материально обеспеченной жизни или по-другому финансовой независимости, можно объяснить тем, что они рассчитывают только на свои силы, тогда как многие девушки планируют обеспечить свое будущее путем удачного замужества.

Некоторые закономерности полового разделения труда, дифференциация мужских и женских социальных ролей, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) влияют на различные аспекты социального поведения, общественной жизни, и тем самым предполагают формирование различий в ценностях юношей и девушек.

Таким образом, в результате анализа данных, полученных при исследовании ценностных ориентаций молодежи, мы сделали следующий вывод: различия между ценностными ориентациями юношей и девушек хотя и невелики, но все-таки существуют, что является подтверждением нашей гипотезы.