Реферат: Особенности самооценки в подростковом возрасте - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Особенности самооценки в подростковом возрасте

Рефераты по психологии » Особенности самооценки в подростковом возрасте
ГОУ ВПО «Оренбургская медицинская академия» Кафедра общей психологии. Курсовая работа: . Работу выполнила: студентка 21 кп группы Николаенко В. Э. Научный руководитель: ассистент кафедры, Жакеева Ю. В. г. Оренбург. 2010 г. Оглавление

Введение

Глава 1. Особенности самооценки детей младшего подросткового возраста

Глава 2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста

Глава 3. Практическая часть

Выводы и рекомендации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность.

Цель работы: изучить уровень самооценки в группе.

В данной работе нами решались следующие задачи:

Проанализировать литературные источники по данной проблеме.

На основе анализа источников построить схему исследования самооценки детей младшего подросткового возраста.

Обработать результаты и сделать соответствующие выводы.

Объект исследования:

экспериментальная группа в количестве 25 человек, из них 13 мальчиков и 12 девочек в возрасте 10-11 лет;

экспериментальная группа “Б” в количестве 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек также в возрасте 10-11 лет.


Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна)


1. 1.1. Понятие “самооценка”.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям [12].

Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.

Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности.

Процесс формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка, могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать между собой: быть согласованными, взаимно дополнять друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.

Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.

Совокупность таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка, сохранение которой стало для личности потребностью [16]. Уровень притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю внутренними условиями регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы с целями и средствами деятельности.

Знания, накопленные человеком о самом себе, а также глобальная самооценка, формирующаяся на основе таких знаний, позволяют сформировать многомерное образование, которое называется Я - концепцией и составляет ядро личности. Я - концепция — это более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми, осуществляет регуляцию своего поведения и деятельности.

Таким образом, важнейший компонент целостного самосознания личности, каким является самооценка, выступает необходимым условием гармонических отношении человека как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Самооценка-отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. В тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, то есть неадекватной.

Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка заниженная. В тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является завышенная самооценка.

Неадекватная самооценка осложняет жизнь не только тех, кому она свойственна, но и окружающих, тех людей, которые, в разных ситуациях – производственных, бытовых и других - общаются с ними. Конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, очень часто являются следствием его неправильной самооценки.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются.

Самооценка является сложным личностным образованием. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.


1.2. Особенности развития самооценки детей младшего подросткового возраста.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка – формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренней жизни, качествам собственной личности, потребность в самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. Потребность самосознания возникает из жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями взрослых коллектива. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе.

На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других- взрослых (учителей и родителе), коллектива, товарищей. Младший подросток словно смотрит на себя глазами окружающих. С возрастом, помимо этого, начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. Но поскольку подросток еще не обладает достаточным умением правильно анализировать собственные личностные проявления, то на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между уровнем притязаний подростка, его мнением о себе и его реальным положением в коллективе, отношением к нему со стороны взрослых и товарищей.


2. Экспериментальное изучение самооценки детей младшего подросткового возраста

Данное исследование проводилось в экспериментальной группе А и в эксперементальной группе Б. Исследование проводилось в групповом режиме, в равных условиях, в привычной обстановке.

В ходе исследования был использован метод тестирования.

Исходя из целей и задач , исследование было спланировано следующим образом

1 этап- изучение самооценки.

2 этап- анализ, обработка, интерпретация итогов исследования.


2.1. Описание методики. 2.1.1. Методика изучения самооценки (Т. Дембо-С. Рубинштейн)

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо - С. Рубинштейна.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования послужили ряд шкал (100 мм.), условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: "Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

На примере оценки качества "здоровье" ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Пример шкалы:


Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. "Нормальной", "Средней" самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше; "Высокой" – со средним баллом 4–5; "Низкой" – со средним баллом 0-2.5.

2.2. Описание выборки испытуемых.

В качестве экспериментальной группы “А” были выбраны учащиеся 5–го “а” класса школы 14, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 25 человек, 12 девочек и 13 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет. Особенность этого класса в том, что данный коллектив учащихся является “сборным”, то есть дети стали учиться вместе только с пятого класса.

В качестве экспериментальной группы “Б” были выбраны учащиеся 5 “б” класса школы 14, обучающиеся по традиционной программе, в количестве 25 человек, 13 девочек и 12 мальчиков. Возраст детей 10-11 лет. Дети данного коллектива обучаются вместе с первого класса.


2.3. Описание условий и процедуры исследования.

Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.


3. Практическая часть 3.1. Обработка данных по методике Т. Дембо - С. Рубинштейн (определение самооценки качеств личности).

