ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Методы оценки мышления у подростков.
При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к подрастающему возрасту, а именно - умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоятельство требует обратить особое внимание на те виды мышления, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут относиться математические, лингвинические и технические способности, которые легко могут быть оценены у подростков при помощи известных тестов.
2.2.Организация и методы исследования.
В соответствии с поставленными в исследовании задачами нами было разработана программа исследования, состоящая из этапов:
1. Изучаем уровень логической связи построенных на абстрактных связях.
2. Анализ полученных результатов.
Нами было опрошено ровно 35 подростков. Опрашивались подростки и ученики старших классов ТСШ №1.
Для решения заявленной проблемы в психологии используется психологический тест «сложные аналогии» Э.Р. Ахмеджанова.
Цель: диагностика абстрактного мышления в подростковом возрасте.
Возрастной аспект: применяется для исследования подростков.
Содержание методики: обследуемым подросткам предлагается на бланке 20 пар слов, отношение между которыми построены на абстрактных связях, на этом же бланке в «образце» расположены 6 пар слов, каждый из которых присущи определенные отношения. Например, «Овца-стадо» - часть и целое, «Малина- ягода» - определение, «Море- океан» - различается в количественном отношении и т. д. В части «Материал» расположены пары слов, принцип связи которых подростки должны сопоставить с одним из образцов. Например, «Голова-роман» аналогично «Овца-стадо» (указать номер аналогичного образца: «Глава-роман» - 1).
Время выполнения работы 3 мин. Оценка производиться по количеству правильных ответов.
Правильные ответы к методике см. в приложении 2.
Образец:
1. Овца- стадо.
2. Малина-ягода.
3. Море-океан.
4. Свет-темнота.
5. Отравление-смерть.
6. Враг-неприятель.
Материалы:
1. Испуг-бегство. 6. Пара-два.
2.Физика-наука. 7. Слово-фраза.
3. Правильно-верно. 8. Бодрость-вялость.
4. Грядка-огород. 9. Свобода-независимость.
5. Похвала-брань. 10. Месть-поджог.
11. Десять-число. 16. Прохлада-мороз.
12. Праздность-безделье. 17. Обман-недоверие.
13. Глава-роман. 18. Пение-искусство.
14. Покой-движение. 19. Капля-дождь.
15. Бережливость-скупость. 20. Радость-печаль.
2.3. Анализ и обработка полученных результатов.
Обработка результатов заключается в подсчете правильных ответов.
Результаты исследования в ТСШ № 1 оказались следующими:
11 подростков из 35 опрошенных набрали 5 баллов. Считается, что подростки имеют очень высокий уровень логически-понятийного мышления, безошибочно «улавливается» логика понятий в своих и чужих рассуждениях (0 ошибок).
4 балла набрали 9 подростков. Хороший уровень, умеют логически четко выражать свои мысли в понятиях (1 ошибка).
У 7 подростков сумма баллов была 3+. Хорошая норма большинства подростков, иногда бывает неточность в использовании понятий (2 ошибки).
5 подростков набрали 3 балла. Средняя норма, допускаются ошибки, неточность в использовании понятий (3-4 ошибок).
3- балла набрали 3 подростка. Низкая норма, часто «путанно», нечто выражает свои мысли и неверно понимает чужие сложные рассуждения (5-6 ошибок).
Ниже 3- балла ни у одного подростка не было, то есть это означает, что ниже среднего уровня понятийного мышления нет ( 7 и более ошибок).
Таким образом, из исследования видно – все подростки справились с заданием. У большинства подростков понятийное мышление на высоком, хорошем и среднем уровне, улавливают логику понятий в своих и чужих рассуждениях. И только у троих подростков низкая норма, они выражают свои мысли путанно и неточно понимают чужие рассуждения. А ниже низкой нормы ни у одного подростка не было.
28
Другие работы по теме:
Коэффициенты демографической нагрузки
Коэффициенты демографической нагрузки это соотношение численности лиц в нетрудоспособном возрасте (лица пенсионного возрасти или еще не вступили в трудоспособный возраст) к численности населения в трудоспособном возрасте.
Половое любопытство
Интерес к половым различиям свойственен практически всем здоровым детям и способствует формированию полового самосознания.
Проявления детской сексуальности
Проявления сексуальности начинаются задолго до рождения и продолжаются до конца жизни. Все новорожденные испытывают сильные гормональные изменения. За день-два до появления ребенка на свет уровни тестостерона и эстрогена у него заметно падают.
