Ремизова Г.Е.
Что общего между двоечником, панически боящемся выйти к доске, и отличником, страдающим кожной аллергией? Между хулиганом, который грубит учителям и бьет одноклассиков, и боязливым и неуверенным в себе троечником? Между беспокойным, раздражительным, нервничающим по любому поводу ребенком и его соседом по парте, которому ничего неинтересно, на которого не действуют ни окрики, ни двойки? В основе всех этих проявлений поведения лежат общие механизмы, основной из которых - тревога.
Тревожные переживания характеризуются ожиданием неопределенной угрозы, надвигающейся опасности. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника, это "страх неизвестно чего". Психологи различают тревогу как состояние и тревожность как черту личности. Тревога как состояние присуща всем нам. Определенный уровень тревоги необходим для мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов человека. Этот оптимум тревоги у каждого свой, зависит от индивидуальных свойств человека. Главное, чтобы тревожность не стала личностной чертой ребенка. Такие люди постоянно неуверены в себе и своих решениях, все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы. А это уже предвестник развивающегося невроза.
Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласие с самим собой, противоречивые стремления и желания.
Итак, чем же это может быть вызвано?
Во-первых, противоречивыми требованиями к нему, исходящими из разных или одного источника. Например, мать запрещает то, что разрешает бабушка, или отец то позволяет что-то, то наоборот грубо запрещает. Т.е. в основе внутреннего конфликта может лежать внешний конфликт - между родителями, между семьей и школой, между взрослыми и сверстниками. Может, но не обязательно лежит. Противоречия в окружающей ребенка обстановке далеко не всегда становятся его внутренними противоречиями. Совсем не каждый ребенок становится тревожным, если мать и бабушка воспитывают его по-разному. Лишь когда ребенок принимает близко к сердцу обе конфликтующие стороны, когда они становятся частью его эмоционального мира, создаются все условия для тревоги. Ребенок мечется между желанием не огорчать одновременно и маму и бабушку.
Во-вторых, внутренний конфликт может быть вызван неадекватными требованиями, не соответствующими возможностям и стремлениям ребенка. Распространенная ситуация - воспитание ребенка по принципу "ты должен быть отличником". Такой ребенок будет добросовестным, требовательным к себе, но сочетаться это будет с ориентацией на отметки, а не на процесс познания. Ребенок будет хорошо учиться, чтобы его любили и хвалили взрослые, для которых это важно. Другой вариант, когда ребенок усваивает содержание внешних требований и хочет быть отличником не ради похвалы, а потому, что в его представление о себе входит образ себя как отличника и отказаться от этого он не может. Содержание требований становится его собственным и сохраняется даже при изменении внешних оценок.
Бывает, что родители навязывают ребенку чуждые интересы, высоко ценимые ими самими, например, туризм, бег по утрам или плавание. Принудительное участие ребенка в делах, которые его внутренне не интересуют, ставят его в ситуацию неизбежного неуспеха, а отсюда и повышенной тревожности.
В-третьих, внутренний конфликт вызывается негативными требованиями, которые ставят ребенка в униженное, зависимое положение. Тревогу вызывает эмоциональное отвержение со стороны близких. Все знают, что детей надо любить, но не всегда знают, как любить, как выразить свою любовь к ребенку, особенно если он не похож на Вас по темпераменту, по вкусам, по взглядам и убеждениям. Негативные чувства к своим детям загоняются внутрь, скрываются, но как бы Вы не старались, они все равно где-то прорываются, что ребенок сразу это чувствует, но не может понять, почему пять минут назад все было нормально, а теперь вдруг Вы злитесь на него. В таких случаях ребенок постоянно чувствует противоречивое отношение к родителям, с одной стороны он видит какие-то признаки родительской любви, но одновременно постоянно боится потерять ее, не верит в ее надежность. Сейчас его любят, но через пять минут может быть отчуждение.