Результаты проведения представленной методики в группах детей младшего подросткового возраста выглядят следующим образом:

в экспериментальной группе “А” из общего количества детей:

28% имеют высокий уровень самооценки;

56% имеют средний уровень самооценки;

16% имеют низкий уровень самооценки;

в экспериментальной группе “Б” из общего количества детей:

36% имеют высокий уровень самооценки;

52% имеют средний уровень самооценки;

12% имеют низкий уровень самооценки.


Рассмотрев отдельно мальчиков и девочек видим что:

у мальчиков экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 38,5%, а у мальчиков экспериментальной группы Б-33,3%;

- уровень средней самооценки у мальчиков

экспериментальной группы “Б” выше (58,3%), чем у мальчиков экспериментальной группы “А” (38,5%);

- уровень низкой самооценки у мальчиков экспериментальной группы А составляет 23%, а у мальчиков экспериментальной группы “Б”- 9%.

Рассматривая девочек по определению уровня самооценки мы наблюдаем следующее:

у девочек экспериментальной группы “А” уровень высокой самооценки составляет 16,6%, а у девочек экспериментальной группы Б-38,5%;

уровень средней самооценки у девочек экспериментальной группы “А” равно 74,4%, у девочек экспериментальной группы “Б” - 46,2%;

у девочек экспериментальной группы “А” уровень низкой самооценки составляет 9%, а у девочек экспериментальной группы Б- 15,3%


Выводы и рекомендации

В нашем психодиагностическом исследовании были достигнуты следующие результаты:

На основании анализа литературных источников, даны представления о самооценке детей подросткового возраста.

После проведенной исследовательской работы можно сделать следующие выводы: самооценка детей данных экспериментальных групп находится в пределах нормы (средний уровень), но также есть дети, которые имеют высокий и низкий уровень самооценки;

После выводов, сделанных на основе результатов исследования можно дать следующие рекомендации:

-Необходимо создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.


Заключение

Исследования прводились на двух группах младшего школьного возраста. В данном возрасте у самооценка большинства стабильна, устойчива, бесконфликтна. Проанализировав экспериментальные и теоретические данные можно сделать следующие основные выводы:

1. Высокая самооценка делает жизнь ее обладателя насыщеннее и полноценнее

2. Необходимо с раннего детства формировать устойчивое положительное отношение ребенка к себе.


Список используемой литературы

Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 63с.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 352с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике. – СПб.: Питер Ком, 1999г. – 528с.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М.: Просвещение, 1984. – 374с.

Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. – М.: Просвещение, 1967. – 156с.

Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1979. - 288с.

Дубровина И.В., Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. – М.: АПН СССР, 1982. – 164с.

Карпенко Л.А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь. - М.: Просвещение, 1981. – 195с.

Крылов А.А. Практикум по общей и экспериментальной психологии. – Л.: Издательство Ленинградского Университета, 1987. – 256с.

Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. – Минск: Университетское, 1997. – 212с.

.

Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знание, 1976. – 64с.

Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.

Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. -573с.

Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1993. – 256с.

Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1987. – 147с.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Знание, 1982. – 179с.

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996. -529с.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов на Дону: Феникс, 1997. – 214с.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: ВЛАДОС, 1998. -508с.

Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка М.: Педагогика, 1988. – 114с.

Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: “Вопросы психологии”, 1985. – 32с.


Приложение 1.

Список детей экспериментальной группы А.

п/п

ИМЯ Мальчик / девочка

Оксана А.

Д


Алеша Б. М

Егор Б. М

Катя Б. Д

Андрей В. М

Костя Е. М

Дима З. М

Юля И. Д

Оксана И. Д

Игорь К. М

Лиза К. Д

Валя М. Д

Саша М. М

Коля Н. М

Саша П. М

Оля П. Д

Андрей Р. М

Света Р. Д

Юля С. Д

Вова С. М

Андрей Т. М

Таня Т. Д

Костя У. М

Маша Ф. Д

Зина Я. Д

Список детей экспериментальной группы Б.

п/п

ИМЯ Мальчик / девочка

Артем Б.

М


Гриша Б. М

Света В. Д

Егор Г. М

Лена Д. Д

Оля Е. Д

Юля Ж. Д

Таня З. Д

Игорь И. М

Люба К. Д

Дима К. М

Жанна Л. Д

Денис Л. М

Марина М. Д

Саша М. М

Вова Н. М

Маша П. Д

Андрей П. М

Саша Р. М

Юра С. М

Юля С. Д

Света Т. Д

Катя Т. Д

Андрей Ч. М

Оля Ч. Д

Приложение 2. Опросный лист №1. Методика самооценки качеств личности (м. Т. Дембо – С. Рубинштейн)

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя ______________________________________


Приложение 3.

