ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНОЙ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Бурное развитие компьютерных технологий и необычайно быстрое внедрение их в повседневную жизнь активизирует процессы биопсихогенетической перестройки личности в связке "человек-компьютер", проявляющиеся новой психопатологической симптоматикой. Именно связка "человек-компьютер" порождает явление называемое компьютерной виртуальной реальностью, в некоторых случаях являющейся более предпочтительной для "пользователя компьютером", чем окружающий мир.
Зависимостью от КВР можно назвать чрезмерное, доминирующее в жизни увлечение компьютером или игровой приставкой, используемое для ухода от реальности и ведущее к деформации или качественным изменениям социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Достоверность данной дефиниции подтверждают результаты четырёхлетнего наблюдения за пользователями компьютеров и игровых приставок, для чего были специально разработаны "Опросник для интервью лиц, имеющих проблемы при использовании компьютера или игровой приставки" и вариант теста "Незавершённые предложения" (ответы на который, на наш взгляд, более достоверны, чем ответы на "Опросник…"). В средствах массовой информации были помещены статьи разъясняющие признаки появления зависимости от КВР и опубликован номер "телефона доверия". По этому телефону обратилось 18 человек, преимущественно родственников лиц имеющих проблемы. "Опросник…" и "Незавершённые предложения" были размещены в Интернет. Откликнулось более 70 человек (как в России, так и за рубежом). Была установлена обратная связь, обмен мнениями и информацией по данной проблеме.
Всего опрошено, обследовано и т.д. более тысячи человек (школьники, учащиеся техникумов и ВУЗов) мужского и женского пола. Выявлено 37 случаев аддиктивного поведения. Практически все мужского пола, за исключением одного случая.
Установлены следующие симптомы зависимости, которые можно разделить на две группы:
- психические;
- соматические;
К психическим признакам относятся:
появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой или даже при ожидании ("предвкушении") контакта;
отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;
желание увеличивать время взаимодействия ("дозу") с компьютером или игровой приставкой;
появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой;
использование компьютера или игровой приставки для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии;
возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе;
К соматическим признакам относятся:
сухость глаз;
запоры;
отсутствие аппетита;
неряшливость;
Обычно выявляется предиспозиция в виде минимальной церебральной дисфункции (церебральная предиспозиция). Взаимодействие с компьютером или игровой приставкой быстро приобретало характер замещающе-компенсаторного и гедонически-мотивированного поведения. Нарастание признаков зависимости проявлялось психическим, а затем и психофизическим дискомфортом, в большей степени эмоциональным, вне общения с компьютером или игровой приставкой и восстановлением комфорта при начале (или чаще предвкушении начала) взаимодействия с ними.
Другие работы по теме:
Виртуальная реальность
Эволюция развития информационных технологий. Сущность и особенности виртуализации современного мира: раздвоение реальности. Понятие термина "киберпространство", его виды и особенности. Принцип и анализ онтологического статуса виртуальной реальности.
Специфика виртуальной реальности
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова»
Виртуальная реальность и одиночество
Virtual – наличный, имеющийся в распоряжении. Программист свободно оперирует понятием виртуальной машины. Это, в сущности, набор ресурсов, предоставляемых программисту определённой большой вычислительной средой.
Этика аутентичности и виртуальная реальность
Уханов Е.В. Научный руководитель: д.ф.н. проф. Воропай Т.С. Национальный Технический Университет «Харьковский Политехнический Институт» (61002, Харьков, ул. Фрунзе 21, каф. Системы и Процессы Управления),
Виртуальная политика: постановка проблемы
Нынешнюю постсоветскую экономику именуют виртуальной, так как многие важнейшие экономические показатели имеют мнимый характер. Мнимую экономику сопровождает виртуальная политика. В целом формируется виртуальный социальный мир.
Как бороться с компьютерной зависимостью
Как бороться с "компьютерной зависимостью" О проблеме "компьютерной зависимости" современных людей говорят все чаще. Недавно появился термин PC widow - "компьютерные вдовы", именно так стали называть себя жены, уставшие от компьютерной одержимости супругов.
Виртуальные реальности
Понятие виртуальные реальности имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле виртуальные реальности - это те игровые или необходимые с технической точки зрения "искусственные реальности".
Тень
О положения Юнга о наличии архетипов и в частности, такого архетипа как Тень.
Интернет и идентификационные структуры личности
Информация как ценность общества нового типа определена не только своей массовостью или общедоступностью, сколько возможностью персонализации, что задает для ее обладателя новые грани самоидентификации.
Виртуальная психология в россии
Тема: В конце ХХ века появляются психологические концепции, отражающие специфику развития техногенной цивилизации. Так в России активно развивается такое направление как «виртуальная психология». Большинство разработчиков этой области психологических исследований - специалисты в области компьютерной техники, физики, математики.
на Английском языке
Цель: научить работать с источниками (книгами, пособиями, справочниками и информационными сайтами); грамотрно работать с текстом; правильно и логично подбирать и обосновывать тему; находить соответствующий иллюстративно-графический материал
Наука о будущем Станислава Лема
В своих произведениях, как философских, так и фантастических, Лем рассматривает прогресс в следующих направлениях: космических исследований, техники (в особенности информационной), биологическом или эволюционном.
Internet — глобальная телекомуникационная сеть
Максим Пресняков "Компьютерра" 8 января 1996 "Интернет" - штуковина развивающаяся: вроде бы совсем недавно появилась "Мозаика", первую версию Netscape только прошлой зимой увидели, а вот,
Реальность
Прочитав материалы этого номера в порядке предварительной цензуры, я почувствовал себя санитаром в сумасшедшем доме. В том смысле, что вокруг личности с большой буквы, озабоченные ключевыми проблемами бытия, а у тебя
Архитектура памяти Windows CE 6
Вкратце, новая модель памяти дает возможность для запуска практически неограниченного числа процессов и под каждый процесс выделяется 2Гб виртуальной памяти.
Виртуальная реальность
С экранов телевизоров, со страниц компьютерной и некомпьютерной прессы все чаще слышится словосочетание '' виртуальная реальность ''. Что же скрывается под этим модным сегодня словом ?
Компьютерная зависимость
Text Text Graphics Компьютерная зависимость. Graphics Термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. . Graphics
Цвет и палитра
Цвета и палитра Цвет имеет большое значение в компьютерной графике , т.к. он усиливает зрительное впечатление и повышает восприимчивость информации и изображений . Ощущение цвета формируется человеческим мозгом от светогого потока ,который попадает на сетчатку глаза от излучающих объектов .
Автоматизация аудита как необходимость в современном мире
Интенсивное развитие компьютерной техники дало толчок началу, а затем и усовершенствованию методов аудита в компьютерной среде. Применение клиентами аудиторов автоматизированных информационных систем нуждается в проведении аудита с помощью компьютерной техники. При этом компьютерные технологии сегодня в принципе могут использоваться на всех стадиях аудита: во время планирования, осуществления, документирования аудиторской работы, оформление аудиторского вывода.
Этногенез и технологии виртуальной реальности
Воздействие концепций этногенеза на технологии виртуальной реальности. Объекты виртуальной реальности. Использование технологий виртуальной реальности в различных областях человеческой деятельности. Взаимодействие этногенеза с виртуальной реальностью.
Уильямс Фредерик
Английский инженер-электротехник. Изобрел запоминающее устройство на катодно-лучевых индикаторных трубках, которое ознаменовало собой начало компьютерной эры.
Энджелбарт Дуглас
Энджелбарт (Angelbart) Дуглас, американский инженер-электронщик, основатель ARC-центра (Augmentation Research Center) при Стэнфордском университете, изобретатель компьютерной "мыши".