Гарипова Д.Г., студентка 5 курса
У меня есть несколько вариантов того, как начать это эссе, все они сейчас перед моими глазами; у меня есть выбор, альтернативы, возможности… Прокручивая в голове тот или иной вариант, я думаю и о ситуации экзамена по экзистенциальной психологии, и о степени свободы, с которой можно выражать свои мысли, и о стройности слога, и (чего уж греха таить) о возможной реакции преподавателя. Я, словно ребенок, играю с формочками для своих рассыпающихся мыслей, мучаюсь и не могу выбрать самую красивую и подходящую… И тут в памяти всплывает: «Выбор – это не то, что Вам предстоит сделать, а то, что Вы уже делаете» . Холодный душ. Мгновенно меняется структура анализа; он становится неоднозначным и разноплановым… узнаю в себе студента-психолога.
***
Итак, выбор. Это одна из ключевых проблем экзистенциальной психологии, которая рассматривает природу человека совершенно беспредпосылочно, которая не дает никаких ответов, а только ставит вопросы. Проблема выбора является закономерно проистекающей из такой философии человека. Нас ничего не толкает, ничего не влечет, мы, такие, как есть, выбираем свое существование здесь и сейчас. Мы, такие, как есть, со своими проблемами и неудачами, выбираем свое существование здесь и сейчас. Мы, такие, как есть, с полным набором защитных механизмов и деструктивных импульсов, выбираем свое существование здесь и сейчас. Да… Немного не по себе становится от фразы «выбор – это то, что Вы уже делаете», от того, что в каждый момент существования ты сам выбираешь, каким тебе быть, сам выбираешь это существование, хотя далеко не всегда осознаешь это. И тогда проявляется чувство ответственности за свою жизнь, которую невозможно переложить ни на окружающих, ни на судьбу, ни на характер или темперамент. Тут нельзя не вспомнить Босса, который указывал на то, что все наше существование в мире – одна большая возможность, и на то, что человек несет ответственность не только за те возможности, которые осуществляет, но и за те, которые не осуществляет. Согласно Боссу, круг возможностей представляет собой различные восприятия мира и различные к нему отношения, а то единственное, что мы выберем, зависит от наших ценностей (Франкл).
Выбор напрямую связан с ощущением проживания жизни: либо я живу (и тогда я выбираю), либо «жизнь меня живет» (и тогда я тоже выбираю этот ригидный способ существования, только неосознанно); либо я могу в любой момент стать иным, либо воспроизвожу стандартный набор реакций (живу «на пленке», по Бьюдженталю). И то и другое будет моим выбором, но тогда в чем будет их коренное различие? На мой взгляд, основной критерий различия – степень осознанности, и самого факта выбора, и наличия множества возможностей. Но, для того, чтобы осознанно выбирать осуществление себя, нужна смелость, нужно «мужество быть» (по Тиллиху) или «упрямство духа» (по Франклу), чтобы справиться с тревогой, с осознанием того, что одной из возможностей является собственное небытие. Если же выбрать единый способ осуществления, не понимая этого и не принимая наличия иных возможностей, то это будет означать, что ты выбрал способ избавления от тревоги, от небытия путем избавления от бытия, что ты выбрал невроз (Тиллих).
Итак, выбор есть всегда, это то, что неотъемлемо присутствует в нашей жизни, но тогда возникает самый интересный вопрос: «А кто выбирает?» Где то «место», тот «кусочек» личности, который способен делать глубинный экзистенциальный выбор? Ответ на этот вопрос хорошо сформулирован в концепции Бьюдженталя. Анализируя проблему «Я», он выделяет I, Me, и Self. Me – это то, что мы говорим про себя, это можно сделать фокусом своего внимания; Self – это то общее, что есть в Me. А вот I – это процесс ощущения себя как субъекта, это источник самовыражения, это жизненность, сохранение постоянной возможности изменения. Р.Мэй, который во многом повлиял на взгляды Бьюдженталя, также выделял организующую функцию, с помощью которой человек соотносится с другими. Благодаря этой функции человек знает, что играет роли, это некий центр, который Мэй назвал Self. Становление личности Мэй рассматривал как большее осознание этого Self. Однако на теоретическом уровне все гораздо понятнее, чем на субъективном, т.к. ощущение себя выбирающего не всегда улавливается четко, а чаще не улавливается совсем. Это непрерывный процесс, который постоянно меняет свои характеристики.
***
Выбор, выбор, выбор… Один бесконечный выбор, связанный с самопознанием, с ответственностью, с тревогой, с ценностями, с бытием и небытием и еще с очень многими вещами, которые здесь не упоминались. Вот и сейчас, написав эту работу, я тоже сделала выбор: осуществив одну из возможностей, я «убила» все остальные (они могли быть хуже, а могли быть и лучше). Ну что ж, такова «трагедия выбора» (Бьюдженталь), за который несу ответственность только я.
Другие работы по теме:
Комплексное и рациональное использование сырья
Комплексное и рациональное использование сырья. В отраслях промышленности существуют различные методы рационального использования сырья. Наиболее важными из них являются: верный выбор сырья, и его комплексная переработка, вторичное использование, качественное первичное обогащение и обработка, использование по максимуму отходов производства.
Почему философию принято называть теоретическим мировоззрением
3. Как Вы думаете, ? Вряд ли можно спорить с тем, что философские взгляды играют важную роль в мировоззрении людей. Значительность этой роли нередко побуждает к тому, чтобы саму философию понять и определить с помощью отсылки к мировоззрению. Представить её, как теоретическую форму мировоззрения или как его теоретическое ядро.
Добро и зло
Характеристика категорий "добро" и "зло" с точки зрения философии, духовных и моральных убеждений человека. Особенности понятия "борьбы зла и добра", которое есть не что иное, как выбор, а именно - выбор между добром – эволюция и между злом – деградация.
Учебник по рекламе
Выбор дня недели. Выбор места на странице. Как разработать объявление в газету.
Задачи по метрологии и квалиметрии
СОДЕРЖАНИЕ Стр. I. Выбор посадки для первого соединения 5-6 II. Выбор посадки для второго соединения 7-8 III. Выбор посадки для третьего соединения 9-10
Вышивка гладью
Ученицы 8 класса Шостак Кристины Руководитель: Шостак Н.П. Содержание: Обоснование возникшей проблемы и потребности. Определение конкретной задачи и её формулировка.
Расчёт технологического процесса ковки и штамповки
Разработка эскиза поковки: определение припусков на диаметр, длину, толщину и допусков на обработку. Определение массы и основных параметров заготовки. Выбор времени выдержки для конструкционной углеродистой качественной стали и подбор оборудования.
6
Выбор места, технических средств и материалов для локализации нефтяного загрязнения 11
на Английском языке
Цель: научить работать с источниками (книгами, пособиями, справочниками и информационными сайтами); грамотрно работать с текстом; правильно и логично подбирать и обосновывать тему; находить соответствующий иллюстративно-графический материал
1. 1 Применение биосурфактантов 8
Содержание Введение 7 1 Литературный обзор 8 1.1 Применение биосурфактантов 8 1.2 Классификация биосурфактантов 10 1.3 Физико-химические свойства биосурфактантов 13
Хронический обструктивный бронхит
Особенности осмотра органов дыхания, кровообращения, пищеварения и мочеотделения пациентки, обоснование ее диагноза - хронического обструктивного бронхита. Алгоритм выбора лекарственных препаратов. Анализ эффективности и безопасности фармакотерапии.
Выбор будущей профессии
Сочинение-рассуждение Одна из сложнейших проблем, перед которой оказывается молодой человек, - это выбор карьеры. Конечно, есть люди, которые с шести лет «знают», что они хотят быть докторами, или летчиками, или пожарниками, но большинство из нас не находят времени для принятия решения о выборе профессии.
О выборе профессии
Автор: Сочинения на свободную тему На первом месте среди вопросов, волнующих подростков, несомненно, стоит проблема выбора профессии. Безусловно, каждому важно выбрать для себя дело, которому он готов посвятить свою жизнь.
Выбор жизненного пути мини-сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений самую важную роль и влияние играет выбор жизненного пути.Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях.
Проектирование дифференциального усилителя
Расчёт и обоснование требуемых характеристик источника питания. Определение и выбор всех элементов схемы (номиналов и мощностей). Вычисление параметров конденсаторов, резисторов, транзисторов. Расчёт КПД схемы при синусоидальном входном сигнале.
Причины принятия христианства
Существуют несколько реальных фактов, остановивших выбор Руси на православной форме христианства. В первую очередь, важную роль сыграли прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие на Руси собственной влиятельной православной общины. Византия в то время казалась центром цивилизации, наследницей великого Рима, самой развитой и культурной страной Европы.
Основы построения сетей
Государственное Образовательное Учреждение Базовая школа при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Основы построения сетей
Государственное Образовательное Учреждение Базовая школа при Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
The role of brands in our life
A brand can be a name, a term or a symbol. It is used todifferentiate a product from competitors' products. The brands guarantee a certain quality level. Brands should add value to products. It's a synergy effect whereby one plus one equals three. But customers must believe they get extra value for money.There are different types of brands.
Гражданин и выборы. Ответственность за будущее
О роли молодежи в политике и обществе. Выборы и участие в них граждан. Понятие выборов и голосования, их существенные отличия. Зачем нужны выборы. Выборы государственного масштаба как важнейший компонент политики. Сделать выбор – это гражданский долг.
Проектирование подъемной подземной установки
1 .ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПОДЪЕМНОЙ УСТАНОВКИ Исходные данные: Годовая производительность Агод. = 1.7 млн. т. Глубина горизонта Нм = 280 м Число рабочих дней в году п =300 Число часов подъема в сутки t сут =18 ч Коэффициент резерва производительности Lp =1,5