Прошло много лет после произнесения лекции К. Хорни в Германии, но несмотря на это, интерес к обозначенной теме остается, могу еще добавить, что интерес к теме любви никогда не исчезнет, пока существует человечество.
К. Хорни начинает свою лекцию с термина "невроз" и понимает его как невроз характера, который начинается в раннем детстве и захватывает всю личность, а говоря о невротической потребности в любви имеет в виду явление, осознаваемое и проявляющееся в преувеличенной потребности невротика в эмоциональной привязанности, позитивной оценке окружающих, их советах и поддержке, также как и в преувеличенной чувствительности к фрустрации этих потребностей. Задаваясь вопросом "в чем разница между нормальной и невротической потребностью в любви" К. Хорни отвечает так: "Я называю нормальным то, что обычно для данной культуры.
Все мы хотим быть любимыми и наслаждаемся, если это удается. Это обогащает нашу жизнь и наполняет нас счастьем. В такой степени потребность в любви, или точнее, потребность быть любимым, не является невротической. У невротиков потребность быть любимыми преувеличена и …невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива." Она показывает, что невротическая реакция хорошо выявляется в отношениях аналитик-пациент, где пациенты готовы жертвовать многим, чтобы заслужить одобрение аналитика.
Автор в большей степени дает анализ невротической любви женщинами и подчеркивает переоценку ими любви, говоря о тех невротических женщинах, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными, когда нет рядом тех, кто любил бы их и заботился о них, имея в виду тех женщин, у которых желание выйти замуж принимает форму навязчивости и в тоже время они сами неспособны любить, а их отношение к мужчинам скверное.
Характеристику невротической потребности в любви автор определяет как "ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости: "Ты обязан(а) любить только меня!". А под ревнивостью автор понимает "…ненасытность и требование быть единственным предметом любви". "Ты обязан(а) любить меня независимо от того, как я себя веду". Их типичные (невротические) представления: "Он(а) любит меня только потому, что получает от меня половое удовлетворение". Партнер обязан постоянно доказывать свою "настоящую" любовь, жертвуя своими нравственными идеалами, репутацией, деньгами, временем и т.п.
Любое невыполнение этих всегда абсолютных требований интерпретируется невротиком как предательство. Лектор делает, с моей точки зрения, интересное замечание, говоря о том, что есть люди, которые сознательно не признают любви, говоря: " Все эти разговоры о любви - просто ерунда. Вы дайте мне что - нибудь реальное!" Как правило, эти люди очень рано столкнулись с жестокостью жизни, и считают, что любви просто не бывает. Автор обобщает случаи, в которых связь между ненасытной потребностью в любви и общей жадностью хорошо просматриваются. Когда невротики вступают в любовные отношения, а потом отношения рвутся, некоторые начинают много есть. Но они же легко теряют вес, заведя новые любовные отношения.
И далее - о другом признаке невротической любви - чрезвычайной чувствительности к отвержению, которое проявляется явлением ненависти. В качестве примера автор приводит яркий случай с котом, который был у пациента и который позволил себе не реагировать на ласку хозяина - он его просто разбил об стенку. Одни пациенты защищают себя от реального переживания тем, что решают заранее, что их нельзя полюбить, другие защищаются сверхкомпенсацией. Автор считает, что нашла причину невротической потребности в любви и видит ее в неспособности невротической личности любить и далее говорит о трудности дачи определения любви "…как способности и желания спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее...".
Невротик к такой отдаче неспособен из - за тревоги, скрытой и явной вражды к окружающим. Он даже не подозревает, что не умеет любить и "…живет иллюзией, что он величайший из влюбленных и способен на величайшую самоотдачу". Невротик держится за самообман, потому что он выполняет очень важную функцию оправдания претензий на любовь и, в связи с самообманом, требует все больше любви от других, "а это было бы невозможно, если бы он осознавал, что на самом деле ему на них наплевать." Третья причина (первая - ненасытность желания быть любимым, вторая - неспособность любить самому) - непомерный страх отвержения, который доводит их до того, что они не могут подойти к другим людям даже с простым вопросом, боясь, что их оттолкнут, что порождает в них враждебность, а страх - все больше отделяет от людей.