Все это вызывает у ребенка чувство "потери опоры", утраты прочных ориентиров в жизни, неуверенность в окружающем мире. Чем шире круг значимых отношений, тем больше ситуаций, которые могут вызвать тревогу. Но, с другой стороны, появление новых сфер значимых отношений дает ребенку возможность успешно разрешать многие противоречия. Ребенок легче переживет конфликт с родителями, которых сильно любит, если знает, что идет на него ради ценностей, которые связаны, например, с дружбой со сверстниками. Если бы единственной значимой фигурой для него была бы только мать, то малейшее нарушение отношений с ней переросло бы в душевную трагедию.
Единичный конфликт, каким бы острым он ни был, не делает ребенка тревожным. Ребенок устойчив к одноразовым стрессам. Тревога появляется лишь тогда, когда конфликт пронизывает всю его жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей. Каких? Потребности в физическом существовании (пище, воде, свободе от физической угрозы); потребности в близости, в привязанности к кому-то; потребности в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное "я"; потребности в самореализации, в раскрытии своих способностей; потребности в цели, в смысле своей жизни. По мере того, как развивается тревога, отчет ребенка о том, что его беспокоит, становится все менее информативным. Если большинство из нас достаточно адекватно привязывает свою тревогу к конкретным ситуациям, то у тревожных детей, вся жизнь которых пронизана конфликтом, ситуация-стимул может быть очень далека от истинной причины их переживаний. Не понимая же причину тревоги, человек не может найти выход из положения.
Как только тревога возникает, в душе ребенка включается целый набор защитных механизмов, которые перерабатывают это состояние во что-то другое, часто тоже неприятное, но не столь невыносимое. Первая производная тревоги - это страх. Лучше бояться чего-то, чем неизвестно чего, и тревога начинает связываться с определенными ситуациями-стимулами. У тревожного ребенка эта связь необычайно прочная. Страх дает некоторую определенность - если я боюсь собак, то могу спокойно гулять там, где их нет и чувствовать себя в безопасности. Однако, в состоянии страха долго жить трудно, поэтому переработка тревожного переживания на этом этапе не заканчивается. Чем старше дети, тем реже у них встречаются открытые проявления страха, зато можно найти другие формы ухода от тревоги.
Некоторые дети используют определенные ритуальные действия, которые их "защищают" от возможной опасности. Это, например, обязательно вставать утром с правой ноги, при ходьбе не наступать на трещины или на крышки колодцев и т.д. В конце концов, первоначальный страх сменяется страхом забыть совершить ритуал. Другой механизм - это мир фантазий. Фантазии тревожных детей отличаются от фантазий обычных людей тем, что не являются конструктивными, не дают толчка воображению, не влияют на реальность. То, в чем такие дети на самом деле могли бы проявить себя, их не интересует, ведь все реальное для них наполнено тревогой. Они стараются проводить в фантазиях как можно больше времени, не делая ни малейших попыток воплотить их в жизнь, например, представлять себя отличником, но реально не делать уроки.
С фантазиями сходны такие односторонние увлечения, которые полностью захватывают воображение ребенка, не оставляя места для других интересов. Эти увлечения нужны ему только для компенсации того чувства неполноценности, которое он испытывает вне их сферы. Тревожное увлечение разъединяет ребенка с миром, создает для ребенка свой, замкнутый, мирок, в котором ему не нужны единомышленники.
Другой известный способ, который часто выбирают тревожные дети, основан на простом заключении: чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. Поэтому тревога является важнейшим источником распространенной формы нарушения поведения - агрессии. Дети, у которых агрессивность развилась как средство преодоления тревоги, борьбы с ней и ухода от нее, требуют особого внимания. Тщательно пряча ее от окружающих и от себя, они сами не знают, что им нужно, не могут обратиться за помощью, провоцируют негативное отношение к себе остальных людей. Это усугубляет их и без того тяжелое внутренне состояние.
Еще один частый исход тревожных переживаний - апатия. Конфликт между противоречивыми стремлениями разрешается за счет отказа от любых стремлений. Ущемление интересов ребенка, в конце концов, ведет к потере всяких интересов, неудовлетворение основных потребностей - к снижению интенсивности этих потребностей. Апатия часто является следствием неудачи других способов адаптации, когда ни фантазия, ни ритуалы, ни агрессия не помогли справиться с тревогой. Выход из апатии возможен только через преодоление конфликтных переживаний.
Наконец, еще один распространенный способ ухода от тревоги - превращение ее в заболевание. Эмоциональное состояние ребенка приходит в норму за счет ухудшения его физического состояния. В любом случае часто повторяющихся простудных, желудочно-кишечных заболеваний, головных болей, и особенно аллергических реакций следует подумать о возможности внутренне конфликтной жизненной ситуации ребенка, разрешить которую ему удается только ценой собственного здоровья. Все рассмотренные способы борьбы с тревогой объединяет одно - они неконструктивны, оказывают только временное действие, но не оказывают настоящего освобождения от тревоги.
Что же делать, если ребенок тревожный? Конечно, каждый случай индивидуален, и избавляться, прежде всего, нужно от истинных причин тревоги.
Самый же общий совет - в каких бы формах не проявлялась тревожность ребенка, надо повышать его самооценку, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви, предоставить ему полную свободу проявления любой инициативы. И не ждите, что ребенок тут же воспрянет духом - он слишком тревожен, чтобы сразу поверить в свою свободу и суметь ею воспользоваться. Возможно, что первые его инициативы будут весьма Вам неприятны или направлены против Вас. Это естественно, потому что ребенок таким образом проверяет Вас на честность в отношениях - не передумаете ли Вы, не подвох ли это? Необходимо остаться верным демократической позиции, суметь окружить ребенка доброжелательными, ничего не требующими от него людьми, которые в то же время увлечены каким-то делом.
Другие работы по теме:
Повышение самооценки
ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ Тревожность — это индивидуальная психологическая особенность. Тревожный человек испытывает беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Влияние семьи на становление личности 2
Влияние семьи на становление личности Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Старушка
Случай из жизни Однажды мы с семьей проводили выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдали показалась маленькая старушка, ее седые волосы развивались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала о себе, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Сочинение на тему 8220 Что такое счастье 8221
У каждого человека понимание о счастье самое разнообразное. Также в зависимости от возраста понятие счастья меняется. Дети считают счастьем то, что родители их балуют, покупают разнообразные вещи, которые им только хотелось бы. Понимают их и всегда выслушают. Подростки хотят самоутвердиться, хотят быть нужными в этом мире и это для них является счастьем.
Описание внешности человека по картине И. Ижакевича Мама идет
Иван Ижакевич правдиво передал ситуацию из крестьянской жизни: родители пошли на работу, а наименьшего ребенка оставили со старшей сестренкой. Я думаю, что уже вечер, потому что дети, чувствуя, что скоро вернется домой мама, вышли ее встречать. А может, она уже спешит к детям, потому их глаза и личика засияли радостью.
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Приключения Незнайки и его друзей
Действие этого произведения Н. Н. Носова происходит в стране, где живут малыши-коротыши — мальчики и девочки ростом с небольшой огурец. Все жители Цветочного города — и дети и взрослые, если можно так сказать, в одном лице: по роду занятий — взрослые, по характеру и поведению — настоящие дети. Они очень образованны: придумывают хитроумные машины, строят воздушный шар, живут в вертящихся домах.
Спор двух поколений в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Проблема отцов и детей существовала и, скорее всего, будет существовать во все времена. Очевидно, именно поэтому роман И.С. Тургенева “Отцы и дети” до сих пор остается актуальным. Два поколения, изображенные писателем, различаются не столько возрастом, сколько противоположными взглядами, мировоззрениями: старого дворянства, аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.
Толстой Корова
Лев Николаевич Толстой Корова Толстой Лев Николаевич Корова Л.Н.Толстой КОРОВА (Быль) Жила вдова Марья с своей матерью и с шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его.
Визит к Евдоксии Кукшиной. Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева Отцы и дети.
Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".) Автор: Тургенев И.С. Базаров и Аркадий возвращались от губернатора, когда их перехватил Ситников, "ученик" Базарова, и пригласил посетить Евдоксию Кукшину. Начинается глава, о сущности которой Писарев отзывался так: "Юноша Ситников и молодая дама Кук-шина представляют великолепно исполненную карикатуру безмозглого прогрессиста и по-русски эмансипированной женщины..."
Мелодией одной звучат печаль и радость... Тема любви в лирике А.А. Блока.
"Мелодией одной звучат печаль и радость..." (Тема любви в лирике А.А. Блока.) Автор: Блок А.А. Александр Блок прежде всего поэт эпохи. Тема любви в его стихах также пронизана духом времени. Блок жил и писал в тревожные дни накануне и во время Октябрьской революции. Его лирика — это душевные переживания поэта о происходящих на Родине событиях Блок говорит о своих личных чувствах, но в них отражается настроение всего поколения.
Проблема "Отцов и детей"
Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции.
Пряничный домик
Автор: Перро Шарль. В один воскресный день дети из очень бедной семьи заблудились в лесу и набрели на пряничный домик с садом из конфет и лимонадным фонтаном. Лакомясь, они не заметили хозяйку дома — ведьму. Она схватила детей, но прежде чем съесть, решила откормить тощего Жана. Одо время им удавалось обманывать ведьму с помощью тонкой палочки, которую Жан просовывал на просьбу ведьмы показать свой палец; когда обман раскрылся, старуха решила тут же приготовить растолстевшего мальчика в печи, но никак не могла засунуть его в печь.
Великан-эгоист
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град.
Мальчик и Великан
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни.
Мальчик-с-пальчик
Автор: Перро Шарль. В голодные времени дровосек оставил в лесу семерых своих сыновей. Самый младший и смышленый бросал на землю белые камни — по ним братья нашли дорогу домой. Во второй раз мальчик не смог набрать камней (родители закрыли дверь), и бросал на землю крошки, но их склевали птицы. Заблудившиеся дети пришли к дому людоеда.
Смысл названия романа И. С. Тургенева Отцы и дети 2
Смысл названия романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Автор: Тургенев И.С. Мнения и суждения Тургенева... дают только материалы для характеристики прошлого поколения в лице одного из лучших его представителей.
Старосветские помещики
Автор: Гоголь Николай. Старики Афанасий Иванович Товстогуб и жена его Пульхерия Ивановна живут уединенно в одной из отдаленных деревень, называемых в Малороссии старосветскими. Жизнь их так тиха, что гостю, заехавшему ненароком в низенький барский домик, утопающий в зелени сада, страсти и тревожные волнения внешнего мира кажутся не существующими вовсе.
Вирджиния Вулф. На маяк
Семья Рэмзи: отец — мистер Рэмзи, мать — миссис Рэмзи (50 лет, но ещё довольно привлекательна), дети — Нэнси, Джеймс, Кэм, Пру, Роза, Эндрю, Джеспер, Роджер. Живут на острове Скай. Вдалеке виден маяк.
Ришильда Провансская
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ришильда Провансская (фр. Richilde de Provence, ок. 845 — 2 июня 910) — королева Западно-Франкского королевства в (869 — 877) годах, вторая жена Карла II Лысого. Дочь Бивина, аббата Горца и графа Меца, и Ришильды Арльской, дочери Бозона Древнего, сестра Бозона Вьеннского.
Лливарх Старый
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Лливарх Старый (англ. Llywarch Hen) (около 534 — около 634) — король Южного Регеда в 560—613 годах.
Теодрада де Труа
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Теодрада де Труа (фр. Thйodorade de Troyes, ок. 868 — 18 октября после 900) — королева Западно-Франкского королевства в 888 — 898 годах, жена короля Франции Эда I Парижского.
Зигерт, Август Фридрих
Авгу́ст Фри́дрих Зи́герт (нем. August Friedrich Siegert; 5 марта 1820, Нойвид — 13 октября 1883, Дюссельдорф) — немецкий живописец.
Федлимид Рехтмар
Введение 1 Биография 2 Семья и дети 3 Семейное древо Уи Нейллов Список литературы Введение Федлимид Рехтмар (Законодатель)[1] — легендарный верховный король Ирландии.
Гизельберт граф в Маасгау
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Гизельберт или Гизлеберт (нем. Giselbert, ок.825 — после 14 июня 877[1]) — граф в Маасгау, родоначальник дома Регинаридов.
Муравьёва, Александра Григорьевна
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва (1804 — 22 ноября 1832, Петровский Завод), урождённая графиня Чернышёва, сестра декабриста З. Г. Чернышёва[1], жена декабриста Н. М. Муравьёва, последовала за ним в Сибирь.
Беатрис Бургундская дама де Бурбон
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Беатрис Бургундская (фр. Bйatrice de Bourgogne; 1257(1257) — 1 октября 1310, Замок Мюра-ан-Бурбоннэ) — дама де Бурбон с 1287/1288, графиня де Шароле с 1267, дочь и наследница Жана Бургундского, графа Шароле, и Агнес де Бурбон-Дампьер, дамы де Бурбон.
Юдитта Чешская
Введение 1 Происхождение 2 Брак и дети 4 Внешние ссылки Введение Юдитта Чешская, также Юдифь Богемская, (чеш. Judita Českб, Judita Přemyslovna), (ок. 1202 — 2 июня 1230 года) — чешская принцесса из рода Пржемысловичей, дочь короля Чехии Пржемысла Оттокара I и Констанции Венгерской, жена герцога Каринтии Бернарда.
Констанция Кастильская королева Франции
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Констанция (Констанс) Кастильская (ок. 1140 — 4 октября 1160, Париж) — инфанта Кастильская и королева Франции, дочь Альфонсо VII, короля Кастилии и Леона, и Беренгелы, дочери Рамона Беренгера III, графа Барселоны.
Гасаев, Виталий Алексеевич
План Введение 1 Детство 2 КВН 3 Музыка 3.1 Дискография 4 Фильмография Введение Виталий Алексеевич Гасаев (31 декабря 1970, Барнаул) — российский певец, участник команды КВН «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)
Аймар де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Аймар (Адемар, Эмар) (фр. Aymar, Adhйmar, Ademar, ум. около 953), первый сеньор де Бурбон, сеньор де Сувиньи, родоначальник первого дома де Бурбон.
Агнес де Бурбон-Дампьер
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Агнес де Бурбон-Дампьер (фр. Agnes de Bourbon-Dampierre; 1237(1237) — 5 сентября 1287/30 июня 1288) — дама де Бурбон с 1262, младшая дочь Аршамбо IX, сеньора де Бурбон, и Иоланды де Шатийон, дамы де Донзи.
Ренье II граф Эно
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Ренье (Регинар) II (фр. Rйgnier II, нем. Reginar II, ок.890/895 — 932/940) — граф Эно (Геннегау) с 925, сын Ренье I Длинношеего, герцога Лотарингии, и Эрсинды (Альберады).
Генрих II граф Лувена
План Введение 1 Правление 2 Брак и дети Список литературы Введение Генрих II (фр. Henri II de Louvain, нем. Heinrich II von Lцwen, нидерл. Hendrik II van Leuven; около 1020—1078) — граф Лувена и Брюсселя (1062—1078), сын графа Ламберта II, графа Лувена и Брюсселя, и Уды Верденской, дочери Гозело I.