Б. Юдин, А. Рубцов
Комплексные (системные) технологии работы над содержанием образования
Содержание гуманитарного образования нуждается в системном представлении, в частности, в виде своего рода объемной матрицы, складывающейся из ряда структур: структуры наличных содержаний (традиционных и инновационных), структуры потенциальных содержаний, структуры базовых смыслов и ценностей, структуры социокультурных тенденций (данность и прогностика), структуры основных конфликтов ("болевых точек") и проблемных задач и т.д. Особая проблема - межпредметные пересечения, взаимоналожения содержаний, позволяющие скомпоновать содержание образования более емко и концентрированно (тем более, что речь идет о необходимости включения ряда "новых" предметных и проблемных областей).
Такого рода матрицы нуждаются в визуальном представлении, которое позволяло бы схватывать ситуацию в целом и при их взаимоналожении непосредственно наблюдать основные бреши и несоответствия системы.
Аналитика и экспертиза не являются в данном случае самоцелью (хотя комплексная оценка наличной ситуации и намечающихся тенденций в сфере содержания гуманитарного образования сами по себе представляются жизненно необходимыми).
Речь идет о необходимости непосредственного включения аналитических и экспертных процедур в процесс конструктивной работы по обновлению содержания гуманитарного образования - вплоть до согласованного участия в непосредственной работе по созданию текстов новых учебников и учебных пособий. Это позволило бы уйти от альтернативы директивного руководства, навязывания априорных схем и нормативных представлений авторам текстов.
Идея состоит в том, чтобы придать аналитическому и экспертному инструментарию характер своего рода "проявляющего устройства", "зеркала", которое позволяло бы авторам текстов в процессе коллективного рецензирования и редактирования и совместной с аналитиками работы самим корректировать представляемые содержания, вырабатывая более или менее целостную и одновременно открытую идеологию.
Эффективная работа по созданию учебника предполагает наличие у автора целого ряда способностей, среди которых:
• знание материала на уровне современных требований - в плане как фактографическом, так и концептуальном;
• дидактическая подготовка;
• способность к достаточно непредвзятому саморецензированию и саморедактированию;
• литературная и драматургическая одаренность и т.д.
Кроме того, часто требуются дополнительные навыки, например, когда включаются игровые техники обучения: вопросники, анкеты, элементы задачника, вплоть до кроссвордов...
Гармоничное сочетание столь разных одаренностей - достаточно редкий случай, а в существующих условиях, пожалуй, в идеале вообще трудно представимый. Часто люди, которые прекрасно знают предмет, не умеют хорошо писать, или не умеют писать популярно. Либо умеют писать популярно, но – статьи и научно-популярные брошюры, а не учебники, представляющие все же совершенно специфический род текстов.
Проблема, таким образом, заключается в исследовании возможностей комплексной проработки материала и формы учебника с привлечением специалистов разных профилей и творческих качеств (предварительная содержательная концепция, дидактическая и драматургическая проработка, написание текста с использованием предварительного сценария и т.д.).
Отчасти эта проблема могла бы быть разрешена и в процессе согласования разных типов изданий: пособий для педвузов и педучилищ, для учителей (а в каком-то смысле - и для авторов учебников); собственно учебников; факультативной авторской литературы; "круга чтения" (классики как "соавторы" комплексного гуманитарного материала); гуманитарных задачников, технических пособий - словарей и тезаурусов, стандартных словарей цитат, синхронистических таблиц и т.п.
Наука и образование. В каком смысле и в какой мере можно говорить о том, что содержание гуманитарного образования есть некоторая совокупность основ наук? Очевидно, об этом можно говорить, поскольку наука предлагает наилучший из известных до сих пор способ организации знаний. Если, однако, попытаться пойти дальше, то здесь возникает немало вопросов.
Один из них относится, в частности, к понятию "теория". Здесь можно выделить два его смысла: а) теория как форма логической организации некоторого предметного содержания знаний и б) теория как выявление сущности либо как объяснение некоторой совокупности явлений. В первом, прагматическом смысле (имея в виду не столько жесткую логическую организацию содержания знаний, сколько обозримость этого содержания, его воспринимаемость и усвояемость), теория имеет самое непосредственное отношение к практике образования. Что же касается второго, догматического смысла, то здесь следует иметь в виду результаты многих современных исследований по философии науки, показывающих самую широкую вариативность - как в историко-научном плане, так и среди нынешнего научного сообщества - в понимании тех предпосылок, аксиом, постулатов и пр., которые лежат в основе той или иной теории.
Поэтому перенос основ некоторой теории на уровень содержания учебного предмета приводит к тому, что реально под именем теории фигурирует одна из множества возможных интерпретаций, которая при этом неоправданно догматизируется. Само научное знание устроено и действует намного более гибко, чем это рисуется в рамках догматических представлений.
Другие работы по теме:
Нормативный и описательный подходы cоциологии
Существует два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философ ни на рубеже XIX-XX вв. и значительно влияют на понимание и структурирование всех сфер социального и гуманитарного знания.
О тождественности уровней
Обобщение теории относительности возможно на основе предположения об общей физической природе материи и энергии; исключительность скорости света при этом преодолевается, парадоксальным образом сохраняясь. Для взгляда наблюдателя электромагнитное излучение отличается от элементарных частиц "точкой зрения" наблюдателя, его "местом" в мире.
Тематика ов по истории науки
Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания
Все о Конусе
Муниципальное обще образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучение предметов социально-гуманитарного цикла центрального района города Новосибирска
Все о Конусе
Муниципальное обще образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №54 с углубленным изучение предметов социально-гуманитарного цикла центрального района города Новосибирска
Гуманистический пафос пьесы Горького На дне
Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом «гуманизм» понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные действия способны разбудить в человеке лучшие его качества, то не является ли гуманизм чем-то большим?
Мои планы на будущее
Сочинение-рассуждение с элементами описания Я - девятиклассник, и проблема выбора профессии сейчас достаточно важная для меня. Конечно, я долго размышлял над этим вопросом. У моих родителей по этому поводу своя мысль. А поскольку окончание школы все ближе, мои тревоги становятся более сильными. Но впереди еще 3 года.
Песни Битлз взгляд через годы
Песни "Битлз" (взгляд через годы) Автор: Разное Леннон, Маккартни, Харрисон, Старр... Эти имена нынешняя молодежь уже не так хорошо знает, как раньше. Но те, кто не "балдеет от попсы", ценят и любят все, что создано этой группой. Рассмотрим несколько куплетов из разных песен и попробуем объяснить причину неувядаемости простенького на первый взгляд творчества.
Место культурологии в системе гуманитарного знания
Культурное пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с другом в сложные и непредвиденные отношения. Как ориентироваться в огромном море взаимосвязей? В этом помогает пришедшая сравнительно недавно в российские вузы новая дисциплина – культурология, одна из ведущих дисциплин социогуманитарного цикла.
Наука и техника в системе культуры
5.Наука и техника в системе культуры. Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания.
Культура Луншань
Луншань (кит. 龍山文化) — группа неолитических культур, располагавшихся по течению реки Хуанхэ на протяжении второй половины II тысячелетия до н.э.
Вспомогательные исторические дисциплины
(другое наименование — специальные исторические дисциплины) — особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию, дипломатику, генеалогию, геральдику, сфрагистику, историческую метрологию, нумизматику, хронологию, историческую географию, историческую информатику и некоторые др.).
Китайская историография
— совокупность исследований в области истории Китая. Имперский период Китай — страна непрерывной культурной традиции. Начиная с древности профессиональные чиновники фиксировали на гадальных костях, бронзовых сосудах, бамбуковых планках, шелковых свитках и на бумаге различную информацию. Это летописание являлось важной составной частью духовной жизни Китая.
Ностальгия по СССР
Введение 1 Позитивный взгляд на явление 2 Негативный взгляд на явление Введение Ностальгия по СССР — распространённое явление в России и странах СНГ постсоветского периода, а также в среде русскоязычных граждан дальнего зарубежья (в частности Израиля, США, Канады и т. п.), родившихся в СССР. Ностальгия по СССР может выражаться в ностальгии по советскому строю, по советскому обществу, социальной защищенности, советской культуре, или просто по эстетике советского периода.
Морозов, Павел Егорович
Павел Егорович Морозов (род. 11 октября 1978, Минск) — белорусский общественный деятель и диссидент[1][2]. Отец Егор Морозов, полковник МВД Белорусской ССР. Павел окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «банковское дело» (2000), аспирантуру БГЭУ по специальности «финансы и кредит» (2004), магистратуру Европейского Гуманитарного Университета по специальности «политология» (2004).
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований
План Введение 1 История 2 Направления деятельности 3 Основные публикации 3.1 Коллективные монографии 3.2 Индивидуальные монографии Введение Институт гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева (ИГИТИ) — научное подразделение национального исследовательского университета Государственный университет — Высшая школа экономики.
Зенон
Зенон (ок. 426–491), император Византийской империи, принадлежал к знатному роду племени исавров.
Вольное общество любителей словесности, наук и художеств
Не следует путать с Вольным обществом любителей российской словесности. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств — литературно-общественная организация, существовавшая в Санкт-Петербурге в 1801—1826 годах[1] (с перерывами).
Городецкий, Габриэль
Габриэ́ль Городе́цкий (род. 13 мая 1945 года) — профессор истории, директор Каммингсовского Центра по изучению России и Восточной Европы Тель-Авивского университета. Почётный доктор Российского государственного гуманитарного университета (с 2010 г.). Один из ведущих западных критиков теорий Виктора Суворова.
Естество-научная картина мира
Наука – это во многом особый метод познания, своеобразный способ получения структурного знания. Но в науке всегда есть и другая составляющая, которая предполагает ту или иную философию или даже религию. Например, в эпоху Возрождения наука была тесно связана с так называемым “пантеизмом” - представлением о Боге как проникающем собою любую часть мира и совпадающим с бесконечным Космосом.