"Мой сын совсем не любит читать. Когда он был маленьким, мы с мужем читали ему вслух, он слушал с удовольствием. Потом он стал старше, читать ему вслух мы перестали, думали, он сам начнет читать, а он - ни в какую. В школе из-за этого уже начались проблемы. Мы уж и так его пытались стимулировать, и сяк, - ничего не помогает. Я всегда очень любила читать, в детстве и молодости читала все подряд. Муж тоже книголюб. Дома у нас хорошая библиотека, много красивых и ярких книг. Не знаю, в чем причина, и что нам делать".
Признаком интеллигентного человека всегда была любовь к хорошей литературе, которая воспитывается с раннего детства. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет, когда вырастет. Книга - не только источник знаний, книга воспитывает и формирует сознание, так как через книги происходит передача нравственных ценностей и норм от поколения к поколению.
С началом перестройки в нашей стране, многие люди, имеющие отношение к детской литературе, забили тревогу, - распространилось мнение, что детям стало нечего читать, потому что книги, написанные в эпоху социализма, потеряли свою актуальность, стали неинтересны современным детям, а новые, которые могли бы их увлечь, пока еще не написаны. Принято считать, что интерес к чтению, которым всегда отличался советский человек, пропал, что новое поколение, и особенно дети, стало читать намного меньше. Много пишут о том, что снизилось качество читаемой литературы, - вместо хорошей классики дети стали читать комиксы, перепечатки иностранных детских книжек, с короткими текстами, лишенными каких-либо художественных достоинств, и обилием картинок.
Но, с другой стороны, нельзя не признать, что в последние годы переиздавалось и издавалось впервые многое из того, что составляет "золотой" фонд отечественной и мировой детской литературы, кроме того, начали печатать религиозную литературу, проповедующую христианские ценности. Исчез книжный дефицит, практически все родители получили возможность купить своим детям хорошую книгу, пусть и по дорогой цене. Дети сейчас имеют возможность выбирать для чтения любую книгу - и классическую, и современную, и первоклассную, и "бульварную", и серьезную, и легкую, - в общем, есть книги на любой вкус.
Кроме того, появились новые детские журналы, интересные и красочные, в которых печатаются произведения талантливых писателей и поэтов, - например, "Миша", "Трамвай", "Кот и пес", "Черная курица" и другие.
Было бы странно в такой благоприятной ситуации ожидать потери интереса к чтению. Как показывают опросы родителей, дети читают сейчас не намного меньше, чем раньше, а может быть, даже и больше.
Вот какие книги (по нашим собственным данным) называют дети 90-х в качестве любимых: во-первых, это сказки: народные сказки, волшебные сказки, сказки про животных, сказки Пушкина, сказки Андерсена, Шарля Перро, братьев Гримм. Во-вторых, - старые, известные книги русских, советских и зарубежных авторов, которые читали еще их родители: "Мифы Древней Греции", "Винни-Пух", "Волшебник Изумрудного города","Дядя Степа", "Приключения Буратино", "Приключения Незнайки", "Приключения веселых человечков", "Путешествие Голубой стрелы", " Путешествие Гулливера", "Ну, погоди!", "Пиноккио", "Снежная королева", "Алиса в стране чудес", "Три поросенка", "Кот Леопольд", "Кот в сапогах", и другие. В - третьих, дети начали читать религиозные книги - например, Библию, "Историю Христа", а, в-четвертых, - стали популярными комиксы. Кроме того, современные дети читают энциклопедии, научно-популярную, историческую литературу, книги про животных.
Как же приучить детей к чтению? Оказывается, самым лучшим способом является организация постоянного общения ребенка с книгой. Сначала взрослые читают ребенку - регулярно и достаточно помногу. Маленькие дети обычно любят слушать, когда им читают. У них есть свои любимые книжки. Часто они буквально мучают родителей, требуя от них чтения одной и той же книжки по сто раз. Помню, как мой сын изводил папу просьбами читать ему "Липунюшку" Льва Толстого. Слушал он внимательно. Исправлял каждую неточность, потому что давно уже выучил весь текст наизусть. Потом "Липунюшка" ему надоел. Он с такой же силой полюбил "Феньку" Л. Пантелеева. И история повторилась.
Затем, когда ребенок овладевает грамотой, читают по очереди: немного - ребенок, побольше - родители, причем, постепенно родители читают все меньше, а ребенок - все больше. Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка читать насильно, надо постараться заинтересовать его чтением, подбирать книги, которые могли бы чем-то его привлечь.
Для того, чтобы полюбить чтение, нужно найти свою собственную книгу, которая бы задела за душу, увела в волшебный мир фантазии, показала, что от чтения можно испытывать удовольствие. После этой книги человек начинает читать. У всех книголюбов есть такая книга. Часто им самим трудно объяснить, чем же она так их привлекла, - вроде бы ничего в ней особенного не было, - просто она стала для них именно той самой книгой. Причем, для другого человека эта книга может быть, вообще, не интересна. Для моего сына такой книгой была книга "Сердце пирата", которую написал современный детский писатель Д. Емец.
Если ребенок много читает, это не значит, что родители могут успокоиться и не контролировать ребенка. Некоторые дети любят читать, потому что убегают в книжный мир от проблем реальной жизни. Есть дети, которые читают запоем, много и быстро, буквально "проглатывают" книги, но уже через неделю ничего из прочитанного не помнят. Иногда дети предпочитают читать вместо того, чтобы делать уроки. Кроме того, важно и то, что читают дети, чему они могут научиться из прочитанных книг. Ведь сейчас им доступны книги любого качества и любого содержания. Хорошо, если родители заботятся о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
Надежда Зырянова
Другие работы по теме:
9 способов увеличить читаемость вашей рассылки
Предложите вашим подписчикам содержание, которое они не смогут прочитать где-нибудь еще. Я не утверждаю, что все содержание должно быть на 100% оригиналом, но часть вашей рассылки должна содержать уникальную информацию.
Можно ли переучить левшу и стоит ли?
Наш мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за различные функции. В частности, правое полушарие ответственно за действия левой руки, а левое полушарие – за действия правой.
Почему врут дети
Судя по всему, дети способны лгать с того самого момента, как начинают говорить, но называть ложью то же самое, что и мы, взрослые, дети начинают только к восьми годам.
Опасность школьной дезадаптации
Неравномерность развития, как закон диалектики, распространяется и на личность: нет похожих людей, нет одинакового уровня развития и образования. Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников.
Дети и деньги
Дети и деньги – не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать – то как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.
Психологическое состояние школьников
Психологические особенности младших школьников. Воспитание детей в благополучной семье. Слепая любовь родителей. Строгая и честолюбивая семья. Воспитание в неблагополучной семье.
Принятие родителями ребенка
Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит?
Скрининг слуха
СКРИНИНГ СЛУХА Детям раннего возраста исследование слуха предпочтительно проводить во время естественного сна в комфортных для ребенка домашних условиях для исключения необходимости применения снотворных средств.
Клуб молодой семьи
Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств Предмет: Культурология семьи и детства Экзаменационная работа Клуб молодой семьи
Лермонтов м. ю. - что такое свобода1
Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 1
Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Чаковский а. б. - Я хочу рассказать о книге
Мне хотелось бы рассказать о замечательной книге. Свет далекой звезды. Чаковского. Эта книга рассказывает о любви. И начав ее читать уже невозможно оторваться. Когда он увидел фотографию то для него как будто зажегся маяк.
Мифы - Сказание о создании ночи1
Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов. Как по разному и в то же время как похоже древние люди живущие в разных местах представляли себе строение мира и человека причины смены времен года смену дня и ночи возникновение в Мне очень нравится читать мифы и легенды разных стран и народов.
. Тема а
Бельских Татьяна Александровна; предметное профессиональное направление деятельности – природоведение, занимательная зоология
Гигиенические зубные пасты
Гигиенические пасты сейчас практически не производят, и они редко встречаются в продаже. Они оказывают только очищающее и освежающее действие и не содержат специальных лечебных и профилактических компонентов. Наиболее распространенныу зубные пасты: «Апельсиновая», «Мятная», «Семейная». Также выпускаются пасты с более выраженным антисептическим действием это такие как: «Олимп», «Московская», «БАМ».
Стул грудных детей
Первый кал после родов выглядит вначале как черновато-коричневая мазь. Затем появляется типичный для кормленного грудью ребенка вид: желтый, кашеобразный, по окраске и внешности напоминающий яичницу, только запах у него другой, немного кисловатый.
Рефлексы новорожденных
ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ Рефлексы новорожденных: Рефлекс Моро В ответ на громкий звук ребенок разводит в стороны руки и сводит их в исходное положение. Рефлекс можно вызвать, если лежащего на руках ребенка резко опустить вниз на 20 см, а затем вернуть его в исходное положение (реакция на линейное ускорение).
Образ Дика Сенда по роману Жюля Верна Пятнадцатилетний капитан
Дик Сенд — сирота, воспитывался в детском доме. Даже имя он получил в честь жалостливого прохожего, который его нашел, а фамилия ему дали в память о месте, где его нашли. Мальчик был умным, в четыре года уже умел читать, писать и считать. В восемь лет он пошел юнгой на корабль, где так хорошо себя зарекомендовал, что капитан Хелл познакомил его с владельцем судна Велдоном, и тот отдал парня в школу.
Книги
Сочинение-рассуждение Интересно читать разные книги. Книги учат нас жить. Мы учимся многим вещам, читая книги. Есть разные виды книг: романы, рассказы, повести, сказки, басни, стихи, пьесы, мемуары, атласы и учебники.
Зачем нужно любить читать
Автор: Сочинения на свободную тему Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.
Стоит ли читать книги
Автор: Сочинения на свободную тему Книга. Жила-была Книга. Очень умная и мудрая вещь, но многими позабытая. И вот однажды встретился я с Нею: - Здравствуй!
Лапти
Автор: Бунин Иван. Пятый день на дворе вьюга. В хуторском доме тяжело болен ребенок. В бреду он просит дать ему какие-то красные лапти. Мать рядом плачет от беспомощности и страха. Муж ее в отъезде, до доктора не доехать. Нефед принес соломы и спрашивает про состояние ребенка. Про лапти он говорит: «Значит, надо добывать.