Экспериментальная группа “А”.

Порядковый №

Качества личности

Средний балл

Уровень

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность


4,2 3,5 2,7 3,5 4,3 5 2

3,6

Средний

4,0 4,7 4,2 4,5 5,0 4,3 4,8

4,5

Высокий

3,2 2,8 3,4 2,6 3,3 3,1 4,7

3,3

Средний

4 4,2 4 5 3,5 4 4,7

4,2

Высокий

4,1 3,6 2,9 3,7 4,4 4,8 2,4

3,7

Средний

2 4,2 3,5 5 3,5 4,3 2,7

3,6

Средний

3,9 4,2 4,9 4,7 3,2 3,1 4,6

4,1

Высокий

2,1 2,9 2,5 3,1 3,3 0,5 3,1

2,9

Низкий

4,2 3,3 4,9 4,2 3,9 4,6 3,1

3,1

Средний

3,3 3,5 3,6 2,6 3,5 2,2 1,6

2,9

Низкий

4,2 4,9 3,1 3,9 4,6 4,2 3,3

4,1

Высокий

4 4,7 3 3,7 4,4 4 3,5

3,9

Средний

4 3,7 2,6 3,2 3,3 2,4 3,2

3,2

Средний

3,8 4 3,5 3,5 3,6 4 2,1

3,5

Средний

4 3,6 4,2 4,9 3,9 4,1 4

4,1

Высокий

3,2 3,8 3,4 4,8 3,6 3,4 3

3,6

Средний

1,5 2 2,7 2,8 3 3,5 2

2,9

Низкий

3,8 3,9 4,2 3,9 3,6 3,7 2,1

3,6

Средний

4 3,7 3,8 4 3,5 3,2 3

3,6

Средний

4,5 4 2,5 4,5 4,5 5 4,5

4,2

Высокий

4,8 5 3,5 4,8 5 5 4,1

4,6

Высокий

4 3,5 3,6 4 3,5 1,3 3,2

3,3

Средний

2 2,2 3 2,5 2,6 2 2,2

2,9

Низкий

3,5 3 5 4,5 3 1 4,5

3,5

Средний

4 3,5 4,8 1,4 3,6 3,7 4,9

3,7

Средний

В целом по классу

3,61

3,69

3,58

3,81

3,74

3,45

3,33



Таблица 3.1. Результаты исследования самооценки качеств личности.


Экспериментальная группа “Б”.

Порядковый №

Качества личности

Средний балл

Уровень

Доброта

Честность

Сообразительность

Трудолюбие

Щедрость

Любознательность

Общительность


4,5 4,5 5 5 4,5 3,7 5

4,6

Высокий

4 3,5 2,3 5 3,5 0,5 4,3

3,3

Средний

2,5 2 2 2,3 1,3 5 4,5

2,8

Низкий

3,5 3 3 5 2,5 3 4,5

3,5

Средний

3,5 4,2 2,5 4,5 4,3 5 4,7

4,1

Высокий

4,5 4 2,6 4,5 4,5 5 5

4,3

Высокий

3,5 3 3 5 2,5 3,2 5

3,6

Средний

3 2 3 5 4 5 5

3,8

Средний

3,5 3 2,5 2,6 3,5 1,5 3

2,8

Низкий

2,5 2 2 4 3,5 2 4,5

2,9

Низкий

2 2,5 2,5 5 2,5 3 5

3,2

Средний

4,5 4 2,5 4 4,5 4,5 5

4,1

Высокий

3,5 4,5 5 5 4 4,5 5

4,5

Высокий

4 3,5 2,5 4,5 4,5 3,5 4,5

4

Высокий

3,5 3 3 4,5 4 3,5 4,5

3,7

Средний

3,5 4,6 5 4,5 2,6 3,5 5

4,1

Высокий

3,5 2,5 2,5 4,5 4,5 4 3,5

3,7

Средний

3,5 4 2,7 4,5 5 4 5

4,1

Высокий

4,5 2,3 3 5 4,5 3 5

3,9

Средний

4 2,5 1 2 4,5 3 5

3,1

Средний

3,5 2 3,5 4,5 4,5 5 5

4

Высокий

3,5 2,5 2 5 2,5 3 5

3,4

Средний

5 3 2,5 3,5 2,5 4,5 5

3,7

Средний

3,5 2,5 3 4 4,5 4,5 2,5

3,5

Средний

4 2,5 3 4,5 4 3,5 5

3,8

Средний

В целом по классу

3,64

3,08

2,94

4,32

3,71

3,64

4,62



Таблица 3.2. Результаты исследования самооценки качеств личности.