Акцентуации характера
Общие сведения и тестирование акцентуаций характера. Акцентуации характера. Возможность психопатии.
Синдром саморазрушения
Психологи совместно со специалистами страховых компаний установили, что до 60 процентов бытовых травм люди получают по своей же собственной вине.
Черный юмор в подростковом возрасте
НОУ ВПО «Пермский гуманитарно-технологический институт» Реферат Тема: «Черный юмор» в подростковом возрасте» Дисциплина: Психология отклоняющего поведения
Психологические особенности общения в подростковом возрасте
Исследование механизмов творческой самореализации подростков. Факторы, влияющие на психологические особенности общения в подростковом возрасте. Роль творческих способностей в выборе копинг-стратегий у подростков. Конфликты в подростковом возрасте.
Особенности межличностного общения в подростковом возрасте
Для подросткового возраста характерно создание собственного мнения на основе сравнения своего мнения с мнениями сверстников. Ценным для подростка является вовлеченность в сам процесс общения. Подросток реализует себя как личность, формирует суждения о себ
Стресс у подростков
Министерство образования и наук РФ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Задержка психического развития 2
Задержка психического развития — парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
Эдипов комплекс или Комплекс Электры
Text Graphics «Эдипов комплекс» / «Комплекс Электры» Graphics Если же отец хочет сохранить первенство в глазах «своей женщины» для себя и вступает в борьбу со своим маленьким сыном, высмеивает чувства малыша, унижает, оскорбляет его, силой стремится подавить его сопротивление, то у сына возникают обида и ненависть к отцу, которые в будущем могут проявиться в страхе быть несостоятельным в любой области — профессиональной или сексуальной.
Мышление понятие и виды
Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
1. 1 Сущность детско-родительских отношениях в современной психологии
Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало)
Christie
Основателем "Christie" является талантливый музыкант Джефф Кристи (р. 12 июля 1946). Этот уроженец Лидса еще в подростковом возрасте создал свою первую команду "Outer Limits".
Страх и тревога в генезе неврозов
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.
Табакокурение 3
ТАБАКОКУРЕНИЕ Табак завез в Европу известный мореплаватель Колумб. Вначале курение считалось полезным, поэтому врачи тех далеких времен использовали его как лечебное средство, всячески боролись за его распространение. Но очень скоро в его целебных свойствах разочаровались, но курение табака распространялось.
Артериальная гипертензия
Сущность артериальной гипертензи, сопровождающейся постоянным или периодическим повышением артериального давления по сравнению с возрастной нормой. Патогенетические механизмы развития гипертонии у детей и подростков, ее распространение и факторы риска.
Разработка функциональной схемы конечного автомата
Алгоритм работы автомата Мили в табличном виде. Графический способ задания автомата. Синтез автомата Мили на Т-триггерах. Кодирование состояний автомата. Таблицы кодирования входных и выходных сигналов. Таблица переходов и выходов абстрактного автомата.
Аккола, Кэндис
Введение 1 Биография 2 Карьера 3 Личная жизнь 4 Фильмография Список литературы Введение Кэ́ндис Акко́ла (англ. Candice Accola; род. 13 мая 1987 года, Орландо, Флорида, США) — американская актриса, певица и активист ЛГБТ движения. Известна ролью Кэролайн Форбс из телесериала «Дневники вампира» (2009).
Перепись населения США 1820
План Введение 1 Список вопросов 2 Результаты переписи 3 Недостатки Список литературы Введение Перепись населения США 1820 года была четвертой по счету переписью населения, проводимой на территории США. Она была проведена 7 августа 1820 года. Численность населения по итогам переписи была определена в 9 638 453 человек, из которых 1 538 022 были рабами.
Перепись населения США 1800
План Введение 1 Вопросы 2 Доступность информации 3 Сводная информация Список литературы Введение Перепись населения США 1800 года была второй переписью населения проводимой в США. Она была проведена 4 августа 1800 года.
Марксистско-ленинская философия
Марксистско-ленинская философия (МЛФ) — философское учение, развившее и последовательно проводящее материалистический принцип в понимании объективного мира и мышления, дополнив его диалектическим воззрением. Построившее, по словам В. Ленина[1], диалектическую логику как «учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, то есть развития всего конкретного содержания мира и познания его, то есть итог, сумма, вывод истории познания мира».
Бонгард Михаил Моисеевич
Бонгард Михаил Моисеевич (1924-71), российский ученый в области кибернетики, физиологии зрения и психологии мышления, один из создателей теории узнавания.