Актуальной проблемой совершенствования учебного процесса является разработка программного обеспечения для его проведения. К сожалению, большинство известных обучающих программ предназначены либо для изучения основ компьютерной грамотности («Роботландия», «Мир информатики»), либо для обучения работе в среде отдельных прикладных программных пакетов. Очевидным пробелом является почти полное отсутствие средств обучения основам программирования. В качестве редких примеров можно привести программу 10-летней давности TeachPas (с ограниченными возможностями) и различные электронные справочники, не обеспечивающие должного уровня интерактивности и ориентированные, преимущественно, на специалистов.
Отсутствие таких средств снижает эффективность процесса обучения, особенно при усвоении сложных тем, к которым, в первую очередь, относится тема «Алгоритмизация и программирование». В идеале для достижения хороших результатов один учитель должен заниматься одновременно с одним-двумя учениками. В реальности ситуация другая. Учитель на уроке работает с 10-15 учащимися. Осуществить должный контроль за усвоением материала всеми учащимися, если в классе есть компьютеры, без привлечения автоматизированных средств обучения затруднительно.
Автором разработана обучающая программа «Учимся программировать на Паскале». Программа написана на языке Object Pascal в среде Delphi 6 и может работать на компьютерах скромной конфигурации (IBM-совместимых компьютерах с тактовой частотой 100 МГц и выше, 32 Мбайт RAM) под управлением ОС Windows 98/2000/XP.
Программа включает основные разделы программирования в соответствии с региональным стандартом содержания образования по информатике для средней общеобразовательной школы:
Компьютер и программы
Языки программирования, язык Паскаль
Интегрированная система разработки Turbo Pascal 7.0
Структура программы на Паскале
Операторы и данные
Функции и арифметические выражения
Линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы
Линейные массивы
Описание, формирование массивов
Алгоритмы обработки массивов: ввод, вывод, обмен значений элементов массива; нахождение суммы, произведения, количества значений элементов, удовлетворяющих заданным условиям; поиск максимального элемента и его индекса; удаление заданного элемента; сортировка.
Список возможностей программы постоянно расширяется. В ее разработке принимают участие ученики старших классов. В частности, компьютерная графика выполнена ученицей 10 «А» класса Ждамировой Е.
По каждому разделу приводится необходимый теоретический справочный материал и задания на проверку знаний с автоматизированным контролем результатов и выставлением оценок. Особенностью программы является активное использование мультимедийных возможностей компьютера. Все алгоритмы иллюстрируются Flash-анимацией, помогающей лучше понять суть и проследить пошаговую последовательность действий алгоритма. Обучение сопровождается интересными сведениями из истории развития программирования и видеороликами.
Предлагаемая программа внедрена в учебный процесс в старших классах, но область ее применения гораздо шире. С помощью этой программы начинать учиться программированию можно в любом возрасте. Начиная программировать, например, с 5-го класса, дети перестают быть пассивными потребителями информации и приобщаются к сложному, но интересному процессу создания новых программ для компьютера, к творчеству, развитию и, в конечном итоге, к саморазвитию с помощью компьютера.
Двухгодичный опыт использования программы показал значительное улучшение успеваемости учащихся, рост творческой активности, проявившийся, в частности, в более массовом участии и успехах в конкурсах и олимпиадах по программированию.
Другие работы по теме:
Умения и навыки выполнения электромонтажных работ
Graphics Graphics Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Приобрести первичные профессиональные навыки на основании прохождения практики на конкретном предприятии Формирование умений и навыков в выполнении электромонтажных работ Закрепление и совершенствование знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения Graphics
Одаренные дети и компьютеры
В последние годы интерес к изучению проблемы одаренности в нашей стране существенно усилился. Вместе с тем проблематика выявления одаренности в сфере новых информационных технологий (ИТ), а также изучения роли компьютеров в обучении.
Принципы обучения
Принцип научности. Принцип системности. Принцип доступности. Принцип прочности обучения.
Выпускная
Проблема обучения математике в профильных классах на примере темы «Логарифмические уравнения»
Тема Кол-во страниц
Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка в старших классах средней школы
Математические программирование
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 по мат.программированию «Графический и симплексный методы решения ОЗЛП» Для изготовления 2-х различных изделий А и В используется 3 вида сырья. На производство единицы изделия А требуется затратить сырья 1-го вида а1 кг, сырья 2-го вида – а2 кг, сырья 3-го вида – а3 кг. На производство единицы изделия В требуется затратить сырья 1-го вида в1 кг, сырья 2-го вида – в2 кг, сырья 3-го вида – в3 кг.
Толстой О методах обучения грамоте
Лев Николаевич Толстой О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте Толстой Лев Николаевич О методах обучения грамоте
Старт школьной компьютеризации
Весной 1985-го было принято партийно-правительственное постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс».
Кнут, Дональд Эрвин
Введение 1 Биография 2 Книги 3 Интервью и лекции Список литературы Введение Дональд Эрвин Кнут (англ. Donald Ervin Knuth, родился 10 января 1938) — американский учёный, почётный профессор Стэнфордского университета и нескольких других университетов в разных странах, иностранный член Российской академии наук, преподаватель и идеолог программирования, автор 19 монографий (в том числе ряда классических книг по программированию) и более 160 статей, разработчик нескольких известных программных технологий.
Братские школы в Белоруссии
Введение 1 Местонахождение школ, их значение 2 Система обучения Список литературы Введение Братские школы в Белоруссии ― учебные заведения, создававшиеся православными братствами.
Россум, Гвидо ван
План Введение 1 Биография 1.1 Личная жизнь Список литературы Введение Гвидо ван Россум (нидерл. Guido van Rossum) — голландский программист, больше всего известный как автор языка программирования Python. Среди разработчиков Python Гвидо известен как «великодушный пожизненный диктатор» (BDFL) проекта[1], это означает, что он продолжает наблюдать за процессом разработки Python, принимая окончательные решения, когда это необходимо.
Оператор присваивания языка FORTRAN
Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации. Новосибирский Государственный Технический Университет. Курсовая работа по системному программированию.
Интегрирование методом Симпсона
Московский Авиационный Институт Расчетно графическая работа по: алгоритмическим языкам и программированию. кафедра 403 Выполнил: Гуренков Дмитрий гр. 04-109 /____________/
Алгоритмизация
Основным в процессе программирования является разработка алгоритма. Это один из наиболее сложных этапов решения задачи с использованием ЭВМ.
Собельман Владимир Ильич
Собельман Владимир Ильич - крупный специалист, ученый и педагог в области программирования. Владимир Ильич пренадлежит плеяде талантливых математиков, связавших свою жизнь с вычислительной техникой и программированием.
Ершов Андрей Петрович
Основные направления его деятельности связаны с вопросами автоматизации программирования и проблемами теоретического программирования, объектами которого служат математические абстракции программ.