Проблема определения.
Несмотря на широкое употребление слова "интеллект", психологи к единому его определению не пришли. Однако, многие согласятся, что все темы, рассматривающие формы познания "высшего порядка" - формирование понятий, рассуждение, решение задач и творчество, а также память и восприятие, - связаны с человеческим интеллектом. Р.Стернберг (Sternberg, 1982) просил людей описать характеристики интеллектуальной личности, и среди наиболее часто встречающихся были ответы "хорошо и логично мыслит", "много читает", "сохраняет открытый ум" и "глубоко понимает прочитанное". В качестве рабочего определения мы будем рассматривать интеллект как способность приобретать, воспроизводить и использовать знания для понимания конкретных и абстрактных понятий и отношений между объектами и идеями и использовать знания осмысленным способом.
Интерес и искусственному интеллекту (ИИ) заставил многих психологов задуматься о том, что есть в человеческом интеллекте уникально человеческое и какие способности требуются от компьютера, чтобы действовать (по-человечески) разумно. Никерсон, Перкинс и Смит (Nickerson, Perkins, and Smith, 1985) составили список способностей, которые, как они считают характеризуют интеллект человека.
Способность классифицировать паттерны.
Все люди с нормальным интеллектом способны разделять неидентичные стимулы на классы. Эта способность фундаментальна для мышления и языка, поскольку слова вообще означают категории информации: например, телефон означает широкий класс объектов, используемых для дальней электронной связи. Представьте, что это были бы за кошмарные усилия, если бы каждый телефон приходилось трактовать как отдельное неклассифицированное явление.
Способность к адаптивному изменению поведения - к научению.
Многие теоретики считают адаптацию к своему окружению наиболее важной приметой человеческого интеллекта.
Способность к дедуктивному мышлению.
Как мы видели ранее, дедуктивное мышление " это вывод логических умозаключений из имеющихся посылок. Если при условии достоверности посылок "Все жители Долины Напа любят вино" и "Кейт Супле живет в Долине Напа", мы заключаем, что "Кейт Супле любит вино", то мы проявляем способность к дедуктивному мышлению.
Способность к индуктивному мышлению - к обобщениям.
Способность к индуктивному мышлению предполагает, что человек выходит за пределы данной ему информации. Это требует от рассуждающего умения выводить из конкретных примеров правила и принципы. Если Бобби Мейер любит вино и живет в Долине Напа и ее соседка также имеет склонность к этому вкусному напитку, у вас может возникнуть мысль, что следующий сосед также обожает ферментированные фрукты. Может это и неправда, но такой вывод представляется "разумным".
Способность разрабатывать и использовать концептуальные модели.
Это означает, что у человека складывается некоторое представление о сущности этого мира, о том, как он устроен, и что мы используем эту модель для понимания и интерпретации событий. Никерсон и др. приводят следующий пример: "Когда вы видите, как мяч закатывается под один край кушетки и затем появляется из-под другого, откуда вы знаете, что мяч, который выкатился, - тот же самый, что закатился? На самом деле вы не обладаете такой уверенностью, но ваша концептуальная модель мира вдет вас к такому выводу... Кроме того, окажись этот мяч при появлении другого цвета или размера, чем был, когда закатывался, вам бы пришлось заключить, что либо мяч, который вошел, и мяч, который вышел, - это не один и тот же мяч, либо под кушеткой происходит нечто странное." Из того, что мы "знаем", многое мы никогда не наблюдаем непосредственно, но выводим из нашего прошлого опыта с другими сходными объектами и событиями. Я не знаю, может ли мой парикмахер говорить или читать на санскрите, но я действую так, как если бы он мог ответить, который час, и не читал на санскрите, тогда как у человека, выросшего в провинциальной деревне в Индии может быть противоположная модель.
Способность понимать.
Вообще, способность к пониманию связана со способностью видеть отношения в задачах и оценивать значение этих отношений для решения задач. Оценка понимания - это одна из наиболее неуловимых проблем в изучении интеллекта.
Список литературы
Солсо Р.Л. Человеческий интеллект - проблемы определения
Другие работы по теме:
Технологии будущего
Основные технологии, которые будут определять будущее в ХХI веке. Нанотехнология - переход на новый технологический уровень. Генная инженерия.
Естественная теология. Теология и наука
Аквинский Ф. ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ. ТЕОЛОГИЯ И НАУКА В этой части своего труда Фома размышляя о философии, религии и спасении человека приходит к мысли, что божественное дается человеку в виде откровений и эти откровения необходимо преподавать с помощью некоей науки. Человеческому разуму в большинстве случаев сложно постичь божественное откровение, более того, даже если это и возможно, то все равно от заблуждений и примесей «ненужных» мыслей не избавиться.
Биологическое и социальное в человеке 2
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека.» (А. Пъерон) Человек - это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, в котором биологическое и социальное начало тесно взаимосвязаны. Новорожденный с биологической точки зрения - человек, а с социальной точки зрения -только кандидат в человека.
Эмпиризм
Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон (1561-1626). По Бэкону, традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию.
Философия Анри Бергсона
В начале XX в. большую популярность приобрело учение французского мыслителя Анри Бергсона (1859-1941) - представителя интуитивизма и философии жизни.
Универсальность духа
Существует человеческий дух – это аксиома для всякого духовно развитого человека. Однако отнюдь не аксиомами выглядят те описания и определения духа, которые дает человек, начиная познавать этот самый дух.
Празднование Всем святым
Отчего Церковь избрала именно этот день для празднования Всем святым? Потому что этот праздник можно назвать завершением празднования Сошествия Святого Духа на апостолов.
Способности, их измерение и развитие
Способности изучаются в основном в рамках диагностического подхода. Где в основном занимаются их измерением и тестированием. В личностном подходе изучаются проблемы развития способностей.
Интеллект человека
Способность рационального познания. Коэффициент интеллектуальности и креативность. Развитие интеллекта. Теория стадий Пиаже. Обработка информации.
Интеллект и механизмы мозга
Интеллект и функциональная организация человеческого мозга. Исторические предпосылки. Современные данные о функциональной организации человеческого мозга.Связь активности мозга и интеллекта.
Пятифакторная модель личности
Создание П. м. л., как и работы упомянутых авторов, базировались на лексическом подходе: выделении критериев для описания личности из анализа естественного языка и последующей научной таксономизации.
Теория установки (Д.Н.Узнадзе)
Концепция личности Узнадзе строится на понятии (установки", которую он считал гл. психологическим образованием. Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность.
Интеллект в психике
Концепции способностей интеллекта. Изменения в IQ. Виды интеллектуальных способностей. Кинетический и потенциальный интеллект. Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга. Виды интеллекта по Гарднеру. Интеллект в структуре индивидуальных свойств.
Многофакторный анализ интеллектуальных способностей
Многогранность интеллекта - это одна из причин, по которым теоретики затрудняются определить это явление. Некоторые пионеры изучения интеллекта, пытаясь раскрыть некоторые из основных компонентов этого феномена и признавая его сложную природу, использовали факторный анализ - статистический метод, разработанный для определения источника изменений в измерениях корреляции.
Социальный интеллект 2
Социальный интеллект – это способность понимать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальным (словесным) и невербальным проявлениям. Социальный интеллект – это, также, проявление дальновидности в межличностных отношениях. Социальный интеллект связывают со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека.
IQ: горе от ума
Идея, что человеческий разум можно измерить, появилась в 19 веке. Долгое время существовала идея, что на земле есть небольшое количество слабоумных, столько же гениев, а интеллектуальный уровень остального человечества был примерно одинаковым.
Опасно разумен
Сознательные машины будут развиваться по экспоненте, потому что им не нужно тратить время на обучение тому, что уже известно предыдущим поколениям.
Роль женщины в обществе
Женщина… Самое загадочное творение Всевышнего. Природа предоставила женщинам важнейшие функции, ведь назначение женщины на Земле — продолжать род человеческий. Но в разные периоды существования человечества роль женщины в обществе не была одинаковой.
Чтение. Что это в наши дни
Автор: Сочинения на свободную тему Книга… Можно ли без ощущения трагической утраты представить современный мир, лишённый печатного знака? По-моему, эта утрата была бы более невосполнимой, чем, например, исчезновение в нашей жизни электрического света, так как был бы потерян важнейший механизм в передаче и научных знаний, и накопленных всеми эпохами чувств, а человеческий разум погрузился бы в пучину мрака, темноты и нравственного застоя.
Различие в понятиях "интеллигнт" и "интеллект"
Основным отличием этих понятий мне представляется то, что для интеллигента обязательно профессионально заниматься умственным трудом, в то время как интеллектуал может зарабатывать себе на жизнь иначе.
«Умный» МИР
Может ли машина обладать собственным разумом, а не только слепо выполнять предписания человека? Что стоит за терминами «думающий компьютер», «искусственный интеллект»?
Фейгенбаум, Эдвард Альберт
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Эдвард Альберт Фейгенбаум (англ. Edward Albert Feigenbaum, 20 января 1936 года, Уихокен, США) — учёный в области теории вычислительных систем, награждён в 1994 году премией Тьюринга за достижения в исследовании искусственного интеллекта, в частности экспертных систем.
Маккарти, Джон
Джон Маккарти (4 сентября 1927, Бостон) — выдающийся американский информатик, автор термина «искусственный интеллект» (1955), изобретатель языка Лисп (1958), основоположник функционального программирования, лауреат Премии Тьюринга (1971) за огромный вклад в область исследований искусственного интеллекта.
Проблемы создания искусственного интеллекта
Многие годы продолжается дискуссия: могут ли машины думать? Много разных мнений. Задавая вопрос "возможно ли искусственное разумное существо?" выдающийся советский учёный академик А. Н. Колмогоров отвечает: "...в рамках материалистического мировоззрения не существует никаких состоятельных принципиальных аргументов против положительного ответа на этот вопрос."
Профессиональные качества руководителя
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов.