Максим Соколов
Как отмечал герцог Ларошфуко, «никто не доволен своим состоянием, но каждый доволен своим умом». Будучи примененной к реформе школьного образования, эта максима дает довольно парадоксальный эффект. Если прежняя советская школа никуда не годится (а иначе, зачем столь неистово реформировать), значит, никуда не годится и дававшееся в ней образование, и окончившие ту школу должны быть сплошными невеждами – не исключая и горячих реформаторов. Между тем от них никто не слышал не то что решительного «отсталый я был дурак и верил в пошлый вздор», но даже и более сдержанного указания на то, что «меня школа ничему полезному не научила, и если я сегодня не совсем дурак, то лишь благодаря самообразованию». Никто из реформаторов не доволен прежней школой, но каждый доволен собственной образованностью, в этой школе полученной.
Удивление усугубляется тем, что общих слов о негодности прежнего школьного образования произнесено предостаточно, с конкретными же претензиями все обстоит хуже. Если отбросить универсальную претензию Митрофанушки: «Зачем учить географию, когда есть извозчики?» (варианты: «Зачем учить физику, химию, ту же географию, когда надо развивать творческие способности?»), – останутся в основном жалобы идеологического характера. Прежние программы по истории и литературе были строго выдержаны в духе марксизма-ленинизма, а сейчас дух совершенно другой, и невозможно учить детей по вариациям на тему «Краткого курса» и «нашего счастливого детства».
Но в реальности заидеологизированность прежних школьных программ несколько преувеличена. Советская школа была хороша тем, что она являлась очень сильно ухудшенным вариантом дореволюционной гимназии, причем это не парадоксалистское суждение в духе Оскара Уайльда, а простая констатация факта: большая часть советских учебников 50...60-х годов представляла собой адаптированный вариант учебников дореволюционных. Речь идет не только о математике и физике, но даже о такой идеологической дисциплине, как история. Полный триумф «Краткого курса» начинался лишь при изучении того периода, которому «Курс» и был, собственно, посвящен: с 1895 года и до наших дней. Эти советские учебники вполне оригинальны и потому действительно неизлечимы, для создания же новых учебников общество сначала должно прийти к минимальному согласию в оценке российского XX века, ибо простая замена одного «Краткого курса» на другой «Краткий курс» тут мало что дает. Сходная проблема и с литературой, но тут беда школьных программ есть лишь отражение беды общества, и эта беда педагогическими новациями не лечится.
Если же отвлечься от проблемы российского XX века (каковая проблема при всей своей серьезности все же не является безусловной санкцией на то, чтобы ломать через колено всю школьную систему), то выясняется, что учебники даже и по вполне идеологическим дисциплинам прекрасно лечатся путем простейшей реставрации. Ибо писались они вполне простодушным образом. За основу брался добротный текст, от которого и сегодня детям одна только польза (советский и дореволюционный учебники истории средних веков совпадают целыми страницами текста, а на 80% – и картинками), а для идеологии писались вполне чужеродные исходному тексту вставки, которые поддаются безболезненному удалению и замене. С математикой и естественной историей еще проще, ибо в тех базовых областях соответствующих наук, которым учат в школе, никаких революционных изменений не произошло. Таблицу Менделеева, законы Ньютона и линнеевскую систематику никто не отменял.
Именно поэтому нет ответа на простой вопрос: что препятствует и дальше учить по стократ оправдавшей себя гимназическо-советской программе? С необходимой, разумеется, ее правкой – см. выше. Ответ, собственно, есть: препятствует недопустимо низкий уровень финансирования школы и столь же недопустимо низкий статус учителя. Когда сословие, формирующее будущих граждан страны, находится в столь бедственном и презренном состоянии, чему могут помочь оставляющие это состояние неизменным горячечные новации минобразования? Разве что затушевыванию исходной беды.
Бережная и ограниченная реставрация старых школьных программ обошлась бы казне значительно дешевле, чем нынешняя имитация бурной деятельности, а сбереженные деньги могли бы пойти на повышение учительского статуса. Очевидно, что их все равно не хватило бы, но в этом случае минобразования, не ославленное нынешними своими глупостями, могло бы гораздо жестче и успешнее ставить вопрос перед обществом и государством: «Стране нужны грамотные граждане или стране не нужны грамотные граждане?»
Другие работы по теме:
Интеграция в современном мире
Само происхождение слова «интеграция» в переводе с латинского может иметь два значения. integrum — целое и integratio — восстановление, восполнение
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
История отечественной криминологии
Марксистская концепция преступности и ее причины. Дореволюционное состояние изучения преступности в России. Этапы развития советской криминологии.
Эффект Брэдли
Эффект Брэдли (также именуемый эффект Вильдера, эффект Динкинса) — феномен, часто наблюдаемый в политической жизни США и других стран с непростыми межрасовыми отношениями, который выражается в проявлении политики двойных стандартов избирателями, когда в предвыборной кампании участвуют белые и небелые кандидаты.
Эффект Холла
Объяснение эффекта Холла с помощью электронной теории. Эффект Холла на инерционных электронах в полупроводниках. Датчик ЭДС Холла.
Настоящее зло 8230 ходит всегда на костылях добродетели По роману Лермонтова Герой нашего времени
В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» — Григори Александрович Печорин задает вопрос: «Неужели зло так привлекательно?» Он задает этот вопрос самому себе, размышляя о себе, своем поколении, после чего приходит к выводу, что привлекательность зла — болезнь своего века. Такой парадоксальный вывод невольно вызывает размышления: как может быть привлекательным зло? И тут невольно вспоминаются слова о том, что «благими намерениями вымощена дорога в ад» или слова М.М.
Большие секреты
Первая машина Матюхина для ПВО «Тетива» оказалась одновременно и первой советской ЭВМ на полупроводниках, и первой в Союзе машиной с микропрограммным управлением.
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Процесс парашютистов
(болг. Процес на парашутистите) — показательный судебный процесс над группой из 27 болгарских коммунистов, заброшенных в Болгарию с помощью советской разведки во время Второй мировой войны.
Фицпатрик, Шейла
Введение 1 Биография 2 Научная деятельность 3 Награды и признание 4 Труды 4.1 Книги 4.2 Статьи Список литературы Введение Шейла Фицпатрик (англ. Sheila Fitzpatrick, род. 1941, Мельбурн) — американский историк, советолог, представительница «ревизионистской» школы[]. Почётный профессор имени Бернадотт Е.
Коренизация
Введение 1 Белорусизация Список литературы Введение Корениза́ция — политика советской власти в национальном вопросе в 20-е и начале 30-х годов XX века. Её целью являлось укрепление советской власти на местах и рост национального самосознания нерусских народов, путем подготовки и продвижения местных кадров для союзных республик и национальных автономий всех уровней.
Братские школы в Белоруссии
Введение 1 Местонахождение школ, их значение 2 Система обучения Список литературы Введение Братские школы в Белоруссии ― учебные заведения, создававшиеся православными братствами.
Коммунистическая партия Туркестана
- коммунистическая партия, правящая партия в Туркестанской Автономной Советской Социалистической Республике. По инициативе ташкентской организации большевиков с целью создания туркестанской краевой организации с единым партийным центром летом 1918 года в Ташкенте была созвана партийная конференция.
Донецкая армия РККА
Введение 1 Состав 2 Командующие 3 История Введение Донецкая армия — вооруженное формирование, созданное в 1918 году для защиты Донецко-Криворожской Советской Республики от немцев, вступивших на территорию Украины по приглашению руководства УНР. Численность — около 8,5 тыс. человек.
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Левине, Евгений
Введение 1 Биография 2 Цитаты Список литературы Введение Евге́ний Левине (нем. Eugen Levinй, 23 мая 1883(18830523), Санкт-Петербург — 5 июня 1919, Мюнхен) — коммунист, политик Баварской Советской республики.
Конституция РСФСР 1918 года
— первая конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (Советской России). III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года выдвинул подготовку Конституции РСФСР в качестве одного из приоритетов Советской власти и поручил Центральному Исполнительному Комитету подготовить новому съезду Советов основные положения Конституции РСФСР, однако в связи с усложнением внутреннего положения и обострением международной обстановки работа ВЦИК по разработке Конституции была временно отложена.
Губернаторы Минской губернии
Введение 1 Наместники Минского наместничества 2 Губернаторы Минской губернии 3 Источники информации Это полный список губернаторов Минской губернии.
Арианские школы в Белоруссии
План Введение 1 Расположение 2 Обучение Введение Арианские школы в Беларуси — учебные заведения представителей реформационного движения в Беларуси, известных под названием ариане, антитринитарии, литовские братья, социниане.
Белнацком
БЕЛНАЦКОМ (Белорусский национальный комиссариат) ― отдел Наркомата (нарком И. В. Сталин) по делам национальностей РСФСР в 1918—1919. Создан в Петрограде (с марта 1918 в Москве) согласно декрету СНК РСФСР от 31.1 (13.2).1918[1]. Комиссар А. Г. Червяков (до мая 1918). Имел отделы агитационно-политический, культурно-просветительский, беженский, издательский и др., отделения в Петрограде, Смоленске и Витебске; спецпредставителей — эмиссаров в Орле, Калуге, Орше, Самаре, Саратове, Симбирске, Тамбове.
Всероссийский съезд Советов
План Введение 1 Порядок формирования 2 Полномочия 3 История 3.1 Всероссийские Съезды Советов Список литературы Всероссийский съезд Советов Введение
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Киргизская АССР 1920 1925
План Введение 1 История Введение Киргизская АССР — Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР. Кара-Калпакская АО (16 февраля 1925) и районы Туркестанской АССР, населённые казахами, вошли в Казакскую АССР (до апреля 1925 называлась Киргизской АССР. Столица - Оренбург.
Западная область 1917 1918
Западная область (1917—1918) Западная область — административно-территориальная единица в Российской республике и в Советской России, образованная после Февральской революции, в марте 1917 года, из губерний, входивших ранее в состав Северо-Западного края Российской империи. Административный центр — Минск.
Рутенберг, Чарльз Эмиль
Чарльз Эмиль Рутенберг (англ. Charles Emil Ruthenberg, 9 июля 1882 — 2 марта 1927) — деятель американского и международного рабочего и коммунистического движения.
Вотинцев, Всеволод Дмитриевич
Все́волод Дми́триевич Во́тинцев (1892 - 1919) - председатель Ташкентского совета, председатель ЦИК Советов Туркестанской Советской республики. В январе 1919 года погиб в числе 14 Туркестанских комиссаров.
Виноградов, Павел Михайлович
Павел Михайлович Виноградов (1889—1932) — партийный и советский работник, участник борьбы за установление Советской власти в Семиречье, Верном. Член Коммунистической партии с 1918 года.
Ходжаев, Низаметдин Исаметдинович
Низаметдин Исаметдинович Ходжаев (1885—1942) — узбекский большевик, активный участник установления Советской власти в Туркестане. Биография Совместно с М.Миршараповым возглавлял «старогородскую дружину» узбеков-коммунистов Ташкента, оказавшую основную помощь защитникам Советской власти в Ташкенте во время мятежа Осипова в январе 1919 года [1].
Березовский, Александр Петрович
Связать Александр Петрович Березовский (1888—1917) — участник революционного движения, борьбы за установление Советской власти в Семиречье, Верном.
Левин, Моше
Моше Левин (1921 Вильнюс, Литва - 14 августа 2010 Париж, Франция) — американский историк, специализирующийся на истории СССР. Биография Родился в 1921 году в Вильно в еврейской семье. В молодости работал в колхозе, затем служил в советской армии. В 1945 репатриировался в Эрец-Исраэль. В 1961 окончил Тель-Авивский университет, получив степень бакалавра.
Бокин, Токаш
Токаш Бокин (25 апреля (7 мая) 1890 — 19 сентября 1918) — участник борьбы за установление Советской власти в Семиречье и Верном (современная Алма-Ата), национально-освободительного восстания 1916 года в Семиречье.
Гей, Константин Вениаминович
Константи́н Вениами́нович Гей (1896 — 25 февраля 1939) — советский политический деятель.[1] Биография Член РСДРП(б) с 1916 года. Один из руководителей установления советской власти во Пскове. В 1917—1918 председатель Военно-революционного комитета Псковской губернии, а затем — председатель губернского исполнительного комитета.