Мячин Иван
Внутренняя противоречивость и многогранность, личностная вовлеченность и ответственность, борьба с научной дискурсивностью и однозначностью – вот те моменты, характеризующие рассмотрение всякой проблемы в русле экзистенциальной психологии.
Систематический анализ, как известно, не является козырем экзистенциальной психологии, поэтому при написании этой работы представляется возможным избежать хронологической последовательности в развитии взглядов (от Л. Бинсвангера и П. Тиллиха к С. Мадди и А. Лэнгли). Тем более, что подобный способ рассмотрения оказывается по сути своей противоречащим экзистенциальной традиции, неотъемлемой максимой которой является установка на историчность и диалогичность. Иными словами, сама логика рассмотрения обладает нудительной силой, навязывающей форму диалога Я-Ты, когда представляется возможным сместить акценты с монолога однозначности на мозаичность и полифонию разных голосов, когда впервые только и появляется возможность быть услышанным или, в нашем случае, дать возможность быть услышанным.
Избрав эту точку в качестве отправной, необходимо дополнить общий контекст рассмотрения центральной проблемы – проблемы тревоги. Этот контекст в самом общем виде можно определить как экзистенциальный, т. е. феномен тревоги как экзистенциальный феномен. Для того, чтобы удержаться в таком способе понимания, нужно определить, в чем заключается подлинный экзистенциальный статус тревоги. Как соотносятся бытие и тревога, чтосодержит в себе тревога, что позволяет рассматривать её в качестве таковой.
Ответы на эти вопросы не могут быть однозначными, хотя всегда проще отделаться поверхностным вариантом: тревога – это осознание нерешенных конфликтов между структурными элементами личности. Но такое понимание вряд ли открывает для нас что-то убедительное.
Экзистенциальное понимание тревоги связано, прежде всего, с отношением бытия к небытию. Тревога – это та базовая категория, которая позволяет сделать это отношение более наглядным. Осознание возможности бытия-небытия – это и есть состояние тревоги, вытягивающее человека из линейности временной перспективы в том смысле, что простое планирование будущего оказывается невозможным. Человек ощущает этот нудительный характер тревоги, благодаря которой для него открывается возможность установиться в качестве такового.
Позитивная функция тревоги заключается в том, что она как бы маркирует для человека возможность быть. Тревога открывает ему глаза на его уникальность и незаменимость в бытии. Или, выражаясь словами М. Бахтина, впервые только и приоткрывает позицию «не-алиби в бытии». В противовес негативному способу понимания тревоги, как состояния, которое необходимо преодолеть и чем быстрее, тем лучше, экзистенциальное понимание утверждает противное: тревогу невозможно преодолеть. П. Тиллих в работе «Мужество быть» вводит схожее представление: «Мужество не устраняет тревогу: тревога экзистенциальна, и её невозможно устранить. Мужество – это самоутверждение «вопреки», а именно вопреки небытию. Тот, кто действует мужественно, принимает в своемсамоутверждениитревогу небытия. Тревога толкает нас к мужеству, так как альтернативой мужеству может быть лишь отчаяние.Мужество сопротивляется отчаянию, принимая тревогу в себя». Этот небольшой, но необычайно глубокий пассаж иллюстрирует принципиально иной способ понимания не только отдельно взятого феномена тревоги, но и предназначение человека, как существа самоустанавливающегося, принимающего себя во всей своей уникальности и единственности. Отсюда возникает и смена психотерапевтических установок – переход от тотальной самоотстраненности и редуцированности к целостному самопринятию и самоутверждению.
Рассмотрение тревоги было бы не полным, если ограничиться указанием лишь на её позитивную направленность. Безусловно, тревога содержит в себе опасность трансформироваться в страх, посредством чего запускается механизм неврозообразования.Человек может устранится от самопринятия и самоутверждения, убежав в невроз. Невроз в данном случае – это способ самоукрывательства. Он дает возможность спрятаться от небытия, но в тоже время, убегая от небытия, человек бежит и от возможности подлинного бытия, чем запускает цикличный механизм саморедуцирования. Тревога – ее внешняя фиксация – страх – самоограничение – последующее усиление тревоги – итак по кругу. Невротик оказывается помещенным в фантомный мир, подлинная реальность его жизни становится для него практически недоступной. Он находится в постоянном конфликте с реальностью, которая представляется ему болезненной и травмирующей. Как пишет П. Тиллих: «Ограниченное и фиксированное самоутверждение невротика и охраняет его от невыносимого давлениятревоги, и разрушает его, обращая против реальности, а реальность против него, вновь вызывая невыносимый приступ тревоги».