Участие и дружелюбие на короткое время облегчает их состояние. Невротики убеждены, что их никто не сможет полюбить и это проявляется в любой ситуации, а не только в любви. К. Хорни повествует слушателям о том, что путать любовь с сексом не нужно и говорит о страхе перед любовью, по сути - страхе перед жизнью, и, как часть проблемы - страх перед зависимостью, т.к. невротики действительно зависят от любви других людей и очень в ней нуждаются. И приводит пример, как одна молодая девушка до начала анализа (психоанализа) несколько раз завязывала любовные отношения более или менее сексуального характера, и все они кончались ужасным разочарованием.
Всякий раз она была глубоко несчастна, погружена в ощущение собственного ничтожества, чувствовала, что может жить только для этого человека и вся ее жизнь потеряна без него. На самом же деле она совершенно не была привязана к своим мужчинам и не испытывала к ним никаких особых чувств. После ряда таких переживаний ее позиция изменилась на противоположную, на отказ от любой возможности зависимости. Чтобы избежать этой опасности, она полностью отключила свои чувства. Все, чего она хотела - получить власть над мужчинами. Мотив был такой: "Никогда не уступать, никогда ничего не делать для другого, потому что это означает зависимость и потому опасно".
Автор описывает основные средства, которыми невротик пытается достичь удовлетворения своей потребности в любви - привлечь внимание к своей любви(1), вызвать жалость к себе(2) и угрожать(3). Первое означает, что если я тебя люблю, то и ты должен любить меня, второе - неверие в любовь и убежденность во враждебности окружающих людей и что подчеркиванием своей слабости можно чего - либо добиться и, третье - угроза, т.е. могут быть открытые угрозы причинить вред другому или себе (в т.ч. угроза самоубийства). У людей с невротической потребностью в любви могут быть сильные нарциссические черты, они эгоцентрики и не имеют хороших отношений с самим собой. Еще одно объяснение - страх утраты любви, который Фрейд полагал присущим женской психике.
Явление невротической потребности в любви автор видит как один из путей защиты себя от тревоги. Наблюдения, которые обобщает автор, показывают, что увеличение потребности в любви наступает, когда на пациента давит какая - то особая тревога и исчезает, когда он осознает эту связь. В отношении психоаналитика у невротика пробуждается тревога и он "вцепляется" в аналитика, а на самом деле ищет защиту и успокоение от тревоги. Девиз его поведения: "Если ты меня любишь, ты меня не обидишь".
У него имеется потребность в успокоении. Невротическая потребность в любви иногда проявляется в форме сексуальных заигрываний с аналитиком, через сновидения, поведение и охотнее отливается в форму сексуальности, чем тяжелее складываются эмоциональные отношения с другими людьми. Сексуальные отношения к аналитику быстро исчезают, когда их интерпретируют как потребность в контакте, основанную на тревоге, а это открывает путь к проработке тревог, которые и явились причиной прихода к аналитику. Резюмируя сказанное, К. Хорни говорит, что когда невротическая потребность в любви выражается через сексуальность, эти люди склонны вступать в одну связь за другой, как будто под принуждением.
По - другому они себя вести не могут, т.к. их отношения с другими людьми разлажены. Поэтому так тяжело они переносят половое воздержание. Здесь автор выражает мысль и о том, что гомосексуальные наклонности на самом деле являются выражением невротической потребности в любви. Здесь же она видит связь между тревогой, невротической потребностью в любви и своим пониманием Эдипова комплекса: у ребенка возникает тревога, потому что он чувствует, что выражение его враждебных побуждений к родителю угрожало бы его безопасности и всему существованию.
