Психология развития ставит своей целью объяснить возрастные изменения, происходящие с детьми и взрослыми. Она имеет свой особый метод научного исследования, который состоит в оценке тех биологических и социальных процессов, которые формируют как стабильные, так и изменчивые черты поведения людей на протяжении всей их жизни. Центральными феноменами этой области науки можно считать различные формы психической организации периодов жизненного пути человека.
Специфика подходов возрастной периодизации заключается в соотношении биологического и социального в формировании психики и, как следствии, - в характере самих моментов перехода со стадии на другую. Некоторые теории за определяющий аспект развития берут природное начало, некоторые - социальное, иные говорят, что биологическое развитие рядоположено социальному. Однако все эти позиции не объясняют самого процесса развития, то есть, тех качественных изменений, которые и отделяют один этап от другого.
Специфика процесса развития заключается в таком качественном изменении структуры психики, когда происходит полное переструктурирование ее прежних составляющих и вновь приобретаемых, в результате чего образуется качественно новый субстрат, новое целостное качественное образование. Это происходит под воздействием некоторых пусковых биологических механизмов, меняющих социальную ситуацию развития человека (ребенка). То есть, возникающие в процессе роста, новые материальные структуры приводят к изначально биологической необходимости поддержать гомеостаз организма. Как следствие - старые способы жизнедеятельности (в том числе - и психические) не могут уже выполнять эту функцию. Появляется необходимость изменения образа взаимодействия с окружающей средой, в данном случае, с социумом, т.к. именно он и определяет весь спектр проявлений активности человека. Тем самым, человек меняет характер своей социальной активности с целью удовлетворения новых потребностей.
Следствием этого является изменяющийся социальный статус человека. Именно этот факт является определяющим в проблеме кризисов не только взрослого человека, но и ребенка, подростка, а так же - пожилого человека.
При этом необходимо отделить кризисы развития от возрастной периодизации. То, что обычно подразумевают под возрастными кризисами, является, на самом деле, этапами возрастного развития. Так как кризис, сам по себе, не является какой - то границей или чертой.
Кризис - это момент, когда человек не имеет средств (психических) для удовлетворения своей потребности или достижения какой - либо цели, решения какой - либо проблемы, то есть, когда ему открывается то содержание, которое он еще не может преобразовать.
В возрастной периодизации кризис выполняет функцию "индикатора" развития, то есть, "настал тот момент, когда материальная структура сформировалась, а способ проявления открывающихся возможностей не найден". Но на этом сами по себе проявления кризиса не заканчиваются, т.к. кризисы могут возникать не только в рамках непосредственно возрастного развития, но и как социальное явление.
Последнее является показательным в характере жизнедеятельности взрослого человека.
Ранняя взрослость - это момент перехода человека от юношеского состояния к состоянию полноправного взрослого. Фактически все материальные психические структуры, необходимые для полноправного "включения" в активную социальную действительность, сформировались. Теперь основная задача человека - обрести те социальные навыки, которые необходимы ему для поддержания гомеостаза следующего порядка, социального (профессия, социальный статус, семейная жизнь, дети).
Те кризисы, которые наблюдаются у человека в ранней взрослости можно определить как:
А) нормативные (определяющие его возрастную периодизацию);
Б) социальные (находящиеся в рамках нормативных, но отличающихся от них, поэтому специфичные для ранней взрослости);
В) ненормативные (кризисы, возникающие при невозможности преодолеть какие - либо "нехарактерные" трудности: смерть родственника, друга; война; стихийное бедствие и проч.). Таким образом, нами были выделены кризисы, специфичные для раннего взрослого возраста.
Необходимо отметить, что любая нейтрализация самих кризисов не может быть реальной, т.к. кризисы - это не негативное явление (хотя и сопровождается некоторыми негативными эмоциональными проявлениями), кризис - это момент раскрытия возможностей. Человек может преодолеть его и, тем самым, войти в новую реальность, а может и не преодолеть, оставаясь в рамках все тех возможностей, которые уже не могут удовлетворить различные потребности человека (физиологические, психические - познавательные и проч.).
В связи с этим как таковой терапии кризисов нам не представляется нужной. Постольку поскольку результатом прохождения кризиса является новый способ оперирования любым содержанием, то в рамках терапии нам представляется возможным создание такого вида тренинга, который позволил бы его участникам самостоятельно находить средства для преодоления кризисов.
Список литературы
Степанова Ю.В. (МПГУ) Специфика кризисов личности в ранней взрослости.
Другие работы по теме:
Акмеология в России
Тема: Наука о наивысших достижениях в области профессионального мастерства получила название «акмеология». Слово «акмеология» восходит к древнегреческому «akme». Просиходящему, в свою очередь, от слова «axis» («остриё» и означающему высшую степень чего либо («цвет», «цветущая пора»). «Быть в акме» означает быть в полном цвете, на высшей ступени развития.
Философское знание 2
Специфика философского знания 1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет,
Возрастные особенности становления личности
Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении жизненного цикла человека, имеет определенную временную структуру. Ее рассмотрение имеет важное значение для понимания потенциальных возможностей развития.
Христианский персонализм (Э.Мунье)
Мунье определял персонализм как экзистенциальную философию, в центре которой находится человеческое существование. "...Слово exister благодаря своей приставке означает, что быть – значит развертываться вовне, выражать себя".
Психология пожилого возраста
Геронтология (греч. geron, geront[os] - cтарец + logos учение) - наука, изучающая феномен старения живых существ, в том числе человека. Впервые термин был предложен И.И.Мечниковым в 1903 г. Современная геронтология - междисциплинарная наука, в состав которой входят биология старения, клиническая геронтология (гериатрия), геронтопсихология и социальная геронтология (геронтогигиена).
Возрастная и педагогическая психология
И. Н. Козлова ПСИХОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС К КУРСУ ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Для студентов факультета педагогики и методики начального образования
Нормативные кризисы периода взрослости
Взрослость как период онтогенеза, его значение, периоды, тенденции, новые личностные характеристики. Отличительные черты моделей поведения женщин и мужчин, специфика содержания и стиля перехода ими кризисов. Анализ структуры характеров, их влияние.
Возрастная и педагогическая психология
Проблема возраста и возрастная периодизация. Психическое развитие: условия, источники, предпосылки, факторы, характеристики, механизмы. Основные концепции психического развития. Кризис семи лет. Самосознание подростка.
Развитие самосознания
Внешний облик подростка как предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Половая идентификация личности. Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
Понимание механизма ложного и правдивого
Изучение осознанного восприятия рекламы на основе метода семантического дифференциала. Процедура проведения тренинга, направленного на формирование навыка распознавания лжи. Особенности пространственно-временной организации психических состояний.
Взрослость: молодость и зрелость
Стадии взрослости и характеристики возраста. Интенсивность влияния разнородных явлений на психофизиологические функции и психические процессы изменяется в ходе онтогенеза. Особенности психологии среднего возраста. Ведущая деятельность в период зрелости.
1. 1 Сущность детско-родительских отношениях в современной психологии
Родительское отношение по своей природе противоречиво и неоднозначно: ребенок является для родителей самоценной и уникальной личностью (личностное начало родительского отношения), а с другой – является предметом воспитания и педагогических воздействий родителя (предметное начало)
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели
Автор: Сочинения на свободную тему Наступила весна. Снег еще не везде сошел, но в воздухе уже носится предчувствие тепла. Вчера мы ходили в Ботанический сад, наблюдали, как просыпается природа, какие птицы первыми прилетают ранней весной из южных стран. А сегодня на уроке нам задали написать сочинение по картине Саврасова “Грачи прилетели”.
Литература начала XX века
Автор: Разное Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения.
Эджуотер-Парк
Раскопки Эджуотер-Парка Эджуотер-Парк , англ. Edgewater Park — археологический памятник позднего Архаического периода североамериканской истории возрастом около 3800 лет. Находится на реке Айова в г. Коралвиль, штат Айова (en:Coralville, Iowa). Судя по обнаруженным здесь останкам растений, обитатели Эджуотера находились на ранней стадии окультуривания растений, что по аналогии с культурами доисторической Европы примерно соответствует началу мезолита.
Дунху
́ (кит. трад. 東胡, упр. 东胡, пиньинь Dōnghъ, буквально «восточные варвары») — название племенного объединения, возникшего во времена ранней династии Чжоу, около 1100 г. до н. э., и исчезнувшего во времена династии Хань около 150 г. до н. э., когда их разгромили хунну.
Принципат
(лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
Гаучо
Гбучо (порт. gaъcho, исп. gбucho) — социальная, в том числе иногда и субэтническая группа в Аргентине, Уругвае и штате Риу-Гранди-ду-Сул в Бразилии, близкая по духу американским ковбоям. Образовалась в XVI—XVII вв. от браков испанцев с местными индейскими женщинами (племена тупи, гуарани и др.). Наибольшее распространение образ жизни гаучо приобрёл во времена ранней европейской колонизации, когда гаучо вели бродячую, полукочевую жизнь, работая пастухами (крупный рогатый скот, овцы).
Gesta Hungarorum
(от лат. Деяния венгров) — летопись, содержащая информацию о ранней истории венгров. Автор летописи неизвестен, себя он называет «Anonymi Belae Regis Notarii» (анонимный нотариус короля Белы), но, как правило, именуется в литературе Anonymus. Анонимус обучался в Сорбонне и работал на момент написания летописи нотариусом, предположительно в суде Белы III Венгерского (1172—1196)[1].
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Антикризисный менеджмент и управление рисками
Антикризисный менеджмент и управление рисками ОСНОВА КУРСА И ЕГО ЦЕЛИ Цели изучения дисциплины – изучить процесс становления и развития антикризисного управления и глубокое овладение знаниями и методологиями эффективного управления операциями в условиях жесткой конкуренции на современных финансовых рынках.