Морено считал наиболее глубинным филогенетическим фактором личности, формирующим человеческое поведение, ее спонтанность. С исчезновением спонтанности личность погибает. структура личности, по мнению Морено, представляет собой набор ролей. Фундамент, значение имеют роли (первичные ролевые категории): соматические (или психосоматические), определяемые физиологическими потребностями и эмоциями; психические, возникающие уже в социальной матрице и расширяющие сферу переживаний ребенка; социальные, задаваемые структурой социальных отношений, в которых участвует человек; трансцендентные (или интегративные), в которых человек совершает имманентную присущую миру трансценденцию и приходит к общему взгляду на мир.
Развитие личности Морено рассматривал в двух аспектах: как социоэмоциональное (формирование способности к межчеловеческим отношениям) и ролевое развитие (приобретение опыта благодаря ролевому обучению).
Социоэмоциональное развитие начинается с феномена спонтанной социализации не связанных родством людей на самой ранней ступени их развития. На 1-20 неделе младенцы живут на стадии органической изоляции, не замечая друг друга. С 20-24 недели начинается стадия горизонтальной дифференциации, когда контакты не зависят от индивид, особенностей младенцев, а обусловлены степенью близости (расположением кроваток). На 40-42 неделе начинается стадия вертикальной дифференциации, когда на групповую организацию начинают влиять физическая сила и сообразительность. В группе образуются "верх" с ее лидерами и "низ" с несамостоятельными и обособленными членами группы. Однако взаимные социометрические выборы у маленьких детей редки вследствие неразвитости феномена теле, т. е. способности общаться на некоторой дистанции, передавая издалека эмоциональные сообщения друг другу.
Примерно на седьмом году жизни социометрическая структура детских групп меняется. Многочисленные взаимные выборы свидетельствуют о том, что фактор теле становится более действенным. До завершения пубертата и появления типичных для взрослых людей групповых структур, сменяя друг друга, следуют две стадии преобладания разнополых и две стадии преобладания однополых выборов.
Огромное значение Морено придавал ролевому развитию. Он писал, что появление роли первично по отношению к "Я", подчеркивая тем самым неотъемлемое значение ролей в развитии личности В его теории рассматриваются несколько стадий ролевого развития человека.
Эмбриональная стадия. На этом уровне человек, по мнению Морено, вступает в отношение с миром, т. е. у него появляется поведение. Ребенок и мать образуют функциональное органическое единство (органическая плацента). Важнейшим фактором нормального развития в это время является спонтанность (S-фактор). Нормальные (спонтанные) роды – это бестравматический переход от внутриутробных к внеутробным условиям существования.
Первая психическая вселенная (матрица вселенской идентичности). На этой стадии ребенок еще не дифференцирует объекты и живые существа. Мать вместе с младенцем образуют интеракциональное единство (социальная плацента), переживание которого становится глубинным переживанием тождественности с миром и формирует последующее доверие к собственному бытию (соответствующее описанному Эриксоном базовому доверию к миру). Причиной сильной концентрации ребенка на стадии вселенской идентичности является акциональный голод, побуждающий его целиком отдаваться действию. Интеракция (как и на последующих стадиях) осуществляется благодаря процессам разогрева.
Первая психическая вселенная (матрица вселенской реальности). Ребенок начинает различать и узнавать окружающих людей и предметы, однако он делает это только в тот момент, когда они реально присутствуют. Представления о вещах отсутствуют или во всяком случае не дифференцируются от самих предметов.
Вторая психическая вселенная. Единое восприятие мира ребенком разделяется на восприятие реальности и на фантазию, что является предпосылкой возникновения дискурсивного мышления. Благодаря абстрактному мышлению постепенно изменяется восприятие мира, происходит дифференциация речи и формирование понятий. На этой стадии ребенок знакомится с ролями еще до того, как он способен действовать. Он должен научиться жить и в реальности, и в представлении, не отдавая предпочтения ни одному миру в ущерб другому. Если человек остается на уровне восприятия реальности (в рамках матрицы вселенской реальности), это грозит ему слабоумием. И наоборот, застревание на своих представлениях может стать причиной невротической отгороженности от реальности из-за возникающих ирреальных страхов и желаний.
