Экзистенциональная психология представляет собой своеобразный итог развития европейской мысли последних двух столетий, вобравший в себя достижения таких направлений, как философский иррационализм (Шопенгауэр, Кьеркегор), "философия жизни" (Ницше, Дильтей), интуитивизм (Бергсон), экзистенциализм Хайдеггера, Ясперса, Камю, Сартра и философско-психологические воззрения многих других исследователей.
Главный предмет экзистенциальной психологии - смысл человеческой жизни, условия его обретения, изменения и утраты. По мнению Г.Линдсея(1), экзистенциальную психологию можно определить как эмпирическую науку о человеческом существовании, использующую метод феноменологического анализа. Существование или экзистенция - ключевое понятие в этой гуманистической ориентации. Экзистенциалисты различают "бытие" и "существование": "бытие" относится к окружающему человека природному и социальному миру, а "существование" - к внутренней жизни человека, к его индивидуальному "я".
"Существование" - это индивидуальная жизнь, наполненная переживанием отношений человека с миром. С другой стороны, "существование" понимается как постоянное "экзистирование" (М. Хайдеггер), т.е. выход за пределы. У Хайдеггера это состояние характеризуется как "забота" или "забегание вперед", у Сартра - как осуществление личностью своего "проекта". При этом экзистенциональная психология утверждает единство индивида -в -мире. Любой взгляд, разрушающий это единство, - это разрыв целостности человеческого существования.
Постигая себя как экзистенцию, человек обретает свободу, которая есть выбор самого себя, своей сущности, накладывающий на него ответственность за свою жизнь и происходящее в мире. Вот почему свобода рассматривается экзистенциалистами как фундаментальная характеристика человеческого существования. Свобода, указывает М. Босс, не есть нечто, чем люди обладают; она есть нечто, что они есть. Свобода выступает одной из универсальных характеристик человеческого бытия, как способность человека овладевать условиями своего бытия. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости - независимости, отчуждения, ответственности.
Индивид не пешка в руках среды и не порождение инстинктов или потребностей. Он обладает свободой выбора и единственный ответственен за собственное существование. Но, многие исследователи предполагают еще одну фундаментальную характеристику бытия - вину, полагая ее исконной и неизбежной чертой человеческого существования. Лишь актуализируя свой потенциал люди, могут жить аутентичной жизнью. Вина может проявляться в ограничении возможностей своего существования или отказе от них, или в зависимости индивида от среды, позволяя другим (или среде) управлять собой. Босс: " В этом смысле человек остается виновным всю свою жизнь - то есть должным в отношении всех требований, уготовленных будущей его жизнью, до последнего дыхания…"(2). Люди свободны выбирать любую жизнь, бытие - это возможность отношения к тому, что мы встречаем. Значение связи "свобода - ответственность" подробно рассмотрено в книге Э.Фромма "Бегство от свободы": "Я свободен" означает в то же время "Я полностью ответственен за свое существование"(3). Становление человеком - сложный проект, и немногим удается его выполнить. Именно этот принцип свободы в экзистенциальной психологии связывает ее с гуманистическим движением, представленным теорией самоактуализации А.Маслоу, центрированной на человеке теории К.Роджерса, логотерапии В.Франкла и др.
Одним из основополагающих направлений в экзистенциальной психологии послужил экзистенциальный психоанализ Ж.П. Сартра. Не будучи профессиональным психологом или психиатром, французский мыслитель и литератор, Ж.П. Сартр первым вводит термин "экзистенциальная психология" и рассматривает в своих работах проблемы свободы ответственности и выбора, проблемы поиска смысла существования. Исходным пунктом психологического познания у Сартра служит рефлексия, в самосознании мы можем найти единственное несомненное подтверждение реального бытия. Рефлексия в качестве квази -познания схватывает одновременно и символ и символизацию. Критика классического психоанализа и отказ от признания сферы бессознательного имеет важное методологическое значение. Свободный выбор сознателен. Это означает, что человек несет бремя ответственности за этот выбор, он не может снять с себя эту ответственность, апеллируя к спонтанности автономного бессознательного. Объясняя свой метод, Сартр делает парадоксальный вывод: "Свободный выбор, который делает человек, из самого себя, абсолютно тождествен тому, что называют судьбой"(4).
Л. Бинсвангер, родоначальник собственно экзистенциального анализа, привнес в экзистенциализм свою многолетнюю практику психиатра. Рассматривая клинические или пограничные состояния личности, Бинсвангер отвергает принцип казуального объяснения психических явлений. Опыт индивида не должен сводиться к научным понятийным конструкциям, а интерпретироваться в его собственных терминах. Мир безумца - осмысленный мир, даже если это не наш смысл. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления, это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования. Психически больные люди не видят вероятностного характера бытия - бытия - возможности. Как считал Бинсвангер, достоверная экзистенция субъекта определяется лишь благодаря внедрению глубин экзистенции в свое Эго, с ориентацией человека на автономный выбор жизненных проекций ил путей.
Временная связь, то есть способность переносить прошлое в настоящее, вместе со способностью действовать во временной перспективе составляет сущность разума и личности. Утрата временной перспективы оказывается фатальной в генезисе психических нарушений. Глубокое беспокойство и депрессия аннулируют будущее. В тех случаях, когда субъект не открыт своему будущему он начинает осознавать себя одиноким, его внутренняя проекциональность мира свертывается, а потенциальные ресурсы блокируются.
Только когда человек осознает и ощущает себя самореализованным и автономным, следовательно, аутентичным, он может самозащититься от различных неврозов и психодефектов.(5)
Основные принципы экзистенциальной психологии получили свое продолжение и развитие во многих теориях и исследованиях, в данном случае мы коснемся теории А. Маслоу. Теория А. Маслоу базируется на ряде допущений относительно человеческой природы. В каждом человеке предполагается активная воля к здоровью и актуализации собственного потенциала.(6) Люди становятся деструктивными в случае искажения, отвержения или фрустрации их внутренней природы. Отличительными чертами самоактуализирующегося человека являются ориентировка на реальность, спонтанность, центрированость на проблеме, а не на себе, автономность и независимость, а также способность к трансценденции.
Гуманистическая наука в таком понимании поднимает вопрос о глубинных сторонах человеческого бытия, о свободе и ответственности, о ценности и смысле жизни, о высших достижениях человеческой природы. Экзистенциальное мировоззрение растворилось во множестве теорий как в психологии, так и в литературе, искусстве и других областях человеческой деятельности, по иному открыв проблематику жизни и смерти, времени и индивидуальности.
Для психологии несомненно важным является главный вопрос экзистенциалистов о свободном человеческом существовании в мире, о построении своего жизненного пути, об ответственности за свою жизнь. Поставив перед нами эти вопросы, экзистенциальная психология открыла новые горизонты научного знания в психологии личности и дала толчок развитию психологии жизненного пути, убирая вакуум, возникший из-за отсутствия специальной психологической дисциплины, ориентированной на жизненно- смысловые проблемы.
Список литературы
(1) Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. - М.,1997 - 720 с.
(2) Boss M. The analysis of dreams. 1963.
(3) Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1991.
(4) Кузнецов В.Н. Жан Поль Сартр и экзистенциализм. -М., 1969
(5) Бинсвангер Л. Бытие в мире. - М., СПб., 1999. - 300 с.
(6) Маслоу А.Г. психология бытия. - М.,1997. -304 с.
Другие работы по теме:
Почему философию принято называть теоретическим мировоззрением
3. Как Вы думаете, ? Вряд ли можно спорить с тем, что философские взгляды играют важную роль в мировоззрении людей. Значительность этой роли нередко побуждает к тому, чтобы саму философию понять и определить с помощью отсылки к мировоззрению. Представить её, как теоретическую форму мировоззрения или как его теоретическое ядро.
Контрольная работа по Философии 10
Вопросы: 1. Понятие "мировоззрение". Исторические типы мировоззрения ? 2. Возникновение философии ? 1. ПОНЯТИЕ "МИРОВОЗЗРЕНИЕ". ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Свобода личности 2
Свобода личности Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.
Понятия по философии
БЛОК 1 —представление о природных и социальных процессах, в виде сверхъестественных сил. Мифология —исторический тип мировоззрения, основанный на представлении древних людей о явлениях природы и социальных процессов.
Струве Петр Бернгардович
Струве Петр Бернгардович - экономист, философ, публицист, общественный деятель. Стоял на позициях индетерминизма, ратовал за воспитание христианского уважения к достоинству личности.
Молодёжь, как социальная группа
Молодежь — это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (приблизительно от 16 до 25 лет1), особенностей социального положения и определенных социально-психологических качеств.
Логотерапия (В.Э.Франкл)
Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Основной тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию.
Страдание
В данном эссе мне хотелось бы сначала раскрыть свое понимание феномена страдания, его происхождения, причин, а потом показать, что мой взгляд соотносится с позициями как экзистенциальной психологии вообще, так и некоторых ее представителей в частности.
Лермонтов м. ю. - что такое свобода1
Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М.
Пушкин а. с. - Идеи свободы в лирике а. пушкина
Идеи свободы пронизывают всю лирику. Пушкина. Их содержание пополняется переосмысливается и видоизменяется на протяжении всего творческого пути поэта. Так например в ранний период его литературной деятельности в лицейские годы идеи свободы про.
Рецензия на рассказ Волшебный магазин Герберта Уэллса
Герберт Уэллс - выдающийся английский писатель, автор многих романов, рассказов. Несколько поколений читателей захватываются его фантастическими произведениями. Еще в начале ХХ столетия Уэллс предусмотрел огромные возможности, связанные с открытием космоса, межпланетными путешествиями.
Что такое свобода
Сочинение-рассуждение с элементами цитирования Человек всегда во все времена стремилась к свободе. Только понимание свободы у всех разное. Я думаю, что свобода - это, в первую очередь, свобода от предрассудков. Предрассудки ограничивают способности человека, поскольку в большинстве случаев основаны на ошибочных знаниях и выводах.
Талант и свобода
В детстве мы все любим смотреть в небо. Вот и сейчас, я невольно поднимаю голову, гляжу ввысь. Она глубокая, радостная, как будто согретая солнцем. По голубому небу медленно плывут пушистые кучевые облака, как стая белоснежных лебедей. Высоко над землёй парит птица. Она, наверное, ощущает чувство безграничной свободы в этот момент.
Тема свободы у Пушкина
Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования.
Что может человек
Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли, его понимания человека и человеческих качеств.
Тема свободы и изгнания
Что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный и трезвый взгляд на общество и несогласие жить, как все, думать, как все, совершать поступки, как все.
Детектив
Детектив - жанр, специфический для массовой литературы и кинематографа ХХ в. Основоположники детектива - Эдгар По и Уилки Коллинз, но подлинное рождение этого жанра имело место в рассказах Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе.
Монкада, Гильермо
Гильермо Монкада (исп. Guillermo Moncada, прозвище — «Guillermуn») — один из 29 кубинских генералов участвовавших в войне за независимость Кубы. Родился в негритянском районе Сантьяго-де-Куба 25 июня 1841 года [1].
Второй раздел Бенгалии
(1947 год) - окончательный раздел историко-культурной области Бенгалия, входившей в состав бывшей Британской Индии, между обретшими независимость от Великобритании республиками Индия с преобладающим индуистским населением и Пакистан, где преобладали мусульмане. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была во второй раз разделена на две части по религиозному признаку.
Независимость Бутана
Бутан — одна из немногих стран, которые за всю свою историю не были покорены, оккупированы, и никогда не находились под управлением другой страны. Некоторые утверждают, что Бутан находился под контролем Тибетской Империи или Королевства Камарупа в период с 7-го по 9-ый век н. э., однако твёрдых доказательств этому не существует.
Лондонский договор 1839
Лондонский договор , также известный как Первый Лондонский договор Конвенция 1839 года — договор, подписанный в Лондоне 19 апреля 1839 года представителями Великобритании, Австрии, Франции, Пруссии, России и королевства Объединённые Нидерланды. В соответствии с этим договором европейские державы признавали и гарантировали независимость и нейтральный статус Бельгии, и подтвердили независимость Люксембурга.
Война за независимость Анголы
Война за независимость Анголы — война между Португалией и рядом военно-политических группировок португальской колонии Анголы, выступавших за независимость страны. Часть Колониальной войны Португалии.
Война за независимость Мозамбика
Война за независимость Мозамбика — война между Португалией и Фронтом освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), выступавшим за независимость страны. Часть Колониальной войны Португалии.
Джей, Джон
Введение 1 Детство и образование 2 Война за независимость 3 Федералист 4 Верховный суд 5 Губернатор штата Нью-Йорк 6 Наследие Введение Джон Джей (англ. John Jay; 12 декабря 1745(17451212) — 17 мая 1829) — американский государственный деятель, один из отцов-основателей США, первый председатель Верховного суда США, дипломат, губернатор штата Нью-Йорк
Арбротская декларация
Арбротская декларация (англ. Declaration of Arbroath), 1320 — декларация суверенитета Шотландии в период борьбы за независимость с Англией. В ответ на поддержку папством английского завоевания Шотландии и отлучение от церкви короля Роберта Брюса и его сторонников, духовенство и бароны Шотландии во главе с аббатом Арбротского монастыря Бернардом де Линтоном издали адресованную папе Иоанну XXII декларцию суверенитета Шотландии.
Война за независимость Эритреи
План Введение 1 Предпосылки и ход войны Список литературы Война за независимость Эритреи Введение Война за независимость Эритреи — вооружённая борьба, проводившаяся эритрейскими вооружёнными группировками за независимость от Эфиопии во второй половине XX века.
Борьба за независимость в Баии
Борьба за независимость в Баии (порт. Independкncia da Bahia;1821-1823) стало важным эпизодом как в развитии движения за независимость в колониальной Бразилии, так и в период войны за независимость после её провозглашения.
Восстание Шейса
План Введение 1 Предпосылки 2 Восстание Список литературы Восстание Шейса Введение Восстание Шейса (англ. Shays's Rebellion) - вооруженное восстание в центральной и западной Филадельфии (в основном в Спрингфилде) с 1786 по 1787 год. Восстание названо в честь Даниэла Шейса, ветерана Войны за независимость США и предводителя восстания.
Война за независимость Перу
План Введение 1 Предыстория 2 Обретение независимости 3 Итоги войны Введение Война за независимость Перу — (англ. Guerra de Independencia del Perъ) — часть Войны за независимость испанских колоний в Америке, проходившей на территории вице-королевства Перу и Верхнего Перу (современные Перу, Боливия, части Чили и Аргентины).
Генри, Патрик
Патрик Генри (англ. Patrick Henry; род. 29 мая 1736 года, Гановер Каунти, Виргиния — ум. 6 июня 1799 г. плантация Ред Хилл, близ Брукнела, Виргиния) — американский государственный деятель, активный борец за независимость.