Важный момент, какой здесь следует отметить, невротик утрачивает специфически человеческое качество – экзистенциальную открытость миру, игнорируя которую, человек выпадает из своей причастности бытию, из своего «бытия-в-мире» (Л. Бинсвангер). Мир распадается на отдельные фантомы, теряя свою целостность; утрачивается специфически человеческая заброшенность в мир. Такое состояние М. Бахтин характеризует как «неспособность к диалогу».
Наметки психотерапевтической стратегии работы с неврозом и невыносимостью тревоги имплицитно содержатся в наших рассуждениях и, тем не менее, попытаемся их выразить более отчетливо. Психотерапевтическая помощь в ее экзистенциальном варианте предполагает диалогичность, которая открывает для пациента возможность признания своей уникальности и принятия ответственности за свою жизнь.Подводя итог, следует отметить, что экзистенциальное рассмотрение феномена тревоги обнаруживает принципиальную несводимость к однозначности понимания, в том смысле, чтотревога заключает в себе возможность выбора - свободу. Как на то указывает Р. Мэй: «Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность свободы всегда вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет, пожертвует ли человек свободой или утвердит её». Иными словами, тревога как возможность человека быть.
Другие работы по теме:
Атеистический экзистенционализм
Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Атеистический экзистенциализм исходит из положения: Богa нет, а поэтому человеку все позволено. Иначе говоря, человек живет в мире, где религиозная надежда умерла, а поэтому человеку как бы надо жить без высшего смысла и благодати.
Калибровка инструмента непрерывного стана
Порядок и формулы расчёта калибровки 8-клетьевого непрерывного стана. Расчёт скоростного режима прокатки и характеристик очага деформации. Вычисление площадей контактных поверхностей. Усилие металла на валок в зоне редуцирования и в зоне обжатия стенки.
Виды газораспределительных механизмов
Своевременное поступление в цилиндры двигателя горючей смеси, выпуск отработавших газов. Виды и типы газораспределительных механизмов. Фазы газораспределения. Поворот коленчатого вала. Колебательное движение газов. Очистка цилиндров от отработавших газов.
Стенд для монтажа шин
Проектирование стенда для демонтажа и монтажа шин. Расчет площади поперечного сечения штока, штока на сжатие, нагрузки на шток. Выбор гидроцилиндра и расчет параметров гидравлического насоса. Расчет сварного шва крепления корпуса гидроцилиндра с серьгой.
Тормозная рычажная передача 4х-осного пассажирского вагона
Рычажная передача пассажирского вагона, ее отличие от передач грузовых вагонов. Принцип действия тормозной рычажной передачи 4х-осного пассажирского вагона, ее испытание. Ручная, полуавтоматическая и автоматическая регулировка рычажной передачи.
Расчет стрелы крана
Вариант 3.2. Расчет прямой стрелы грузоподъемного крана. Параметры: l=11 м, GП=0.1 тс, Q=6 тс; W=0.01 тс/м – ветровая нагрузка; θ=30є, р=0.1l=0.1∙11=1.1 м, r=0.05l=0.05∙11=0.55 м;
Проектирование каркаса одноэтажного здания
Конструктивная схема одноэтажного каркасного здания. Расчетная схема рамы. Определение постоянной нагрузки от веса элементов покрытия, стен и колонн. Снеговая нагрузка, действие ветра на здание. Определение расчетных усилий. Конструирование узлов фермы.
Поэтажный расчет статической балки
Схема многопролетной определимой статически балки. Определение реакции опор и построение эпюров моментов и поперечных сил. Равновесие отсеченной части бруса. Определение усилий в стержнях фермы. Построение сечения по линиям влияния опорных реакций.
Психология смысла жизни
Экзистенциальный кризис (кризис человеческой жизни) воспринимается не как интеллектуальное открытие, а как отнятие того, что у человека было. Человек начинает задумываться о смысле жизни тогда, когда у него возникает экзистенциальная тревога.
Основные подходы к определению тревожности
Основные подходы к определению тревожности Проблеме тревожности посвящено очень большое количество исследований, причём не только в психологии, но и биохимии, физиологии, философии, социологии. По некоторым источникам, количество публикаций по данной проблеме увеличивается в геометрической прогрессии.
Основные причины сопротивления изменениям в организации
Понятие сопротивления, причины возникновения. Наиболее распространенные причины сопротивления. Привычки, действия по инерции, банальный страх нового. Причины спротивления в коллективе и обществе. Преодоление сопротивления коллективным и личностным путем.
Слоновая техника
Слоновая техника -это разработанный в ТМ подход к планированию времени. Слоновая техника хороша для решения очень крупных, или, попросту говоря, слоновых задач, которые человек сразу не может решить.
Монтаж наружного трубопровода
Расчет действительного нажатия композиционных тормозных колодок в индивидуальном приводе автотормоза 2-осной тележки Расчёт выполнен на основе «Типового расчёта тормоза грузовых и рефрижераторных вагонов» [14].
Испытание материалов на растяжение
Лабораторная работа 3 Тема: Испытание материалов на растяжение. Цель Изучить поведение материала при растяжении до разрушения; получить диаграмму растяжения и установить основные механические характеристики материала образца.
Подбор сечения нижней части колонны
Практический конструкторский расчет подбора сечения нижней части колонны: проверка устойчивости ветвей и расчет решетки подкрановой колоны. Проверка устойчивости колонны в плоскости действия момента как единого стержня и конструирование узла сопряжения.
Монтаж наружного трубопровода
Расчет действительного нажатия композиционных тормозных колодок в индивидуальном приводе автотормоза 2-осной тележки. Максимальная суммарная величина силы нажатия тормозных колодок. Проверка отсутствия юза, порядок проведения соответствующих расчетов.
Расчёт ленточной метательной машины
В соответствии с физико-механическими свойствами материала устанавливаем наибольший угол отрыва материала с криволинейной ленты: - угол естественного откоса материала в движении.
Расчёт поршневых гидроцилиндров на прочность
Расчётная сила на штоке с учётом потери мощности на трение в цилиндре. Фактическое усилие, развиваемое цилиндром. Механический коэффициент, учитывающий потери мощности на трение между поршнем и цилиндром. Толщина стенки гидроцилиндра.
Сочинения на свободную тему - честно хочется прожить. .. 7
Роман Плаха крик отчаянный призыв одуматься осознать свою ответственность за все что так обострилось и сгустилось в мире. Экологические проблемы затронутые в романе писатель стремился постичь прежде всего как проблемы состояния души человеческой.
Есенин с. а. - душа сжимается от боли
Образ родины в лирике С. ЕсенинаОбраз России возникает в произведениях многих поэтов серебряного века А. Блока А. Белого А. Ахматовой М. Цветаевой. Говорить о России в это трудное время значило не только любоваться красотой ее природы не толь.
Айтматов ч. - Протест против наркомании в романе ч. айтматова “плаха”(3)
В романе подробно описывается как наркоманы добывают те самые наркотики из за которых рушится вся жизнь и зачастую рушится навсегда. Авдий Каллистратов попадая в общество наркоманов если это можно назвать обществом пытается исправить их разуверить в том что только таким образом можно жить хорошо.
Тревога о человеке на страницах произведений русских писателей
Милосердие, «экология человеческой души»… Эти слова начали уже забываться в наш век жестокости и насилия. Но настало время, когда мы наконец - понимаем, что если будем жить так, как жили раньше, нас ожидает катастрофа. И не только экологическая, экономическая или политическая — нравственная.
Стефан Жеромский
Жеромский, Стефан (Zeromski, Stefan) (1864–1925), польский прозаик и драматург.
Агеев, Евгений Иванович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Признание и награды Список литературы Введение Евгений Иванович Агеев (1906(1906), Кузнецк, Пензенская губерния — 1976, Челябинск) — российский и советский актер, народный артист РСФСР (1969), лауреат Сталинской премии третьей степени (1952) .