Третья психическая вселенная. Человек переживает тождество с трансперсональным бытием. Это переживание не обязательно в психосоциальном отношении. Оно совершается не только в психических или социальных ролях, а и благодаря трансценденции к новой ролевой категории интегративного переживания.
В процессе ролевого развития происходит последовательное формирование всех ролевых категорий: соматических, психических, социальных и трансцендентных. Если какая-либо фаза минуется или происходит возврат на предыдущие уровни, то наблюдаются различные случаи личностной патологии. Так, пропуск формирования психических ролей ведет к психопатическому развитию, а социальных – к шизоидному. Возврат к низшим уровням является причиной развития страха, который может проявляться в различных невротических и психотических нарушениях. Целью психодрамотерапии является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в творческом акте.
Теория и практика психодрамы оказали огромное влияние на многие другие виды групповой психотерапии. Метод психодрамы и лежащая в ее основе психодраматическая теория личности получили дальнейшее развитие в работах Зерки Морено, Г. Лейтц, Д. Киллера и др.
Список литературы
П.П. Горностай. Психодрама (Я.Л.Морено)
Другие работы по теме:
Малая социальная группа
Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.
Философия Аргентины
Начало философской мысли в Аргентине было положено схоластической философией, проникшей сюда в период колонизации страны (16 - начало 17 вв.) из метрополии - Испании. В конце 18 - начале 19 вв. распространяются идеи французского материализма.
Малые группы
Малая группа - Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов
Социометрия Джекоба Леви Морено
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики. ИМБиП Реферат По дисциплине: «Социология.» На тему: «Социометрия Джекоба Леви Морено.»
Психодрама как метод групповой терапии
Реферат по социологии на тему: «Психодрама как метод групповой терапии» Выполнила студентка группы ФФ-2289 специальности «Журналистика» Катерина Могутова
Кроссворд по социологии
Овчинников В В Вопросы к кроссворду Вопросы по горизонтали: Вопросы по вертикали: Какую теорию общества создал французский социолог А. Конт, в противовес материализму французских просветителей, влияние которых он считал негативным ?
Социометрия Я.Л.Морено
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Факультет государственного и муниципального управления
Социометричесий метод в классных коллективах
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД В КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВАХ С. Е. Захарова, А. Е.Холопова Социометрическое направление в изучении малых групп связано с именем Дж. Морено. В 30-е годы Дж. Морено, австрийским психиатром, был разработан социометрический метод описательного анализа межличностных отношений, направленный на изучение эмоциональных связей в малых группах.
Плачь, любимая, плачь
Прости меня, мальчик. Спасибо за революцию, товарищ Морено. "Не рассказывай - покажи". Вся жизнь - сплошная психодрама.
Гештальттерапия (Ф.С.Перлз)
На развитие направления оказали влияние современная западная философия (феноменология, экзистенциализм), дзен-буддизм, различные психотерапевтические подходы: психоанализ, психодрама , телесно-ориентированная психотерапия.
Виды тестов по психологии
Содержание Тесты свободные, структурированные, шкалированные, графические и с пробелами 3 Классификация тестов по оцениваемому объекту 5 Личностные тесты 6
Психодрама
Психодрама как метод групповой психотерапии, ее основные компоненты и упражнения. Использование специфических техник психодрамы: представление самого себя, исполнение и обмен ролями, диалог, монолог, дублирование, реплики в сторону, пустой стул, зеркало.
О роли психологии
Ускоряющийся кризис: предпосылки и развитие. Потенциальность предсознательного. Доступность когнитивной составляющей. Феноменологический интеллект. Концептуальный страх: гипотеза и теории. Ролевой и потребительский бихевиоризм: предпосылки и развитие.
Рольова соціалізація особистості психотерапевтичний ракурс
РЕФЕРАТ на тему: Поняття соціалізації - одне з ключових в проблемі психологічного розвитку особистості. Остання, маючи дуалістичну, біо-соціальну природу, є одночасно і результатом розгортання потенціальних, закладених в спадковості, можливостей, і продуктом формуючого впливу суспільства.
Действие как воспитание
Институциональный инсайт, апперцепция: основные моменты. Теории культурного стимула и страха, когнитивного контраста. Сексуальный тест в XXI в. Особенности социального аутизма. Последовательность действий. Феноменологический импульс глазами современников.
Экспериментальная социальная психология
экспериментальная социальная психология В 20-х годах XX столетия благодаря трудам немецкого исследователя В. Меде начинается новый этап развития социальной психологии - зарождается экспериментальная социальная психология. Проводя опыты с одним испытуемым, а затем включая его в группу испытуемых, Меде установил различия в способности людей выносить боль, совершать физические и умственные действия в группе и в одиночку.
Позитивистский автоматизм в XXI веке
Особенности когнитивного и возрастного конформизма, социометрического и экзистенциального стимула. Сущность потребительского интеллекта, онтогенеза речи, психоанализа. Основные моменты методологического гомеостаза. Возможность эриксоновского гипноза.
Ролевой стимул
Понятие ролевого стимула как актуальной национальной задачи. Связь как архетип, сублимированный интеллект. Философский аутотренинг: предпосылки и развитие. Страх как эскапизм, откровенность фрустрации. Материалистический кризис: основные моменты.
Темы ов для студентов II
Место сдачи – кафедра общей социологии факультета социологии гу – вшэ, Кочновский проезд, д. 3, ком. 436
тема: «социометрия д. Л. Морено»
Возникновение и развитие социометрии (как теоретической системы и как системы практических методов) самым теснейшим образом связаны с жизнью и творчеством получившего широкую известность в наше время социолога, психиатра и социального психолога Д. Л. Морено, который по праву считается ее основателем
Deftones
На волне ню-металла 90-х годов "Deftones" привлекли к себе внимание американской публики, играя на разогреве у таких команд как " Korn", "Bad brains" и " White zombie". Группу возглавил Чино Морено, по кличке "Вонг" (Камилло Вонг Морено).
Психодиагностика в оценке качеств персонала
Социально-психологический климат в группе. Оценка психологического уровня персонала группы. Способы действия и поведения профессиональных групп, гипотеза Морено. Цели применения психологического тестирования персонала. Характеристики и групповые явления.
Бакстер, Хосе
План Введение 1 Биография 1.1 Детство 1.2 Юность 1.3 Деятельность в подполье Список литературы Введение Rafael Хосе Луис (Джо) Бакстер (исп. Josй Luis (Joe) Baxter, 24 мая 1940 — 11 июля 1973) — аргентинский революционер и партизан англо-ирландского происхождения.
Иберы
Введение 1 Происхождение 2 История 3 Внешнее влияние 5 Галерея изображений Список литературы Введение Ибе́ры — народ, живший на территории современной Испании, примерно с 3-его тысячелетия до нашей эры. Также иберы в античных источниках — этническое название восточно-грузинских племён, живших на территории Иберии (регион Картли, Восточная Грузия).
Гаспар Санз
Франсиско Бартоломе Санз родился 4 апреля 1640 года в местечке Calanda (которое я так и не нашёл на карте) провинции Арагон, с юного возраста его называли ещё и Гаспаром. Сведений о нём сохранилось немного, хотя он и был знаменитым испанским гитаристом.
Морено Торроба
Федерико Морено Торроба родился в Мадриде в 1891 году в семье музыкантов. Первым учителем мальчика был его отец Хосе Морено Баллестерос – талантливый органист и дирижёр, под управлением которого исполнялся балет Мануэля де Фальи.
Хосе Мигуэль Морено
Хосе Мигель Морено /Jose Miguel Moreno/, - испанский музыкант, аутентист, - исполнитель на старинных щипковых инструментах: барочной гитаре, виуэле, теорбе, лютне; чье искусство извлекать тишайшие звуки во всем мире называют «волшебным».
Життєві ролі і рольова соціалізація
Реферат з психології На тему: ЖИТТЄВІ РОЛІ ТА РОЛЬОВА СОЦІАЛІЗАЦІЯ План Ролі та життєві сценарії людини Структура рольової взаємодії Рольовий стрес та рольовий конфлікт