.
Одной из тенденций развития современной цивилизации является ее движение в направлении формирования постиндустриального информационного общества. Это движение характеризуется несколькими взаимосвязанными процессами: глобализацией общества, технологизацией социального пространства, информатизацией всех сфер общественной практики. Основой этих процессов является понимание информации как стратегически важного ресурса общества.
Психология в целом и история психологии, как фундаментальная отрасль этой науки, не могут остаться в стороне от этих процессов. В этой связи встает проблема использования новых информационных технологий в культуре историко-психологического исследования. Учитывая функции перспективных информационных компьютерных технологий (см. работы К.К. Колина), можно наметить наиболее перспективные и актуальные их направления и формы реализации в истории психологии.
Во-первых, в рамках получения и накопления новых знаний возможно перераспределение усилий и временных ресурсов исследователей с поиска и уточнения фактологической основы историко-психологического исследования (что безусловно останется необходимым компонентом в работе любого историка науки) - на собственно содержательную, аналитико-синтетическую и творческую работу за счет суммации интеллектуальных усилий отдельных исследователей по формированию общедоступных баз данных в едином информационном пространстве. Это важно еще и потому, что сообщество историков психологии в России немногочисленно.
Во-вторых, с точки зрения обеспечения информационного взаимодействия между историками психологии, - повышается оперативность и интенсивность научной коммуникации, что будет содействовать росту продуктивности историко-психологических разработок, их внедрению в теорию и практику психологии.
В-третьих, в контексте повышения историко-психологической грамотности специалистов-психологов, информационно-компьютерные технологии дополнят накопительно-знаниевую форму построения курсов истории психологии в вузах - личностно-ориентированным и креативно-проблемологическим подходом.
В наиболее полном виде эти возможности информационных технологий реализуются в системе Всемирной паутины - Интернета. С этой точки зрения перспективным представляется развитие специализированного сайта по истории отечественной психологии (people.mtu/Psychology), созданного в ноябре 2001 г. совместными усилиями историков психологии Московской гуманитарно-социальной академии, Института психологии РАН и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Список литературы
Ю.Н. Олейник. Новые информационные технологии в изучении истории психологии.
Другие работы по теме:
Проблемы источниковедения истории психологии.
Одним из разделов методологии историко-психологического исследования является источниковедение истории психологии. Являясь наукой, реконструирующей историческое прошлое, история психология базируется на анализе и интерпретации исторических источников.
Кризис психологии
Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта.
Бихевиаризм
Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение»; ещё один вариант произношения: «би-хэ́й-вио-ри́зм» с двумя ударениями) — направление в психологии, объясняющее поведение человека. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон. Бихевиористы утверждают, что предметом изучения должно быть не сознание, а поведение человека и животных.
История становления психологии как науки 2
История становления психологии как науки История становления предмета психологии. Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.
Психология рекламы 8
Психология рекламы Потребности и мотивы в рекламе. Психические процессы в рекламе. Рекламная стратегия. Рекламный текст. Разные подходы в рекламе.
Разделы психологии
Разделы психологии Основная статья: Разделы психологии Существует большое число разделов психологии, занимающихся изучением отдельных частей её предмета.
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Содержание
Дисциплина «Информационные технологии» изучается на 6 курсе для заочной формы обучения и предназначена для освоения студентами основных информационных технологий уровня предприятия
Теория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий
Выпускная
Вопрос о генезисе метода проектов как педагогической технологии
«Геометрическая прогрессия»
Научно-методические основы технологии обучения на основе организации самостоятельной учебной деятельность учащихся в обучении математике
работа
ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНОВ И ЗАЧЕТОВ ЛЕТНЯЯ СЕССИЯ 2011/12 уч.г. Кафедра «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ» 1 КУРС Гр.1141/1,2 Иностранный язык экзамен
А. В. Корячко 2011 г
УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника Академии ФСИН России по учебной работе кандидат технических наук, доцент полковник внутренней службы А.В. Корячко
Изучение и анализ программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии
Лабораторная работа №1 Изучение и анализ программ курсов по выбору и элективных курсов по технологии Цели: формирование начальных умений и навыков анализа школьных программ; изучение структуры и содержания программ по вариативным курсам; выявление возможных межпредметных связей при профильном обучении школьников.
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Итерационные циклы
Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова Кафедра И3 «Информационные системы и компьютерные технологии» Лабораторная работа №3
Арский Юрий Михайлович
(Кандидат геолого-минералогических наук (1965), доктор геолого-минералогических наук (1979). Профессор (1981).) Родился 25 ноября 1936 г. в г. Ленинграде. Окончил геологический факультет МГУ (1959).