Базальная тревога (в смысле "тревоги живого существа") - это общечеловеческое явление, у невротика эта тревога преувеличена. Пути защиты себя от базальной тревоги в нашей цивилизации - это невротическая потребность в любви, подчинение, компульсивное стремление к власти, успеху и обладанию, эмоциональное дистанцирование от людей, достижение безопасности и независимости, накопительство (желание обеспечить свою независимость от других). Невротик же выбирает не один путь, а пытается смягчить свою тревогу различными путями, иногда взаимоисключающими, что приводит к новым конфликтам.
Как говорит автор, одним из самых типичных невротичных конфликтов является конфликт между судорожным желанием быть всегда первым и одновременно - стремление быть всеми любимым. Так заканчивается эта интересная работа замечательного психолога и последователя З. Фрейда - Карен Хорни.
Список литературы
А. Титанов. Невротическая потребность в любви.
Другие работы по теме:
Человек и его потребности 2
Потребность – это степень нужды желания, которое хочется или нужно удовлетворять. Степень нужды - страсть (самая высшая), прихоть (самая низшая). Генезис потребности:
Философия любви 10
Философия любви Что такое любовь? Не каждый человек способен ответить на этот сложный, волнующий не одно поколение вопрос. Но каждый из нас согласится, что хотя бы раз чувствовал ее. Будь это любовь к матери, дружеская любовь, любовь к девушке или юноше, любовь к природе и т.д.
Невротическая потребность в любви
Невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении.
Любовь
Наибольшее внимание обычно привлекают два аспекта любви — как чисто психологического феномена и как проявления физического влечения, эквивалента сексуальных отношений (любовь физическая, или сексуальная).
Потребность в любви у грудного ребенка
Быть может, вам думается, что мы слишком усложняем внутренний мир грудного ребенка. Ничуть! Он действительно весьма сложен. Во всяком случае, гораздо глубже и тоньше, чем до недавнего времени принято было думать.
Психология Альфреда Адлера
Один наиболее выдающийся психолог, разошедшийся с Фрейдом и избравший путь создания своей собственной теории стал Альфред Адлер . Он с самого начала горячо поддерживал широту и новизну теории Фрейда. Однако со временем он заявил о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.
Куприн а. и. - Тема любви в прозе куприна
AlignjustifyЕсть у а и Куприна одна заветная тема Он прикасается к ней целомудренно благоговейно и нервно Да иначе к ней и нельзя прикасаться Это тема любви. Иногда кажется что о любви в мировой литературе сказано все Что можно поведать о любви после шекспировской истории.
Пушкин а. с. - Концепция любви в романе
Роман Евгений Онегин это роман о любви. На жизненном пути каждый из героев встречает это замечательное чувство. Но ни одному из персонажей не удается соединиться с любимым человеком. Роман Евгений Онегин это роман о любви.
Танка Исикавы Такубоку
Танка, или «короткая песня» - это одна из любимейший поэтических форм в Японии. Известным мастером танка XX века считается Исикава Такубоку. Его танка поражают простотой и вместе с тем глубиной мыслей, наблюдений. Они будто открывают мир по-новому. Такубоку пишет о любви, о текучести времени, красоте природы, душевный залог человека, о любви к родителей и родительскому дому, о всем том, что волновало и волнует каждого.
Поэзия любви
Кажется, что в мире не существует человека, которому бы была безразличной тема любви. Может, это и является тем самым благородным чувством, которое делает человека человеком. Любовь делает нас хорошими и мягкими, чуткими и чистыми. Читаешь книгу, смотришь фильм — везде любовь. Кажется, что именно она является мотором жизни, потому что все безумие и все благородные порывы совершаются человеком в порыве любви.
Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил любовь еще, быть может
Любовная лирика А. С. Пушкина составляет немалую часть всего поэтического наследия стихотворца. Есть в ней и строфы‑откровения, строфы – признания Пушкина в любви, и нежные послания, и четверостишия в альбом, и мимолетные зарисовки вспыхнувшего чувства, и поистине волшебные в изображении предмета пылкой страсти поэта сонеты.
Трагедия любви в рассказе Бунина Кавказ
Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».
Тема любви в поэзиях Гейне
Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменными остаются наивысшие истины, неизменной остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасающим огнем горит священное и непреодолимое чувство любви.
Открытие любви по творчеству И. Бунина.
Автор: Бунин И.А. И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными и непознанными законами.
Трагедия Шекспира Ромео и Джульетта
Трагедия Шекспира "Ромео и Джульетта" Автор: Зарубежная литература Действие трагедии происходит в эпоху Возрождения – XIV-XVI века. В это время люди средствами искусства заговорили о красоте жизни и любви, художники в своих картинах изображали прекрасных женщин, воспевают их красоту, а в литературе появляются великолепные стихи о любви: Петрарки, Данте, Шекспире.
Анализ стихотворения Слаб голос мой... А.Ахматовой.
Автор: Ахматова А.А. Стихотворение «Слаб голос мой» написано весной 1913 года. Оно входит в сборник «Белая стая» (1917 год), который принес (наряду с другими сборниками: «Вечер», «Четки», «Подорожник», «Anno Domini») А. А. Ахматовой широкое литературное признание.
Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека.
Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася
Тема любви в повести И.С. Тургенева “Ася” Читая повесть И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
О любви 2
О любви Автор: Сочинения на свободную тему Любовь — это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее.
Овидий Публий Назон
(43 до н.э. - 18 н.э.) Публий Овидий Назон, великий римский поэт родился в 43 до н. э. Он жил в Риме и вел беззаботную жизнь богатого человека, занимаясь тем, что было ему по душе — поэзией. Первые известные его произведения — эротические поэмы «Наука любви» и «Лекарство от любви». Они не чужды натурализма и являются своего рода наставлениями в различных вопросах любовных взаимоотношений.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Все начинается с любви... 3
«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Современная литература 50—80-х годов очень быстро развивалась. Представителями этого времени были такие авторы, как Е. Евтушенко, Ю. Друнина, С. Орлов, Р. Рождественский, В. Высоцкий и другие.
Все начинается с любви... 2
«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н. Толстой Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто.
Любовная лирика Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Жизнь В. В. Маяковского со всеми ее радостями и горестями, надеждами и отчаяниями — в его стихах. Произведения поэта, рассказывающие о его жизни, не могут не затрагивать тему любви.
Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина?
------------------------------------ В творчестве этих двух русских писателей прослеживается одна общая тема -тема любви.Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям бунинских рассказов.Любовь захватывает все помыслы человека,все его силы. Чтобы любовь не выдохлась,необходимо расстаться и навсегда,что происходит во всех рассказах Бунина.Все его герои живут в ожидании любви,ищут её и чаще всего,опалённые ею,гибнут.Любовь у писателя долго не живёт-в семье,в браке,в буднях.Короткая,ослепительная вспышка,до дна озарившая души влюблённых,приводит их к трагическому концугибели,самоубийству,небутию.В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты:душевная чистота,мечтательность,пылкое воображение,соединён-
Я вас любил...
Стихотворение «» написано в период творческого расцвета Пушкина, в 1829 году. Напечатано в издании «Северные цветы» в 1830 году. Связано с чисто личными переживаниями поэта. Оно, как и вся лирика о любви, исполнено благородством, искренностью, бескорыстием чувств. Сразу подкупает то, как робко поэт надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но все стихотворение – непререкаемое свидетельство любви неугасаемой, живой и сейчас.
Тема любви в творчестве Куприна по повести Гранатовый браслет
Автор: Куприн А.И. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру три повести: «гранатовый браслет», «Олеся» и «Суламифь». Протестуя против пошлости и цинизма, продажи чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает индивидуальные по красоте и силе примеры идеальной любви.
Куртуазность
Куртуа́зность куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви.