Довольно часто нам нужно знать информацию очень близко к тексту или дословно. Например, приблизительное знание правил, определений или статей просто не имеет смысла. К сожалению, приходится констатировать факт, что большинство из нас игнорируют требования преподавателя и не учат наизусть подобного рода информацию, полагая, что внимательного чтения и понимания будет вполне достаточно. А это приводит к плачевным результатам.
При заучивании наизусть нужно придерживаться определенных правил:
1. Формировать "ключ" к информации.
2. Представлять информацию образно.
3. Одновременно удерживать образ и его "озвучивать".
4. Контрольное припоминание.
Мы предлагаем вам несколько эффективных способов запоминания правил, определений, теорем, экономических и юридических статей и т.п. Это методы: "Образ", "Карта правила", "Опора" и "Эрудит". Они доказали свою эффективность на практике, поэтому мы рекомендуем ими воспользоваться несмотря на их кажущуюся сложность.
Метод "Образ"
Метод "Образ" применяют для точного запоминания небольших по объему определений. Для овладения этим методом нужно уметь 1) формировать "картинки", т.е. владеть образными методами запоминания текстов и 2) пользоваться приемами и методами мнемотехники, в данном случае - приемами перевода слов в образы и уметь создавать ассоциации.
Последовательность этапов выполнения
1 этап - формирование "картинки";
2 этап - перевод термина в образ;
3 этап - создание ассоциации;
4 этап - контрольное припоминание.
Полезные замечания
1. Формировать "картинку" нужно по той части определения, где раскрывается его суть. Желательно представить "картинку" всю целиком, но можно и частями, как кинофильм. Важно одновременно удерживать образ и проговаривать определение.
2. Термин нужно перевести в образ любым известным приемом мнемотехники.
3. В "картинку" включить образ термина.
4. "Считать" с образа всю информацию. Если возникнут затруднения, то "подкорректировать картинку".
Приведем пример запоминания небольших определений методом "Образ".
Конденсатор - это система двух проводников (обкладок), разделенных слоем диэлектрика, толщина которого мала по сравнению с размерами проводников.
Вот как можно запомнить это определение: "Представляем две длинные проволоки (проводника), или две металлические пластины, расположенные параллельно. Между этой проволокой (или пластинами) вставлен тонкий лист бумаги (диэлектрика)". Теперь одновременно представляем определение (без термина) и произносим его вслух.
Далее переводим в образ термин - конденсатор. Чаще всего для этого используют приемы "Созвучие", "Суждение", "Реплика", "Согласной буквы" и "Части". В данном случае слово "конденсатор" можно запомнить так: "кондитер старый", "кондиционер в санатории", "кондор сатин (дерет)", "конь - десантник", "кондуктор - старик". Желательно выбрать наиболее яркий образ из всех предложенных.
Затем в "картинку" включаем образ термина. Вот как это будет выглядеть: "Кондуктор - старик придумал новое приспособление для раздачи билетов. Он держит в руках две длинных проволоки, между которыми тонкой ленточкой спускаются трамвайные билеты". И последним этапом является контрольное припоминание, т.е. "считывание" с образа, предложенного выше, запомненной информации.
Попробуйте таким образом запомнить хотя бы одно определение, и вы увидите, что запоминание на самом деле - это не скучное, а очень забавное занятие. Учить определения можно быстро и легко, нужно только немножко потренироваться. Не переживайте, что у вас в голове будет храниться "всякая ерунда". Эта "ерунда" нужна вам только для 1-2 повторений, но повторений не с листочка, что является узнаванием, а из памяти, так называемое воспроизведение. А когда нужная информация закрепится в памяти (после 1-2 повторений), то "ерундовые истории" сами собой исчезнут, т.к. они уже выполнили свое предназначение - закрепили информацию в долговременной памяти. И когда вас спросят: "Что такое конденсатор?", вы без запинки ответите все определение.
Конечно, предложенный нами не единственный способ запоминания определений, их можно запоминать и изображая схемы, и рисуя рисунки. В этих случаях та же "картинка" представляется не в воображении, а на листе бумаги. А вот что касается запоминания термина, то "зубрежка" часто не помогает, поэтому нужно в любом случае воспользоваться мнемотехникой.
Другие работы по теме:
Память и ее виды
Образная память. Двигательная (моторная) память. Характеристика основных процессов памяти. Закономерности запоминания информации.
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Секретные принципы превосходной памяти
Вы сможете запоминать и воспроизводить тысячи фактов используя факторы, лежащие в основе совершенной памяти: воображение и ассоциацию. В Древней Греции и Риме их осваивали сенаторы с целью поразить публику выдающимися способностями.
Методы запоминания текстовой информации
Ни для кого не секрет, что в учебных заведениях вооружают разнообразными знаниями, но при этом не обучают тому, как правильно воспринимать, запоминать и припоминать полученную информацию.
Память
Памятью называется психическое явление, заключающееся в закреплении, сохранении и воспроизведении индивидом прошлого опыта. В число основных процессов памяти входят запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание ранее закрепленного.
Мнемоника
Эта учебная дисциплина многим читателям не знакома, хотя она известна уже более двух с половиной тысячелетий. Древние греки, прародители многих наук, изобрели и искусство запоминания, которое так и назвали.
Эмоциональная память
Эмоциональная память. Следует начать на самом понятии «память». В широком смысле слова под биологической памятью понимают свойство живой системы хранить след от воспринятого раздражения. В такой общей формулировке понятие «память» объемлет очень широкий спектр явлений, в связи с чем, говоря о памяти высших животных и человека, предпочтительно подразумевать способность организма в процессе своей индивидуальной жизни запечатлевать, хранить, воспроизводить и забывать воспринятую информацию.
Изучение динамики процесса заучивания
Исследование динамики процесса заучивания вербального материала. Характер нарастания удерживаемого материала при повторном его предъявлении. Зависимость частоты воспроизведения слова от его места в ряду. Анализ общегрупповых и индивидуальных данных.
Эвристические методы решения творческих задач
Эвристические методы как различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов. Построение моделей процессов решения какой-либо новой задачи как основное назначение эвристических методов, разнообразие данных моделей и их особенности.
Виды мнемотехники
Эффективная мнемоническая система. Основные виды мнемотехники: народная, классическая, педагогическая, цирковая и эстрадная, спортивная и современная. Недостатки книг по тренировке памяти. Теоретическое обоснование применяемых методов запоминания.
История математики: Классическая Греция
С точки зрения XX в. родоначальниками математики явились греки классического периода (VI-IV вв. до н.э.). Математика, существовавшая в более ранний период, была набором эмпирических заключений.
Теорема Лапласа
Теоре?ма Лапла?са — одна из теорем линейной алгебры. Названа в честь французского математика Пьера-Симона Лапласа (1749 — 1827), которому приписывают формулирование этой теоремы в 1772 году.
Числення висловлень
Реферат на тему: Числення висловлень Числення висловлень ) згідно з поданою у розділі 1 схемою означається таким чином. Алфавіт числення висловлень складається з елементарних і змінних висловлень (пропозиційних змінних): a,b,c,d,...,x,y,z (можливо з індексами), знаків логічних операцій ,,, і круглих дужок ( та ).
Дедукция
Дедукция (в сравнении с индукцией) обладает меньшей эвристической силой. Однако отождествлять дедуктивные доказательства с догматической формой изложения все же не следует. Дедуктивное доказательство объясняет изучаемый факт
Теоремы Перрона-Фробеніуса та Маркова
Теоремы Перрона-Фробеніуса та Маркова В роботі дано елементарне доведення відомих теорем Перрона-Фробеніуса та Маркова для матриць другого порядку. Робота має певну методичну цінність і може бути використана на заняттях шкільних гурків та факультативів
Миф как форма культуры
Сейчас уже практически никем не оспаривается тот факт, что миф лежит у самых истоков человеческой культуры в целом и религии как доминантной культурной формы. Наиболее распространёнными среди бытовых определений являются трактовки мифа как сказки, вымысла, искажённого видения действительности.
Команда перемещения данных микропроцессора К580
Микропроцессор К580. Прямая, непосредственная и косвенная адресация. Команды перемещения данных, загрузки аккумулятора, запоминания данных, непосредственной загрузки пары регистров, обмена содержимого пар регистров. Команды операции со стеком.
Викицитатник
Викицита́тник (англ. Wikiquote) — свободное собрание из цитат из высказываний известных личностей или героев художественных произведений, создаваемое читателями совместно. Этот сайт создан Фондом Викимедиа на движке MediaWiki.
Саккери, Джироламо
Джироламо Саккери (итал. Giovanni Girolamo Saccheri; 1667—1733) — итальянский математик, иезуит, создатель первого наброска неевклидовой геометрии.
Лексель, Андрей Иванович
Андрей Иванович Лексель (швед. Anders Johan Lexell; 24 декабря 1740(17401224)—11 декабря (30 ноября) 1784) — русский астроном, математик и физик шведского происхождения, проведший в России большую часть жизни.
Аналитическая юриспруденция понятие и сущность
Аналитическая Юриспруденция - греч. analytikos- относящийся к анализу и лат. iurispruden-tia - правоведение Аналитическая Юриспруденция - система научного изучения действующего права с целью его всестороннего теоретического осм. ысления и эффективного практического использования. Современная Аналитическая Юриспруденция является модификацией новейшего позитивизма юридического.Аналитическая Юриспруденция развивается по двум направлениям, одно из которых исследует строго определенные
Афанасьев Александр Николаевич
Исследователь народного творчества. Еще учась в Московском университете, Афанасьев написал статьи: “Государственное устройство при Петре Великом” и в “Отечественных Записках” (1848) “О вотчинах и поместьях”.
Аполлоний Пергский
Написал ряд сочинений, не дошедших до нас. Важнейший труд — “Конические сечения” (четыре книги сохранились в греческом подлиннике, 3-я в арабском переводе, 8-я книга утеряна).