Реферат: Психологическая коррекция отклоняющегося развития у детей - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Психологическая коррекция отклоняющегося развития у детей

Рефераты по психологии » Психологическая коррекция отклоняющегося развития у детей

Московский Государственный Институт им. Е.Р. Дашковой


Факультет психологии



Контрольная работа


По дисциплине: «Психологическая коррекция отклоняющегося поведения»


Выполнила:

Шеберстова Е.Ю.

3 курс заочн. ускор.

Проверила:

Кравцова Е.М.


Москва 2010

Содержание


Анкета испытуемого 4

1. Исследование зрительной памяти 5

2. Исследование особенностей внимания 5

Таблица Шульте 5

3. Исследование особенностей зрительного восприятия 6

3.1. Узнавание перечеркнутых изображений 6

3.2. Буквенный гнозис 6

4. Исследование невербального и вербально-логического мышления 7

4.1. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц 7

4.2. Простые аналогии 8

4.3. Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок 8

4.4. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом 9

5. Исследование сформированности пространственных представлений Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов 10

6. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций 10

6.1. Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций 10

6.2. Понимание временных последовательностей и интервалов времени 11

Выводы и рекомендации 11

Анкета испытуемого

ФИО ребенка: Белышев Кирилл Сергеевич

дата рождения: 06.04.2002 г.

Состав семьи: мать (32 года), отец (34 лет), старшая сестра (2000 г.р.)

К школе был готов: хорошо читал, знал счет, выполнял простые арифметические действия, в школе учится нравиться.


1. Исследование зрительной памяти

Цель: исследование особенностей зрительного запоминания

Ход исследования: ребенку предъявляется колонка из трех абстрактных зрительных стимулов, находящаяся в правой части листа на 15 – 30 секунд. При этом левая часть листа с таблицей стимулов закрыта. Через несколько секунд после окончания показа ребенку предъявляется таблица стимулов, среди которых он должен опознать три стимула, предъявленных ранее. При этом правая часть листа с тестовыми стимулами закрыта.

Результат: все три стимула были узнаны верно и достаточно быстро за 13 секунд.

Выводы: зрительная память развита и находится в норме, ребенок способен удерживать в памяти ряд зрительных стимулов.


2. Исследование особенностей внимания Таблица Шульте

Цель: исследование темповых характеристик сенсомоторных реакций и особенностей внимания у детей, а так же инертности психических процессов в целом.

Ход исследования: ребенку предлагается показать по порядку числа от одного до двадцати пяти, называя их вслух. Сравнивается время, затрачиваемое ребенком на поиск цифр от 1 до 12 и от 12 до 25.

Результат: - время затраченное на выполнение таблицы 2 минута.

- время затраченное на поиск цифр от 1 до 12 – 35 секунд

- время затраченное на поиск цифр от 12 до 25 – 28 секунд

- ребенок справился с заданием, внимание было устойчивым, задание выполнялось с интересом

- ошибок узнавания цифр сходных по оптическому или по пространственному признаку не наблюдалось, наблюдалось незначительное замедление в поиске цифр(3,11,16).

Выводы: сенсомоторные реакции у ребенка в норме, он способен сосредоточится на задании и удерживать внимание.


3. Исследование особенностей зрительного восприятия
3.1. Узнавание перечеркнутых изображений

Цель: исследование особенностей зрительного восприятия.

Ход исследования: ребенку предлагают узнать изображенный на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. На листе слева направо расположены: в верхнем ряду – бабочка, лампа, ландыш; в нижнем ряду – молоток, балалайка, расческа.

Результат: задание выполнялось с интересом, стратегия направления обзора справа налево, не было допущено не одной ошибки, за короткий промежуток времени были названы все предметы.

Выводы: зрительное восприятие сформировано, ребенок способен узнавать перечеркнутые изображения, может адекватно выделять фигуры.


3.2. Буквенный гнозис

Цель: исследование особенностей зрительного восприятия.

Ход исследования: ребенку предлагается назвать различным образом расположенные буквы и выделить правильно, неправильно, сложно расположенные буквы.

Результат: Испытуемый справился с заданием легко, но во время его выполнения отвлекался на посторонние стимулы. Все буквы в различных шрифтах узнаны верно. Узнавание наложенных и перечеркнутых букв так же не вызвало затруднений. В узнавании букв в зеркальном изображении были допущены две ошибки: во тором ряду в буквах «Р.К» и «А.К» было названо по одной букве, в обоих случаях пропущена буква «К».

Выводы: зрительное восприятие ребенка в норме и только в зеркальном отражении незначительные сложности.


4. Исследование невербального и вербально-логического мышления
4.1. Узнавание конфликтных изображений-нелепиц

Цель: исследование особенностей зрительного гнозиса и возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений. Выявление у ребенка чувства юмора.

Ход исследования: Испытуемому предлагается узнать и назвать, что изображено на рисунках.

Результат: ребенок выполнял задание с удовольствием и оживлением и заметным интересом. Направление зрительного восприятия слева направо. Все конфликтные изображения были узнаны и нелепицы понятны. Однако следующие названия предметов лопата, трубка, чашка, вилка, веник, были названы без добавлений «нелепых» элементов. Чашка с блюдцем (названа как кастрюля).

Выводы: наличие здорового чувства юмора не наблюдается, но возможно желание именно лучше и по взрослому обозначить данные предметы, помешало рассказать в полной мере о «нелепых» изображениях.


4.2. Простые аналогии

Цель: выявление характера установления логических связей и отношений между понятиями.

Ход исследования: ребенку предъявляется пара слов из левого столбца, и его просят подобрать такое слово из нижних пяти справа, которое так же будет относиться к верхнему слову справа, как нижнее слово из левой части относится к своему верхнему (по аналогии).

Результат: задание было выполнено частично. Ребенок часто отвлекался, давал ответы достаточно медленно, после наводящих вопросов и обдумывания давался правильный ответ.

Выводы: наблюдаются трудности с удержанием инструкций и анализом большого количества печатного материала. Выявление ребенком логических связей и отношений между понятиями в норме, но из-за отсутствия интереса к заданию и частой отвлекаемости сложности с выполнением задания по аналогии. Для большей сосредоточенности необходима поддержка и помощь взрослого.


4.3. Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок

Цель: исследование особенностей мышления – целенаправленности, критичности, возможности понимания ребенком скрытого смысла и подтекста.

Ход исследования: ребенку предлагают объяснить смысл метафор, пословиц и поговорок. Оценивается доступность понимания отвлеченного смысла их или склонность к отражению предметов с их фактическими наглядными связями, т.е. конкретная трактовка метафор или пословиц.

Результат: Смог объяснить самостоятельно 1, 2, 3,5,6,10 - метафоры и 3, 6, 7, 8 и 10 поговорки. После уточняющих вопросов пояснил смог объяснить и пословицы, и метафоры на которые дал ответ, причем наблюдалось образное мышление, приводились примеры из жизни по аналогии. Остальное задание вызвало затруднение, он не хотел задумываться над смыслом метафор и поговорок, которые не знал и ему были непонятны. Однако была выявлена заинтересованность в получении новых знаний.

Выводы: возможность понимания скрытого смысла и подтекста не достаточно сформирована, для понимания в большинстве случаев необходима помощь взрослого, которая воспринимается с радостью и интересом.


4.4. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом

Цель: оценка возможностей составления связного рассказа по серии картинок, объединенных единым сюжетом и установления связи событий, отраженных на этих картинках.

Ход исследования: ребенку предлагается рассмотреть серию картинок с последовательным развертыванием сюжета и составить рассказ. Ребенок должен выделить существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета.

Результат: задание было доступно и выполнялось с удовольствием. Причинно-следственные и временные связи установлены, смысл понятен полностью. Испытуемый сразу понял задание и сюжетно составил рассказ. Речь была продуктивна без использования лишних слов, а стиль рассказа был в виде сказки. Подмечались все фрагменты на рисунках, например: « что мама вырывает сорняки, а не траву чтобы посадить с папой цветы» и т.д.

Выводы: речевое развитие в норме, зрительное восприятие и целенаправленное мышление развиты. Ребенок способен выделять существенные детали и их изменение на разных картинках для оценки смысловой линии сюжета. Образное мышление развито очень хорошо задание выполнялось с большим удовольствием и без помощи взрослого.


5. Исследование сформированности пространственных представлений Понимание и употребление предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов

Цель: выявление трудностей в понимании и употреблении предлогов при анализе взаиморасположения объектов.

Ход исследования: ребенку предлагается на картинке «Звери идут в школу» рассказать о расположении животных (первый, последний, ближе всего к…, дальше всего от…, предпоследний, следующий за… и т.п.)

Результаты: все задания были выполнены, отлично с добавлением эмоционального фона, например: «обезьяна бежит радостно, что-то показать, волк хочет слона догнать» и т.д.

Выводы: трудностей в понимании и употреблении предлогов не возникает, ребенок хорошо ориентируется во взаиморасположении объектов. Дает самостоятельно объяснения как в целом по всей картинке, так и по каждому отдельному персонажу.


6. Понимание сложных логико-грамматических речевых конструкций
6.1. Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций

Цель: выявить понимание пассивных речевых конструкций

Ход исследования: ребенок должен показать на картинку, соответствующую высказыванию. Например: «Покажи: скатертью накрыта клеенка… мальчик спасен девочкой… книгой накрыта газета» и т.п.

Результаты: задание было с легкостью выполнено ребенком без ошибок и помощи взрослого. Все конструкции были понятны.

Выводы: у ребенка правильное понимание пассивных речевых конструкций.


6.2. Понимание временных последовательностей и интервалов времени

Цель: оценить правильное понимание ребенком временных последовательностей и временных интервалов и его умение их анализировать.

Ход исследования: ребенок должен дать ответ на ряд вопросов, которые либо прочитываются им самостоятельно, либо предъявляются на слух.

Результаты: вопросы не вызвали затруднений, однако наблюдалось некоторое затруднение в выборе рисунка, где газета лежит сверху книги была затруднена узнаваемость предмета (газета). В остальных вопросах путаница не возникла, и они были решены самостоятельно.

Выводы: пространственно-временные представления сформированы.


Выводы и рекомендации

Во время обследования ребенок вел себя спокойно и с интересом выполнял задания, иногда отвлекался на родителей.

Не сосредоточенность испытуемого во время выполнения задания «простые аналогии» связана с отсутствием интереса к данному упражнению. В задании: «Понимание переносного смысла метафор, пословиц и поговорок» наблюдалось отсутствие желания познать не известное и понять, задуматься самостоятельно. В исследовании невербального и вербально-логического мышления прослеживается не высокое чувство юмора, возможно именно стремление обозначить предметы именно такими, какие они встречаются в жизни и утвердиться как взрослый человек в своих выводах и обозначениях предметов, помешало ребенку описать данные предметы именно такими, какие они изображены.

В процессе исследования было выявлено, что ребенок обладает хорошим зрительным восприятием и памятью, высоким уровнем речевого развития, внимателен, обладает хорошей реакцией и образным мышлением, способен сосредоточится на задании, если оно ему интересно. Он обладает, развитым воображением, любознателен и общителен. Испытуемый с удовольствием идет на контакт, легкий в общении, с улыбкой признает свои ошибки и старается сразу их исправить.

В качестве слабых сторон можно отметить трудности с удержанием инструкций и анализом большого количества печатного материала, что скорее связано с детской не усидчивостью. Пробелы в знании метафор, пословиц и поговорок, которые компенсируются любознательностью и активностью ребенка. Обратить внимание на вербально-логическое мышление, это связано с «доверием» к близким.

Рекомендации: расширение кругозора ребенка с помощью игр, книг и развивающих детских передач. Поддерживать любознательность ребенка и всячески его стимулировать. Больше времени уделять внимания ребенку родителям, разговаривать, читать сказки и просто общаться, узнавая его интересы, чтобы он максимально чувствовал их участие и дружескую атмосферу.