Компьютеризация нашего общества в последнее время приобрела лавинообразный характер, практически невозможно найти учебное заведение, организацию без наличия в них компьютеров и компьютерных сетей. Аналогично тому, как изобретение игровых автоматов породило такую форму аддиктивного поведения, получившего название "патологическая игра", таким же образом очередной виток технического прогресса создал еще более замысловатую аддиктивную патологию - интернет-зависимость. Согласно К.Young интернет-зависимость включает в себя следующие формы зависимого поведения: киберсекс, зависимость от общения в интернет-сети, азартные игры в интернет-сети, компульсивные путешествия по чатам, компьютерные игры.
Как показывает наш опыт работы основной группой риска для развития этой патологии в России являются подростки в возрасте от 13 до 17 лет. Этому способствует ряд факторов - широкое распространение домашних компьютеров, легкость подключения к интернет-сети, компьютеризация школьных и студенческих программ обучения, большое количество компьютерных клубов и интернет-салонов, особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург. Как правило, подростки знакомятся с компьютером в школе или компьютерном клубе. Практически все они проходят стадию естественной увлеченности и, хотя многие из них становятся в дальнейшем обычными пользователями, определенная часть переходит в категорию интернет-зависимых.
В процессе работы нами были выявлены некоторые общие черты, присущие этим пациентам. Как правило, для них были характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Это часто формировалось в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых выражение чувств считалось излишним или, вообще, относилось к проявлению слабости. Отношения в семьях носили формальный характер, отсутствовала искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствовало возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого круга общения, дружеские отношения возникали крайне редко, не было и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. С одной стороны - сами пациенты объясняли это отсутствием потребности в эмоционально близких отношениях, с другой стороны нами были обнаружены явные паттерны алекситимического синдрома, характерного для аддикций вообще. При этом и без того узкий круг общения, по мере развития интернет-зависимости приводил фактически к формальной изоляции подростка.
Чаще всего, сами подростки не отдавали себе отчет в то, что их увлечение вариантами компьютерных развлечений стало чрезмерным. Инициаторами обращения за помощью были родственники, случайно обнаружившие значительные проблемы в процессе обучения в школе или институте (пропуски занятий, перенос экзаменов, угрозу отчисления из учебного заведения и т.п.). Не случайно, время обращения за помощью совпадало чаще всего с началом весны.
Терапия, которая проводилась с такими пациентами, состояла из трех фаз: 1) индивидуальное обучение контролю над импульсом к запуску цикла "человек-компьютер"; 2) коррекция семейных отношений; 3) создание и реализация реабилитационной программы, направленной на нормализацию учебного процесса и восстановление социальных связей со сверстниками.
Таким образом, приходится очередной раз констатировать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества.
Список литературы
А.Ф.Шайдулина. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков
Другие работы по теме:
Аддиктивное поведение 2
Глава I 1.Аддиктивное поведение. Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующих социальных норм. Социальные нормы – ожидания группы по отношению к поведению индивида в определенных социальных ситуациях и позициях.
Причины и условия асоциального поведения подростка в современном обществе
«Причины и условия асоциального поведения подростка в современном обществе» Постоянный рост напряженности в социальной жизни нашего общества в последние годы, обусловленный неблагополучным экономическим положением, вызвал значительное увеличение различных отклонений в личностном развитии и поведении подрастающих поколений.
Модели поведения посетителей сайтов
Исследование выявило семь типов пользовательских сессий, причем оказалось, что три из них наиболее привлекательны для онлайнового бизнеса, чем другие. К этим трем относятся сессии с целью развлечений, поиск информации и просто серфинг.
К вопросу о девиации в подростковой среде
В статье показано, как кризис российского общества и дезинтеграция его структурообразующих элементов, снижение жизненного уровня населения, ослабление морально-этического фактора ведут к нарастанию девиантного поведения детей и подростков.
Интернет-общение (Особенности, типы, причины)
Целью исследования явилось изучение особенностей общения посредством Интернет. Было проведено первоначальное исследование с использованием наблюдения, анализа текстов переписки, беседы с пользователями Интернет.
Зависимость от компьютерной виртуальной реальности
Бурное развитие компьютерных технологий и внедрение их в повседневную жизнь активизирует процессы биопсихогенетической перестройки личности в связке "человек-компьютер", проявляющиеся новой психопатологической симптоматикой.
Уход от реальности
С проблемой желания ухода от реальности как подростков, так и взрослых людей сталкиваются практически все люди. Не все замечают и понимают, что с их близкими и друзьями творится что-то неладное.
Развитие абстрактного мышления в подростковом возрасте
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 2.1. Методы оценки мышления у подростков. При оценке мышления у подростков следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к этому возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточны развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого возраста, дети готовят себя к будущей профессии, соизмеряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку.
«Интернет-зависимость»
В наши дни технологии развиты настолько, что почти все люди имеют дома компьютер и доступ к интернету. Иногда возможности и доступность интернета заставляют людей проводить много времени в сети, частенько даже засиживаться по ночам. Но нужно различать здоровый интерес и зависимость
Пагубное пристрастие к алкоголю
Концепция алкоголизма. Физические последствия алкоголизма. Прогностическая неблагоприятность силы зависимости. Различения понятий "зависимость" и "физическая зависимость". Факторы риска формирования пагубных пристрастий. Влияние наследственности.
Земля Кайзера Вильгельма
(нем. Kaiser-Wilhelmsland) — одна из составных частей колонии Германская Новая Гвинея. Включала в себя северо-восточную часть острова Новая Гвинея. Названа в честь германского кайзера Вильгельма II.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Компьютерная зависимость
Text Text Graphics Компьютерная зависимость. Graphics Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. . Graphics
Виртуальный магазин
Разработка интернет-магазина для ООО «Электроприбор» Архитектура: Администрирование Инструменты управления интернет-магазином, общие и специальные настройки интернет-магазина.
Что такое интернет
Text Text большая библиотека из разных книг … большая библиотека из разных книг на Web-узлах, состоящие из интернет-страниц
Social diseases
Социальные болезни . Сочинение на английском языке с переводом.
Игровая зависимость 3
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена Психолого-педагогический факультет Реферат Игровая зависимость по предмету «Безопасность жизнедеятельности»