Александр Романович Лурия считается одним из выдающихся психологов своего времени. Он стоял у истоков возникновения психологии как науки и внёс большой вклад в развитие различных отраслей психологии.
Я считаю, что его вклад в общую и детскую психологию является наиболее значимым для нас, как для психологов образовательной сферы.
Как ученик и последователь Л.С. Выготского, Лурия разрабатывал культурно-историческую концепцию психики, участвовал в создании теории деятельности, в разработке представлений о том, что именно различные виды сознательной психической деятельности составляют единицы сознательной психической жизни человека. Совместно с другими авторами выступил автором концепции о системном строении высших психических функций, их изменчивости, пластичности, социальном, прижизненном характере их формирования, их реализации в различных видах деятельности.
Лурия провел многочисленные исследования по изучению процесса опосредования как основного способа формирования высших психических функций. Исходя из гипотезы существования общей логики формирования всех высших произвольно регулируемых психических функций, Лурия исследовал становление различных познавательных процессов у детей, сделав существенный вклад в изучение проблемы психического развития ребенка. На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним.
Центральное место в творчестве А.Р. Лурия занимала проблема генеза произвольных движений и действий, их связи с речью и их нарушений при умственной недостаточности. Изучение роли речи в регуляции нормального и аномального поведения, явилось дальнейшим развитием идей Л.С. Выготского о речи как основном "психологическом орудии", с помощью которого формируются (и преобразуются по ходу развития) различные психические процессы.
Существенным моментом можно считать и работу А.Р. Лурии в области дефектологии. Многие учёные рассматривали только развитие нормальных детей. Но Александр Романович развивал объективные методы исследования аномальных детей. Он выступил инициатором исследований, посвящённых анализу нарушений психических процессов у аномальных детей. Результаты комплексного клинико-физиологического изучения детей с различными формами умственной отсталости послужили основанием их классификации, имеющей важное значение для медицинской и педагогической практики. Лурия также широко известен своими работами в области нарушений развития психических функций, которые были отражены в монографии «Принципы отбора детей во вспомогательные школы».
Но нельзя не отметить и другие заслуги А.Р. Лурия в других отрослях науки.
Прежде всего, Лурия создал новое психологическое направление — нейропсихологию, ныне выделившееся в самостоятельную научную отрасль и получившее мировое признание. Его начало было положено исследованиями мозговых механизмов у больных с локальными поражениями мозга. Он разработал теорию локализации психических функций, сформулировал основные принципы динамической локализации психических процессов, создал классификацию афазических расстройств и описал ранее неизвестные формы нарушений речи.
Изучал роль лобных долей головного мозга в регуляции психических процессов, мозговые механизмы памяти. Разрабатывал также проблемы функциональной асимметрии полушарий мозга.
Работы Лурия в области психофизиологии непосредственно примыкают к его клиническим и экспериментальным нейропсихологическим исследованиям. А.Р. Лурия настаивал на необходимости создания специальной «психологически ориентированной физиологии», задачей которой явился бы физиологический анализ сложных целостных сознательных психических актов.
Организационные усилия Лурия во многом способствовали оформлению психоаналитического движения в послереволюционной России.
А.Р. Лурия может быть назван основателем отечественной психогенетики. Он исследовал взаимоотношения наследственности и воспитания в психическом развитии. Стремился развести биологические и социальные детерминанты психического развития. Использовав традиционно применявшийся с этой целью близнецовый метод, внес в него существенные изменения, проводя экспериментально-генетическое изучение развития детей в условиях целенаправленного формирования психических функций у одного из близнецов. Показал, что соматические признаки в значительной степени обусловлены генетически, элементарные психические функции (например, зрительная память) — в меньшей степени. А для формирования высших психических процессов (понятийное мышление, осмысленное восприятие и др.) решающее значение имеют условия воспитания. Особый раздел работы на близнецах был посвящен анализу влияния на познавательные процессы уровня речевого развития.
Большой вклад был внесён Лурия в изучение проблем общественно-исторической детерминации сознания. Изучая сознание, А.Р. выявил, что это не простая совокупность психических процессов, а их системная организация, качественно иная по сравнению с составляющими ее компонентами. Сознание как особая динамическая система находится в состоянии постоянного изменения, развития. В процессе его развития происходит изменение соотношения между различными психическими функциями, различными видами психической деятельности, в результате формируются новые интегративные системные образования.
А.Р. Лурия экспериментально доказал, что внешние условия общественной жизни человека, социально-исторические формы существования определяют характер и психологическую структуру его познавательных процессов.
Лурия был блестящим экспериментатором, доказавшим, что экспериментальному решению подлежат не только простые, но и сложные психологические задачи. На различных моделях была продемонстрирована высокая эффективность двух основных экспериментальных подходов к решению психологических проблем, двух методов изучения психического явления, а именно: а) через его формирование (экспериментально-генетический метод); б) через его распад, нарушение (экспериментально-клинический метод).
Но нельзя сказать, что А.Р. Лурия был только учёным, в течение многих лет он читал курс общей психологии, создал новый курс нейропсихологии, ряд спецкурсов.
Лурия является автором более 500 научных работ, многие из которых переведены на различные языки. Наиболее существенными трудами для психологии образования являются: «Речь и интеллект в развитии ребенка», «Этюды по истории поведения», «Умственно отсталый ребенок», «Язык и сознание».
Нужно отметить, что Александр Романович смог общедоступно объяснить научные проблемы психологической науки в книгах: «Потерянный и возвращенный мир» и «Маленькая книжка о большой памяти».
ЛИТЕРАТУРА:
«А.Р.Лурия и современная психология». Сборник статей памяти А.Р.Лурия. Под ред. Е.Д.Хомской, Л.С.Цветковой, Б.В.Зейгарник.
Е.Д. Хомская «Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия».
Грэхэм Л.Р. «Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе». Пер. с англ.
Психологический словарь.
4
Другие работы по теме:
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Тема искупления греха по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Вся жизнь моя в грехах погребена... В. Жуковский Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до “безумия” неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались.
Образ Раскольникова по роману Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Федор Михайлович Достоевский — писатель-философ, ставивший и решавший в своих произведениях сложнейшие, вечные вопросы бытия. Его герои — необычные люди. Они мечутся и страдают, совершают злодейства и раскаиваются, находясь в бесконечном поиске истины. Таков и главный герой романа “Преступление и наказание” Родион Романович Раскольников. “Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся всякой встречи, не только встречи с хозяйкой.
История первой награды
Автор: Сочинения на свободную тему В жизни... всегда есть место подвигам. М. Горький. Это воскресное июньское утро Василий Петрович и его сын Александр решили провести на окраине города, на берегу небольшой речушки с удочками. Возвращались с рыбалки вдоль берега реки в хорошем настроении, несмотря на небольшой улов.
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Директория Совет пяти
Директория Совет пяти ») — коллегия 5 министров Временного правительства — временный чрезвычайный орган верховной власти в России в сентябре — октябре 1917.
Александр Комин, граф Бюшан
Александр Комин (англ. Alexander Comyn, умер 1289), граф Бюшан. Он был англо-шотландским бароном и одной из наиболее важных фигур в истории Шотландии XIII века. Он был сыном Уильяма Комина, по праву жены (jure uxoris) графа Бюшана, и Марджори, графини Бюшан, наследницы последнего кельтского графа Бюшана, Фергюса.
Зеленые дворянство
Зеленые — русский дворянский род, восходящий к концу XV века. Семён Зеленый подписал грамоту об избрании на престол царя Михаила Федоровича, а потом был дьяком. Генерал-адъютант Александр Алексеевич был министром государственных имуществ. Род Зеленых внесен во II часть родословной книги Псковской губернии.
Собственный Его Императорского Величества Конвой
Введение 1 Формирование 2 Командиры Список литературы Собственный Его Императорского Величества Конвой Введение Собственный Его Императорского Величества Конвой, Царский конвой — подразделение гвардии, осуществлявшее охрану царской особы.
Клит военачальник
Клит Черный (греч. Κλείτος, ок. 380—328 гг. до н. э.) — военачальник и личный друг Александра Великого.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Белякович, Сергей Романович
Введение 1 Биография 2 Роли, сыгранные в Театре на Юго-западе 3 Иллюстрации Введение Сергей Романович Белякович (7 июля 1953 — 31 мая 2009) — советский и российский актёр, актёр и основатель Московского театра на Юго-Западе, заслуженный артист Российской Федерации, брат художественного руководителя Театра на Юго-Западе Валерия Беляковича.
Донецкий областной комитет КП Украины
Введение 1 Первые секретари Донецкого обкома КП(б)У (1932-1938) 2 Первые секретари Сталинского обкома КП(б)У-КПУ (1938-1961) 3 Первые секретари Донецкого обкома КПУ (1961-1991)
Горчаков, Иван Романович
Иван Романович Горчаков (1716—1801) — князь, генерал-поручик. В службе с 1731 г. Принимал участие в Семилетней войне, в 1761 году был произведён в генерал-майоры [1], в 1765 году получил чин генерал-поручика, через несколько лет вышел в отставку и поселился в Москве. Кавалер ордена св. Анны.
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Объединение членов рода Романовых
Введение 1 История 2 Разделы ассоциации 3 Главы ассоциации 4 Нынешний состав комитета 5 Члены Объединения Рода Романовых Список литературы Введение Объединение членов рода Романовых — организация, объединяющая членов рода Романовых. Основана в 1979 году[1]. Глава ассоциации с 1989 года — князь Николай Романович Романов.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Александрийский 5-й гусарский полк
План Введение 1 Командиры 2 Известные люди, служившие в полку 3 Интересные факты Список литературы Александрийский 5-й гусарский полк Введение Александрийский 5-й гусарский полк — сформирован в 1773 г. из македонских и далматских поселенных полков.
Александр. Невская битва
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Дополнительные факты 5 Цитаты Введение «Александр. Невская битва» — исторический фильм режиссёра Игоря Каленова. Вышел в российский прокат 1 мая 2008 года.
Воскресенский, Александр Григорьевич
Александр Григорьевич Воскресенский — российский педагог и революционер. Родился 30 марта 1835 года в селе Козловки Ардатовского уезда в семье священника. В 1858 году окончил Казанскую духовную академию. Работал в Перми учителем Пермской духовной семинарии и секретарём статистического комитета.
Константин Ипсиланти
Константи́н Ипсила́нти (рум. Constantin Ipsilanti, греч. Κωνσταντινος Υψιλαντης; 1760, Стамбул — 24 июня 1816, Киев) — великий драгоман Порты в 1796—1799 гг., господарь Молдовы в 1799—1802 и Валахии в 1802—1806.
Александр Васильевич Суворов 2
Александра Васильеви ча Суворова (1730—1800) Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. C рождения он был маленького роста, хилым и болезненным. Однако сила духа помогла ему изменить себя. Он увлекался книгами о подвигах великого полководца Ганнибала.
Вермишев, Александр Александрович
Александр Александрович Вермишев (29.8(10.9).1879, Санкт-Петербург, — 31 августа 1919, Елец) — революционный деятель, поэт и журналист, псевдонимы — Александр Савицкий, С. A., Save (партийная кличка).
Александр Великий розширює кордони
Військовий похід та розширення кордонів імперії Александра Великого. Об'єднання грецьких держав і створення могутньої армії для завоювання Перської імперії та колонізації Єгипту. Дослідження Каспійського моря, гірського масиву Гіндукуш і Перської затоки.
Галицко-Волынское княжество
Галицкое и Волынское княжества выделились (первое - в 90-х годах XI века, второе - в середине XIIв.) и существовали раздельно до 1199 года, когда они были объединены в одно княжество с центром в Галиче Романом Мстиславичем Великим.
Октябрь литературное объединение
«Октябрь» — литературная группа писателей-коммунистов, существовавшая в 1922—1925 годах в Москве. Основана молодыми большевиками-писателями 7 декабря 1922 года в Москве. Руководителями группы стали критики Г. Лелевич, Семён Родов, И. Вардин. В неё входили также писатели Александр Безыменский, Артём Весёлый, Иван Доронин, Александр Жаров, Юрий Либединский, Александр Тарасов-Родионов и другие.
Грессер, Александр Иванович
Александр Иванович Грессер (1772 – 1822), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант Биография Из лифляндских дворян. Вступил в службу 12 января 1778 капралом в л.-гв. Преображенский полк. В 1783 произведён в поручики.
Александр II и его реформы
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ АЛЕКСАНДР II И ЕГО РЕФОРМЫ Содержание: Введение 3 Глава 1. Личность императора Александра Николаевича и первые годы его царствования. 4
Нильский, Александр Александрович
Александр Александрович Нильский (настоящая фамилия Нилус; 1840—1899) — русский актёр. Биография Александр Нильский родился 10 (22) июля 1840 года[1]. Учился в Петербургском театральном училище, по его окончании был принят в Александринский театр, где работал в 1860—1883 и в 1892—1897. Поначалу стал играть роли героев и любовников, подвергаясь нападкам печати, отказывавшей ему в горячности и видевшей в нём артиста, вполне подходящего на амплуа фатов и простаков.
Кабанов, Александр Викторович
Александр Викторович Кабано́в (род. 1962) — российский и американский учёный-химик. Биография Александр Кабанов родился 27 марта 1962 года в Москве, в семье В. А. Кабанова.
Цулукидзе, Александр Григорьевич
Александр (Саша) Григорьевич Цулукидзе (груз. ალექსანდრე (საშა) გრიგოლის ძე წულუკიძე, 1 (13) ноября 1876, Хони — 8 (21) июня 1905, Кутаиси) — российский революционер, литературовед.
Попов, Александр Андреевич художник
Александр Андреевич Попов (1852—1919) — академик Петербургской академии художеств. Биография Александр Попов родился в селе Георгиевское Ярославской губернии. Учился в Петербургской академии художеств (1872—1879). В 1881 году был отправлен на стажировку за границу на 4 года. Работал в Риме вместе с Игорем Селезнёвым и Степаном Бакаловичем.
Ольхин, Александр Александрович
Александр Александрович Ольхин (13 (25) октября 1839, Петербург — 22 ноября (4 декабря) 1897, Белоостров) — русский юрист, литератор, поэт. Биография
Александр Лозовой
Александр Лозовой остался в XXI веке единственным художником, являющимся подлинным учеником русских авангардистов начала прошлого века.